Как в Индонезии окрашивают дерево в технике батик

Как в Индонезии окрашивают дерево в технике батик

Батик на дереве.

Индонезийские мастера делают батик не только на ткани (батик кайн), но и на дереве (батик кайю), используя для этого специальные краски для дерева. Принципиально процесс изготовления мало чем отличается от батикования на ткани. Работа начинается с белого цвета, то есть. вырезается заготовка из дерева. Это может быть маска, кукла ваянг, любой сувенир — оправа для зеркальца в форме рыбки, черепашки, брелочки или фигурки для магнитов, блюда, чаши, подставки для чайных чашек, салфетницы и даже… сабо! Теперь женщины начинают резервировать воском белый цвет, работают чантингом, как и в случае с тканью. Затем мужчины окрашивают заготовки первым цветом, самым светлым после белого, выдерживают на солнце и в тени, после чего женщины резервируют этот цвет. Так продолжается сколько раз, сколько цветов имеется в узоре (чаще это 2 — 4 цвета). Воск удаляют так же методом кипячения в горячей воде с добавлением соли, соды, как и с ткани. Готовые предметы просушивают и приступают к шлифованию (вручную) мелкой наждачной бумагой. В итоге предметы приобретают гладкость и нежность бархата или шелка. Порой покрывают специальной мастикой для дерева, но не лаком! Батик на дереве не боится воды, не выгорает, радует глаз и душу изощренностью узоров. Мотивы (узоры) батика на дереве обычно повторяют мотивы на тканях, их создают одни и те же художник . Это традиционные орнаменты, существующие веками.

Прилагаемые фото позволяют проследить процесс изготовления батика на дереве.

История батика в Индонезии

Наиболее ранние сведения об окраске тканей в мировой литературе относятся к I веку н.э. Плиний Старший дал в одной из своих книг описание способа окраски, который применялся в Египте: «В Египте окрашивают одежды удивительным способом: после того, как белое полотнище расчертят, его пропитывают не красками, но поглощающими краски веществами; когда это сделано, на полотнище не видно ничего, но, погрузив его в котел с горячей краской, в надлежащее время вынимают окрашенным». Как видим, описание очень похоже на современные определения батика.

В Индонезии, в некоторых областях Центральной Явы и прилегающих к ней островах, сохранилась древнейшая форма резервирования, которой пользуются до сих пор при создании особой церемониальной ткани. Резервом здесь служит специально приготовленная рисовая паста, которую наносят с помощью бамбуковой палочки. Ткань берут только ручного прядения, краска приготовляется из корня растения Morinda citrifolia, окрашивание происходит в несколько стадий и длится несколько дней. После удаления пасты остаются простые, в основном геометрические, реже – фигуративные изображения. Как считает известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер, «относительно невероятно происхождение сегодняшнего развитого искусства батика из простого способа резервирования рисовой пастой». Он полагает, что батик как способ был завезен из Индии.

Русский этнограф Игорь Каммадзе, изучавший материальную и духовную культуру Явы, обращает пристальное внимание на искусство батикования: «С давних пор батик стал неотъемлемой частью ритуала поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символики и наделён волшебной силой. Одним из значительных символов индонезийской культуры является «крис» – древнейшее оружие яванцев – он же один из любимейших и символичных мотивов, изображаемых в батике. В отличие от криса, изготовление батика является исключительно женским ремеслом».

Символическое значение батика проявляется в его традиционной сине-коричневой цветовой гамме, в изображении древних орнаментальных мотивов и особенно в том, что ни один обряд жизненного цикла не обходится без криса и без батика. «Крис, завернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте, отдельно же крис и батик – воплощение мужского и женского аспектов мироздания». Философско-символическая соотнесенность предметов материальной культуры и духовной жизни народа имеет очень древние корни. Мир и миф есть единое целое.

