Как украшают армянский национальный костюм Мужской тараз

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз

Сегодня я хотела бы рассказать вам о том, как декорируют армянский мужской тараз.

Национальный костюм аланов // Пряничный домик @Телеканал Культура

О том, что из себя представляет армянский национальный костюм, я писала здесь (о женском костюме) и здесь (о мужском). Сегодня подробнее остановимся на том, какими способами армяне украшают нижнее и верхнее платье, а также шаровары и головной убор.

Прежде чем перейти к описанию украшений, нужно оговориться, что исторически сложилось так, что западноармянский костюм в большей степени изобилует вышивкой и декором по сравнению с костюмом восточных армян.

Мужской комплекс

Разумеется, женский костюм гораздо наряднее мужского, но тем не менее, мужской тараз не лишён украшений, ведь по внешнему виду мужчины всегда можно было судить о его социальном статусе, происхождении и благосостоянии. Так, основными акцентами в мужском костюме являются верхние шаровары и верхняя одежда — архалук или чуха. Эти элементы одежды и украшали, как могли. К примеру, довольно распространённым было наличие у шароваров ярких атласных лампасов, вышитых традиционным орнаментом — излюбленным геометрическим мотивом, состоящим из ромбов разного размера и цвета.

На этой фотографии также представлена разновидность верхней одежды — безрукавный жилет, на груди украшенный вставками с аналогичными геометрическими мотивами. Такие жилеты носили мужчины Западной Армении, а вот чуха и архалук скорее характерны для восточных армян.

Архалук представляет собой длиннополую атласную верхнюю одежду, застегивающуюся встык на ряд застежек от шеи до талии, далее распашную. Сам архалук, как правило, лишён украшений, но вот пояс, которым он фиксируется, зачастую можно назвать настоящим произведением искусства: это тонкой работы серебряный ремень или кожаный ремень с серебряными накладными монетами и серебряной пряжкой.

Говоря «как правило», мы все равно понимаем, что находились обеспеченные представители армянского народа, стремившиеся украсить не только «аксессуары» своего костюма, но и саму одежду. Поэтому архалук тоже иногда был очень выразительным: по краю полы его декорировались вышивкой растительного орнамента, а рукава, которые могли быть как распашными, так и цельными, обшивались яркой лентой, а иногда шелковым шнуром:

Чуха же сама по себе является предметом одежды, которую носили только взрослые мужчины, поэтому она выступает своеобразным маркёром статуса и более богато украшена, нежели архалук. Отличительной чертой чухи является наличие на груди газырниц — кармашков с патронами, исторически имевших практическое значение и впоследствии его утративших и превратившихся в элементы декора. Газырницы также обшивались лентами в тон прочим украшениям наряда, как правило, серебристыми или золотистыми.

И, наконец, головной убор. Речи о мужском головном уборе восточных армян в этой теме не пойдёт — основным ее видом выступает меховая шапка папаха, лишенная каких-либо украшений, а вот с головным убором западных армян все обстоит иначе. В частности, западноармянский головной убор обычно акцентный и пестрый:

Он не только украшен большим количеством геометрических узоров, но и сверху по диаметру обматывается горячо любимыми армянами скрученными шнурами, которые они умело используют и как пояс для нижних штанов, имеющий на концах разноцветные кисточки, и как элемент головного убора.

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм, тараз, отражение менталитета нашего народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нашей нации. Тараз имеет многовековую историю, наш национальный костюм также богат и разнообразен, как и наш язык.

Армянский национальный костюм

Комплексы таразов

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский․ В национальном костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.

Армянский мужской тараз

Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней плечевой (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки, в основном, украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти.

Армянский мужской тараз

Женский национальный костюм

Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение.

Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты.

Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что головной убор способен защитить женщину даже от удара в затылок.

Женский тараз раннего и позднего Средневековья

Комплекс тараза, головной убор средневековой женщины в отличие от древнего национального костюма, был проще и состоял из налобника, украшенного цветами.