Как покрасить ткань в технике «батик на льду» в домашних условиях

Можно говорить не о прямом заимствовании из Индии, а скорее о совершенствовании давно знакомой индонезийцам техники.Через множество товарно-хозяйственных записей известно, что индийские набивные ткани были предметом активного экспорта на Суматру и Яву в Средние века. Из стремления воспроизвести понравившиеся узоры в собственной технике возник типично яванский прибор – тьянтинг (джаньтинг) – маленький медный сосуд, который наполняется расплавленным воском и может быть разогрет на огне, если воск начинает застывать. Сосуд снабжен тонкой загнутой трубочкой, из которой вытекает тонкая струйка воска, и именно это приспособление позволяет нанести тонкие штрихи, линии и точки, составляющие сложный узор – характерную особенность индонезийского батика. А рисование от руки превращает простое окрашивание ткани, столь необходимое в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Следующей предпосылкой для развития узорного украшения ткани послужил особенно тонкий гладкий хлопок, привозимый опять же из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых городов побережья и жители кротонов – княжеских домов патриархальной Явы.

Из тысячи различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были в конце 18 века запрещены к употреблению для простолюдинов, и носить их дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особо приближенным к султану. Это были прежде всего традиционные ритуальные, символические орнаменты. К таким орнаментам относились, например, изображения мифической птицы с раскрытым перепончатым хвостом, схематичное изображение старинного меча, спиральная полоса, язычок пламени, дополняющий спираль, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священнной горы на белом фоне. Эти запреты и предписания строго соблюдались в XVIII веке, и даже сегодня появиться в кратоне Джакарты в запретном ( lorangan ) узоре считается неприличным для местных жителей. Символическое значение узоров возвышало и магически защищало их носителей.

Настоящий художник по ткани глубоко укоренен в собственной культурной традиции. Кроме того, занятие батиком требовало много времени, совершенствования мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это вело к расцвету искусства батика.

Когда англичане в 1811 году оккупировали Яву, они решили распространить английские хлопчатобумажные ситцы во всем юго-азиатском регионе, но натолкнулись на непреодолимое препятствие, которым было качество окраски местного батика. Оно было гораздо выше европейского, растительные красители не линяли при стирке, как это происходило с ситцами, окрашенными анилином. Так местная традиция укрепила свои позиции, и, возможно, именно этот фактор повлиял на дальнейший ход событий.

Мелкие торговцы поставляли желающим работать привозную ткань для батика и доставали красители, приготовленные по традиционной технологии. Одновременно разрушается «монополия» женщин в батике. Совершается переход к технике tjap – батика, т.е. нанесения узора медным штампом, и мужчины, работающие по найму в мастерских, берут на себя изготовление штампов. Это было достаточно дорогим и даже рискованным делом. Новый индийский или европейский узор не всегда сразу находил своего потребителя, и затраты на изготовление целой партии одинаковых батиков могли привести как к неожиданному богатству, так и к полному разорению. Поэтому мастерские никогда не переходили целиком к производству tjap – батика, продолжая разрисовывать ткани вручную. Это обеспечивало сохранение художественных навыков исполнителей, богатство вариаций в орнаментации, неповторимость и высокое качество изделий.

Индонезия — страна батика Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тришкина Татьяна Аркадьевна

Индонезийский текстиль тема неисчерпаемая. Кроме тканей для одежды и предметов быта индонезийцы делают и картины на хлопке и шелке. Батик ткани ручной работы, в которых сплелись узоры тринадцати тысяч островов удивительной страны Индонезии. Уникальная коллекция батиков , начало которой было положено более 10 лет назад, неоднократно демонстрировалась на выставках в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке, Артеме и стала основой постоянно действующего проекта «Индонезия любовь моя» в галерее современного искусства «Метаморфоза» в Комсомольске-на-Амуре с лекциями и видеобеседами. Этот проект посвящен уникальному этническому искусству жителей индонезийских островов.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тришкина Татьяна Аркадьевна

Indonesia is a country of batik

Indonesian textile is an inexhaustible subject. In addition to fabrics for clothing and household items Indonesians do paintings on cotton and silk. Batik handmade fabrics, which are woven patterns of thirteen thousand Islands of the amazing country of Indonesia. The unique collection of batiks, which began more than 10 years ago, was repeatedly demonstrated at exhibitions in Komsomolsk-on-Amur, Khabarovsk, Vladivostok, Artem, became the basis of a permanent art project «Indonesia is my love» in the gallery of modern art «Metamorphosis» in Komsomolsk-on-Amur with lectures and video conversations. This project is dedicated to the unique ethnic art of the inhabitants of the Indonesian Islands.

Текст научной работы на тему «Индонезия — страна батика»

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2022

ИНДОНЕЗИЯ — СТРАНА БАТИКА

Тришкина Татьяна Аркадьевна Коллекционер, внештатный сотрудник галереи современного искусства «Метаморфоза». Россия, г. Комсомольск-на-Амуре. trivota@mail.ru

Индонезийский текстиль — тема неисчерпаемая. Кроме тканей для одежды и предметов быта индонезийцы делают и картины на хлопке и шелке. Батик — ткани ручной работы, в которых сплелись узоры тринадцати тысяч островов удивительной страны Индонезии.

Искусство батика как средство эстетического развития детей — 22.05.18

Уникальная коллекция батиков, начало которой было положено более 10 лет назад, неоднократно демонстрировалась на выставках в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Владивостоке, Артеме и стала основой постоянно действующего проекта «Индонезия — любовь моя» в галерее современного искусства «Метаморфоза» в Комсомольске-на-Амуре с лекциями и видеобеседами. Этот проект посвящен уникальному этническому искусству жителей индонезийских островов.

Ключевые слова: индонезийский текстиль, этническое искусство, батик.

Библиографическое описание для цитирования:

Тришкина Т.А. Индонезия — страна батика // Искусство Евразии. — 2022. — № 2 (13). — С. 228-238. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2022.02.021. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1431023/32/

Не будет преувеличением сказать, что батик — ярчайшее явление индонезийской культуры и искусства, потому что это своего рода энциклопедия жизни народа [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9]. История возникновения батика уходит в глубину веков. Родина батика — индонезийский остров Ява. Нигде этот художественный промысел не достиг такого совершенства по технике изготовления и богатству узоров, как здесь. Традиционные индонезийские батики изначально были связаны с представлениями о легендарных прародителях яванского народа по женской линии и олицетворяли силу женских предков. Поэтому они нередко служили приданым. Некоторые из батиков использовались в особых ритуалах, их приносили в жертву королевским предкам, покрывая гробницы яванских монархов.

Для индонезийцев во все времена батик был не просто тканью для одежды и предметов домашнего обихода, он имел глубокий философский смысл, а кроме того через батик прививались хороший вкус и изящные манеры. Символика мотивов выражает желания и стремления человека. Особенно широкое распространение имели благопожелательные мотивы. Например, сидомукти — «узор, который до сих пор

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2022

украшает парные батики новобрачных (рис. 1). Он состоит из традиционного набора повторяющихся мотивов: рассыпанные зерна риса, дерево жизни, крылья орла Гаруды» на фоне храма [1]. Это символы покровительства богов в семейной жизни и пожелания молодым иметь большое потомство.

Рис. 1. Индонезийская свадьба. На новобрачных, по традиции, парные юбки-саронг из ткани, выполненной в технике батик Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

Батик строго различался по предназначению, поскольку сопровождал человека на протяжении всей его жизни: рождение, взросление, замужество или женитьба, беременность, появление ребенка, болезнь, смерть. Каждому событию предназначался батик с определенным изображением. Но были и такие ткани, которые могли носить только представители королевской крови и привилегированных сословий острова Ява, например, с мотивом паранг русак. Таким образом, батик указывал на социальный статус владельца.

В былые времена законодателем нравов и вкусов на Яве являлся Кратон — двор султана, куда строго отбирались придворные мастера для изготовления королевского батика.