В качестве покрывал на голову использовались вуали, которые мы встречаем также в таразе урартского периода. Средневековые женщины связывали рот не так сильно, как это было принято раньше. В период раннего средневековья в нарядах высших слоев общества заметно влияние арабского и византийского национального костюма. Во время позднего средневековья армянский тараз подвергался влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей. В ряде регионов тараз сохранялся вплоть до конца XIX начала XX веков. Затем армянский национальный костюм начал уступать место европейской одежде и перестал использоваться в обыденной жизни.

Комплексы таразов Западной и Восточной Армении

Безусловно, таразы Западной и Восточной Армении отличались друг друга. Национальная одежда западных армянок отличалось роскошью, была богата золотой и серебряной вышивкой. Другое существенное отличие было в том, что во всех западных провинциях передник был обязательной составляющей женского платья. Его привязывали к талии или груди.

Тараз западной Армении

К комплексу тараза Западной Армении относятся костюмы Васпуракана, Карина, Сасуна, а также таразы армянонаселенных частей Киликии и Малого Айка. Последние выделяются узорами растений и геометрических фигур, которые присутствовали на одежде как мужчин, так и женщин. Они носили также ювелирные украшения, которые придавали таразу завершенный вид.

Костюмы мужчин в Западной и Восточной Армении также отличались. В восточных провинциях был популярен кавказский стиль тараза, который состоял из нижней одежды, короткой верхней одежды и чухи. Зимой носили свободную шубу без пояса и шапку из бараньей или овечьей шерсти. А тараз западных армян состоял из штанов с элементами вышивки, короткой безрукавки, рубашки и короткой верхней одежды. Рукава рубашки украшали вышивкой. Носили шерстяные пояса и белые конусовидные шапки.

Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода. И женщины, и мужчины носили кожаные остроконечные туфли, которые назывались трехами.

Важной частью тараза были украшения, которые выражали эстетические предпочтения носителя. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.

Хотя предметы украшения в Западной и Восточной Армении отличались, но были у них и сходства в плане цвета, формы и смыслового наполнения.

Туристический блог об Армении

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

Армянские идиомы

Тайны Астхашена

Петроглифы в Армении

Арцах. Туризм после войны

Сапсёрфинг в Армении

Эверест Ирены Харазовой

Поделиться с друзьями
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
  • Поделиться Pinterest
  • Поделиться Vk

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)

Армянский национальный костюм ТАРАЗ

Возможно, вы задаетесь вопросом: что означает «тараз»? Тараз-армянский традиционный национальный костюм, дизайн которого постепенно менялся на протяжении веков в зависимости от многих факторов. Среди них наличие меха, тканей, металлов, ювелирных изделий, навыков вышивания, кружева, климатических условий. Эти предметы одежды выражали классовую, региональную принадлежность, положение в жизни, богатство и пол.

История ТАРАЗа

Конечно, в начале люди носили очень простую одежду, чтобы согреться и выжить. Постепенно, с появлением нового текстиля и красок одежда приобрела эстетические ценности. Первыми основными материалами, использованными в армянской одежде, были шерсть и хлопок. Прежде чем начать собственное производство шелка, армяне импортировали шелк из Китая. Шелковые ткани стали символом богатства.

Мы смогли определить, как менялась одежда, благодаря сохранившимся древним фрескам и произведениям искусства. Есть также письменные документы с описанием тараза. Они помогают вести хронику исторического развития и художественного творчества таразов.

Цвета национального армянского костюма

Цвета, используемые в армянском таразе со временем стали приобретать особое значение. К 14 веку армянский философ Григор Татеваци объяснил доминирующие элементы тараза. Черный-земля, белый-вода, а желтый-пламя. Позже, появился фиолетовый для мудрости, красный для храбрости, синий для небесной справедливости.

Люди могли многое узнать о человеке по его костюму. Можно было, например, определить, женат ли человек или нет по цвету тараза. Это очень важно для человека, желающего привлечь партнера.