ГТРК ЛНР. Республика мастеров. Роспись по джинсу. 24 октября 2020 года

Эти люди должны были обладать не только высокими профессиональными навыками, но и такими достоинствами, как чистое сердце, открытая душа, благожелательность, спокойствие и терпение. Индонезийцы не просто верят, а знают, что через батик можно повлиять на судьбу человека.

Технология изготовления батика очень сложна, эта кропотливая работа требует немалого терпения, внимания и времени. Изначально узор наносится на натуральную белую ткань горячим воском. Существует два способа нанесения воска на ткань: либо при помощи чантинга — маленького медного сосуда с герметично впаянным носиком

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2022

Знакомство с техникой ручной росписи и горячего батика. Прямой эфир 24.01.2021 Таня Маркос

(носики могут быть разного диаметра — и меньше 0,5 мм, и больше 2 мм), в других случаях используют штамп. Батик, расписанный при помощи чантинга, называют батик тулис (от слова «писать») (рис. 2). Этим способом делают и ткани, и картины. Батик, сделанный при помощи штампа, называется батик чап (рис. 3-6). Так расписывают ткани, шарфы, предметы домашнего обихода, где есть повторяющийся ритмичный рисунок.

Рис. 2. Женщины работают чантингом (батик тулис). Музей батика Оапаг Hadi в г. Соло на Центральной Яве, мастерские по изготовлению батика. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 3. Чап («cap» — штамп). Музей батика Danar Hadi в г. Соло на Центральной Яве, мастерские по изготовлению батика. Фото: Т.А. Тришкина.

Искусство батика как средство эстетического развития детей — 22 мая 2018

Рис. 4. Мужчины делают батик чап («cap» — штамп). Музей батика Danar Hadi в г. Соло на Центральной Яве, мастерские по изготовлению батика. Фото: Т.А. Тришкина.

Клуб Творцов, встреча 71, Ткани для лоскутного шитья. Рисуем иммунитет и повышаем вибрации.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2022

Рис. 5. Ткань с нанесенным воском рисунком при помощи чапа. Музей батика Оапаг Hadi в г. Соло на Центральной Яве, мастерские по изготовлению батика. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 6. Чап (штамп), с помощью которого наносят рисунок воском на ткань. Музей батика Оапат Hadi в г. Соло на Центральной Яве, мастерские по изготовлению батика. Фото: Т.А. Тришкина.

Затем полотно окрашивают первым цветом (окрашивание происходит только холодным способом, иначе растворится воск), закрепляют рисунок раствором кислоты, полощут в чистой воде, выдерживают поочередно на солнце и в тени (краска продолжает проявляться и закрепляться на ткани) и снова воском закрывают определенные окрашенные участки. Эту операцию повторяют до тех пор, пока не нанесут на ткань все необходимые цвета. В конце работы картина или ткань имеет вид твердой восковой корки, от которой избавляются путем кипячения ткани в растворе соли и соды. Батик, сделанный таким способом, не линяет и не выгорает на солнце, его можно стирать и гладить горячим утюгом. Рисунок получается двусторонний, очень выразительный и четкий. Раньше для окраски применяли только растительные и минеральные красители, в настоящее время цветовая гамма расширилась благодаря современным химическим краскам. Но до сих пор на Яве есть студии, где для изготовления тканей для одежды (не картин!) используют только натуральные краски, полученные из природных материалов. В некоторых студиях применяют растительные краски биксан (по названию растения). Это порошок, который растворяют в воде в необходимой пропорции. Особой популярностью пользуются ткани в коричнево-сине-белой цветовой гамме. Это традиционные цвета яванского батика.

В Кратоне часть территории отдана под музей. Здесь существует зал батика, представляющий ткани с множеством мотивов, имеющих особое значение и предназначение. Подписи помогают разобраться в сложной символике узоров,

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2022

а на фотографиях можно увидеть членов королевской семьи, облаченных в драгоценные ткани. В частности, необычно, но красиво смотрится сочетание военного голландского мундира и длинной юбки саронг из традиционного батика.

Магия Шибори. Неограниченные возможности и простые техники.

Процесс нанесения воскового узора на отрез хлопчатобумажной ткани длиной около 2,5 метра может длиться 3 месяца и больше в зависимости от сложности узора. Узоров, украшающих батики Центральной Явы, насчитывается несколько тысяч. По типу декоративных элементов их можно разделить на три большие группы: с геометрическим орнаментом, который часто имеет диагональное расположение рисунка, растительными и изобразительным (или с компонентами) мотивами.

Самой древней считается первая группа, к которой относится один из самых известных мотивов паранг русак в виде S-образных спиралей-парангов, восходящих к временам неолита. Эти мотивы упоминаются в фольклоре, где повествуется, что узор видели в своих озарениях и снах яванские монархи. Мотив паранг русак олицетворяет идею бессмертия и вечного круговорота жизни.

Батики, имеющие чисто растительный узор, довольно редки. Чаще в таком узоре соединен растительный мотив семен (побег) или упругие бутоны и цветы священного лотоса и сдвоенные крылья орла гаруды — это символ гармонии Вселенной, что так характерно для индонезийской мифологии.

Некоторые мотивы индонезийского батика близки рисункам на поверхности плоских кожаных кукол яванского театра ваянг, покрытых искусной сквозной резьбой. Многие талантливые индонезийские резчики кукол до сих пор создают еще и рисунки для ткани батик, которые потом женщины воплощают в жизнь.

Каждый год на Центральной Яве в г. Джокьякарта проходит День Батика. Организованы курсы по обучению технике батик на площади в центре города, любой может попробовать свои силы в уникальном творчестве. А прекрасные девушки-модели демонстрируют одежду и ткани известных мастеров о. Ява. Здесь же происходит награждение лучших мастеров и учителей этого ремесла. В Дне Батика в Джокьякарте участвуют такие известные художники, как Джака (|ака), Махьяр (Ма^аг), Гианто ^1ап1:о), Арджи (А^1), Хери (Неп, чаще на картинах подпись КпБпа), Гейонг (Gejong).

Джака (|ака) — один из немногих, кто заключает контракты самостоятельно (например, с Малайзией). Но, к сожалению, контракты на кабальных условиях: по условиям контракта нужно произвести очень много картин, не остается достаточно времени на свободное творчество, поиск нового. Мастер никогда не украшает свои картины «золотым» декором, в одной картине присутствует до 15 различных видов орнамента. Очень выразительны фигуры людей в черном цвете (рис. 7 и 8). Картины Джака очень любят профессиональные художники, в том числе из России. Часто присутствует сюжет с павлином: павлин в индонезийской мифологии символ величия, красоты, славы, бессмертия, королевской власти. Для процесса воскования (вощения) часто приглашаются женщины из близлежащих деревень, кто в совершенстве владеет этим ремеслом (во всех больших студиях). Они обычно долго работают с одним художником, знают его требования. На ночь уезжают домой. В студии Джака во время исполнения большого заказа работают до 9 женщин. Художник следит за процессом окрашивания, сам выполняет многие операции.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 2 (13) • 2022

Рис. 7. Джака (Jaka). Девушки и павлин. Батик. 46 х 43 см. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 8. Джака (Jaka). Рыбка. Батик. 46 х 43 см. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2022

Махьяр (Ма^аг) исключительно мастерски изображает котов (рис. 9) и других животных. Его картины отличаются необыкновенно насыщенным колоритом и множеством изысканных орнаментов.

Рис. 9. Махьяр (Mahjar). Ленивый вечерок. Батик. 54 х 44 см. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

Известными яванскими мастерами считаются Гианто (Gianto), Арджи (Arji, на его картинах солнце выглядит, как настоящее), Хери (Heri, Krisna) мастерски работает как чантингом, так и штампом. Гейонг (Gejong) — мастер абстракции, одно время занимался живописью, но вернулся к батику. Его мастерская находится на территории Кратона, Таман Сари (бывшие королевские купальни).

Кроме батика на ткани индонезийцы используют технику батика на дереве batik kayu. В частном музее батика можно увидеть образцы, дающие возможность понять процесс изготовления батика на дереве на примере деревянных масок (рис. 10-12). Этот промысел развит в деревне Калиуранг на Центральной Яве. Ремеслом занимаются мужчины и женщины: множество масок, деревянных плоских кукол теневого театра, деревянных сувениров, сабо изготавливаются именно в этой технике.

ТЬе Ай Of Euгasia N0. 2 (13) • 2022

Рис. 10. Техника батика на дереве. Деревянные маски в деревне Калиуранг. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 11. Техника батика на дереве. Деревянные маски в деревне Калиуранг. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 12. Техника батика на дереве. Деревянные маски в деревне Калиуранг. Центральная Ява. Фото: Т.А. Тришкина.

ТЬе Ай Of Eurasia N0. 2 (13) • 2022

Принцип тот же, что и для ткани: горячим воском с помощью чантинга наносят узор на дерево, погружают в красящий раствор, после просушки на солнце снова наносят восковой узор на окрашенные участки. Для удаления воска варят все предметы в чане, затем шлифуют до состояния бархата либо покрывают полировочным составом.

Рис. 13. Медный штамп для нанесения рисунка на ткань горячим воском при изготовлении батика чап (в отличие от батика тулис). Данный штамп — это фрагмент бордюра по краю шарфа или ткани. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 14. Медный штамп для нанесения рисунка на ткань горячим воском при изготовлении батика чап (в отличие от батика тулис).

Данный штамп — это часть узкого бордюра по краю шарфа или ткани. Фото: Т.А. Тришкина.

Рис. 15. Медный штамп (чап) для нанесения горячим воском рисунка на ткань при изготовлении батика чап (в отличие от батика тулис). Данный штамп — фигурка героя яванского театра теней Wayang (Ваянг), одного из героев древнего индийского эпоса «Махабхарата». При изготовлении тканей для двора султана часто используют традиционные мотивы индонезийской мифологии. Фото: Т.А. Тришкина.

Научиться технике изготовления батика можно за какие-нибудь 3-4 недели. Но вряд ли кто-либо овладеет этим искусством лучше самих индонезийцев. Необычайно сильны традиции, которые передаются из поколения в поколение, а мастерство оттачивается

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2022

десятилетиями. Батик — это одно из чудес Индонезии, удивительной страны, где так органично переплелись почти все религии мира.

1. Все о батике [Электронный ресурс]. URL: https://www.goldpavlin.ru/chto-takoe-batik-vse-o-batike/

Футболка в технике шибори,узелковый батик.(мастер — класс)/t-shirt in equipment — a nodular batic/

2. Муриан И.Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV века. — М.: Искусство, 1981. — 240 с.

3. Ariswara. Prambanan. — Jakarta, Intermasa, 1997.

4. Batik Pesisir. An Indonesian Heritage: Collection of Hartono Sumarsono. — KPG (Kepustakaan Populer Gramedia) Indonesia, 2022.

5. Draine C., Hall B. Culture shock! Indonesia. — Singapore, Kuala Lumpur, 1990.

6. Mirpuri G., Cooper R. Indonesia. The Magical Isles. — Singapore, Kuala Lumpur, Times Books Intermational, 2001.

7. Reader L., Ridout L. The rough guide to Bali & Lombok. London, Rough Guides, 1998.

8. Roojen V.P. Batik design. — Singapore, 2001.

9. The Magnificience of Borobudur. — Jakarta, PT Gramedia Pustaka Utama, 2002.

Окрашивание шарфа в технике узелкового батика. Мастер-класс

Статья поступила в редакцию 03.06.2022 г.

The Art Of Eurasia No. 2 (13) • 2022

INDONESIA IS A COUNTRY OF BATIK

Trishkina Tatyana Arkadyevna Collectioner, freelance employee of the artgallery «Metamorphosis». Russia, Komsomolsk-on-Amur. trivota@mail.ru

Indonesian textile is an inexhaustible subject. In addition to fabrics for clothing and household items Indonesians do paintings on cotton and silk. Batik — handmade fabrics, which are woven patterns of thirteen thousand Islands of the amazing country of Indonesia.

The unique collection of batiks, which began more than 10 years ago, was repeatedly demonstrated at exhibitions in Komsomolsk-on-Amur, Khabarovsk, Vladivostok, Artem, became the basis of a permanent art project «Indonesia is my love» in the gallery of modern art «Metamorphosis» in Komsomolsk-on-Amur with lectures and video conversations. This project is dedicated to the unique ethnic art of the inhabitants of the Indonesian Islands.

Keywords: Indonesian textile, ethnic art, batik.

Bibliographic description for citation:

Trishkina T.A. Indonesia is a country of batik. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2022, No. 2 (13), pp. 228-238. Available at: https://readymag.com/u50070366/1431023/32/ DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2022.02.021. (In Russian).

1. All about batik. Available at: https://www.goldpavlin.ru/chto-takoe-batik-vse-o-batike/ (In Russian).

2. Murian I.F. Iskusstvo Indone%ii s drevneishikh vremen do kontsa XV veka [Art of Indonesia from ancient times to the end of the XV century]. Moscow, Iskusstvo, 1981. 240 p.

3. Ariswara. Prambanan. — Jakarta, Intermasa, 1997.

4. Batik Pesisir. An Indonesian Heritage: Collection of Hartono Sumarsono. — KPG (Kepustakaan Populer Gramedia) Indonesia, 2022.

Как покрасить ткань в технике сухой батик своими руками

5. Draine C., Hall B. Culture shock! Indonesia. — Singapore, Kuala Lumpur, 1990.

6. Mirpuri G., Cooper R. Indonesia. The Magical Isles. — Singapore, Kuala Lumpur, Times Books Intermational, 2001.

7. Reader L., Ridout L. The rough guide to Bali & Lombok. London, Rough Guides, 1998.

8. Roojen V.P. Batik design. — Singapore, 2001.

9. The Magnificience of Borobudur. — Jakarta, PT Gramedia Pustaka Utama, 2002.

Батик — искусство родом из Индонезии

Азиатские народы внесли огромный вклад в развитие мировой культуры своей аутентичной живописью и прочими ремеслами, которые прочно вошли в западную культуру. Одно из них – искусство батика, техники росписи по ткани с использованием различных методик и получением разных результатов. Батик может присутствовать на одежде, в картинах, на постельном белье, предметах мебели и прочих декоративных текстильных украшениях, которые заключают в себе неповторимый дух этнических культур.

История батика

Батик связывают с Индонезией, но эта роспись применяется не только там. Само слово batik индонезийское и в переводе это ни что иное как «капля воска» — основа основ этой оригинальной старинной техники. Несмотря на то, что в Европе батик обрел свою нишу только в двадцатом столетии, эта роспись живет около тысячи лет, перебираясь с континента на континент, обогащаясь и получая еще большее разнообразие стилей и техник.

Техника росписи «батик» применялась в Древнем Египте и Индии, и на протяжении этого тысячелетия многие исторические источники приводят в качестве примера роскошные расписные одежды из ткани, которых коснулась рука мастеров батика. В том или ином виде батик был известен в странах Ближнего Востока и в Азии, а также у народов, живших на территории западной Африки. Но, конечно, на протяжении всей жизни батика, его связывали и связывают с Индонезией, где он прижился наиболее прочно и откуда пришли разные техники работы с тканью. Важнейшим периодом в развитии искусства батика можно считать семнадцатый век, когда одежда, расписанная в этой технике, обрела важнейшее значение в яванском султанате.

Суть техники

Традиционно батик — это роспись ручной работы, которая требует большого мастерства и внимательности. Позднее появилась техника нанесения рисунка при помощи штампов, что значительно ускорило процесс. Но даже сегодня, несмотря на широкие возможности и технологии нанесения, именно ручной батик ценится больше всего.

В основе батика лежит принцип так называемого резервирования. Под ним понимается нанесение на ткань состава, который резервирует определенный участок ткани, то есть не пропускает краску за свои границы. Благодаря этому получаются четкие рисунки, интересные узоры, получаемые разными способами росписи – мозаичным, графическим, акварельным, витражным.

Выделяют три базовые техники нанесения росписи на ткань – холодный, горячий и узелковый батик. Планги – индийский способ узелкового батика, отличается разнообразием внутри техники: использовать можно как сухую, так и мокрую ткань, и результаты будут разными.

Узелковый батик нравится современным начинающим мастерам или просто любителям этой росписи своим эффектом неожиданности. Ткань сначала перевязывают мелкими узелками по всей поверхности, но не беспорядочно, а по желаемой схеме, после чего окрашивают. С готовой окрашенной ткани удаляются нити, связывающие узелки, и получается узор, который может быть как четким, так и расплывчатым, в зависимости от сухости или влажности и типа ткани. Самой подходящей для этого вида батика считается хлопчатобумажная ткань.

Горячий батик – это наиболее сложная техника, которая свойственна традиционной росписи, пришедшей из Индонезии. Резервом в нем выступает расплавленный горячий воск, который после завершения росписи нужно аккуратно удалить с ткани. Чаще всего для горячего батика используют хлопчатобумажную ткань.

Холодный батик выполняется на шелке Шелк – наследие Желтого Императора или других тканях. Его также называют европейским, и в отличие от традиционного индонезийского горячего он более прост и адаптирован для новичков. Основное отличие от горячего состоит в том, что горячий батик подразумевает многослойную технику нанесения краски, когда за светлым оттенком следует более темный, а холодный батик требует однослойного нанесения краски с основой из органического соединения фениламина. С помощью холодного батика ткани украшаются красивейшими акварельными рисунками, узорами в технике свободной росписи.

Батик сегодня

Современный батик поражает своим разнообразием. Ткани украшаются не только расписными узорами, их дополняют декоративные элементы, такие как бусины, бисер, стразы, повторяющие черты рисунка, делая его объемным и эффектным.

Любой желающий сегодня может обучиться технике батика на курсах, а если есть желание просто приобрести ту или иную деталь, расписанную в этой технике, нет ничего невозможного. В специализированных бутиках и интернет-магазинах можно купить шарфы, платки, накидки, платья, юбки, подушки, занавески и прочие принадлежности, на которых запечатлен прелестный рисунок в узнаваемой индонезийской стилистике.

История возникновения техники батик

Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.

Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.

Что такое батик

Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.

Виды батика

Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:

  • холодная;
  • горячая;
  • без границ.

Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.

Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.

Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.

Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.

Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.

По составу краски делятся на:

  • водные;
  • акриловые.

По способу закрепления бывают:

  • паровые;
  • закрепляемые утюгом.

Виды резервирующего состава:

  • для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
  • для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.

Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.

История появления батика в разных странах

Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.

Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.

Япония и Китай

Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.

Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.

Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.

Батик. История рукоделия

Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.

Индия

В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:

  • кисточками;
  • печатями из дерева.

Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.

В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.

Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.

Батик — шедевры на тканях. Как это сделано? Видео про Индонезию и технику рисования с воском

Европа

Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.

Россия

В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.

В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.

Индонезия

Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.

В классическом индонезийском батике немного цветов:

  • молочно-кремовый;
  • коричневый;
  • синий.

Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.

Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.

Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.

Простой шелковый платок в технике батик своими руками

Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.

«Ручная работа». Окрашивание ткани в технике узелкового батика (17.06.2015)

Потребуется:

  • кусок белого креп-сатина;
  • прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
  • краски с акрилом;
  • кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.

Порядок работы:

  1. постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
  2. натянуть на раму канцелярскими кнопками;
  3. сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
  4. нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
  5. нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
  6. закрасить фон;
  7. снять ткань;
  8. закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
  9. прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
  10. высушить и прогладить;
  11. обработать края оверлоком.

Рекомендации по сочетанию цветов

Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.

Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.

Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.

Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.

Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.

Добавить комментарий