Тараз также выражал образ жизни человека-указывал на его богатство и количество детей. Женская одежда имела декоративную вышивку. Если она была богатая, ее одежда была украшена золотыми и серебряными нитями.
Возможно, на женском фартуке будет изображено древо жизни. Декоративные элементы на одежде, представляющие предметы повседневной жизни, такие как ножницы, миски и кувшины символизировали скромность женщины.

Аксессуары для Тараза

Тараз был украшен драгоценностями, которые передавались из поколения в поколение. Одежда также была украшена серебряными ожерельями и браслетами. Завершающим элементом костюма был головной убор. У замужней женщины он покрывал половину ее лба, имел вышитые ленты с декоративными геометрическими узорами. Они связывали лоб ленточкой, украшенной серебряными или золотыми монетами. Головной убор держался несколькими белыми платками.

Женщины меняли свою верхнюю одежду в зависимости от температуры и времени года. Изысканные кафтаны защищали от холода. Различные элементы таразов отличались в разных регионах Армении. Исторические факторы и местные обычаи диктовали ткани и аксессуары важности.

Мужской ТАРАЗ

Хотя мы сосредоточились на женском таразе, мужскую одежду также называли тараз. Одежда была в основном из хлопка, шелка или шерсти. Мужская рубашка была с длинными рукавами, с воротником, украшенным вышивкой. Поверх рубашки они носили кафтан и пальто без застежек. Иногда мужчины носили пальто из меха. Их брюки обычно были очень свободными и удобными. Мужской пояс был символическим. Серебряный пояс считался символом его зрелости, а золотой пояс демонстрировал его богатство.

Армянский национальный костюм, Armenian national costume

Тараз сегодня

В настоящее время вы вряд ли увидите кого-то в таразе в обычной жизни. Элементы дизайна армянского национального костюма нашли свое отражение в нынешней моде. Они служат акцентом и напоминанием их богатого прошлого. И кстати, особенно среди женского пола очень актуальны аксесуары: сумки, пояс, головной убор и т.д.
Сегодня в национальных костюмах представляются в основном танцевальные коллективы. Они танцуют в этих красивых костюмах и представляют армянскую историю и культуру за рубежом.

Армянский традиционный костюм — тараз

Армянский национальный костюм или армянский тараз — традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа, сложившийся на протяжении веков и используемый армянами в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи), социальной значимость человека. Традиционный костюм отражает культурную самобытность этноса и особенности национального характера

Армянская культура

Армянский традиционный костюм, как армянский язык, многообразен своими региональными разновидностями. Он имеет личный характер, но описывает регион по особым характеристикам, так как привычки и деятельность каждого армянина, образ его жизни, культурные ценности, в том числе одежда, веками находились под пристальным вниманием общества, запрещающего любое отклонение от письменного или неписаного права и традиций. Одежда также была тесно связана с особенностями этнического духовного состояния. Соответственно, не существует общеармянского традиционного костюма. При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения армянский костюм имел свои особенности. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды.

Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. и т.д. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегательную функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду.

Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет − от тёмно-вишнёвого до кроваво-огненного тонов. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный -мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зелёный, белый) и негативного (синий/фиолетовый, жёлтый, чёрный) цветов. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци (XIV в) доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.

Каждый орнамент на костюме имеет свою символичность и смысл, ритуально — магическое значение. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), т. е. именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты её от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки.. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охрaнно-магическое значение защиты от зла и нечисти, а иголка (булавка) выполняла роль оберега от сглаза и порчи.

Орнамент армянского национального костюма делится на три основные группы — растительный, зооморфный (орнитоморфный) и геометрический. Встречаются также изображения бытовых предметов, архитектурных сооружений (например, купол церкви) и дарственные надписи. Растительный орнамент характеризуется ветвями, стеблями, листьями и деревьями разных видов. Волнистая линия с изображением лепестков и ростков на каждом изгибе окаймляет края одежды, символизируя бесконечность жизненного цикла. Мотив дерева — универсального символа плодородия, символизирует беременность, материнство. Зооморфный орнамент, редко встречающийся в одежде, очень стилизован, с акцентированием характерного внешнего признака животного. Наиболее распространены «рожки» — стилизованное изображение рогов быка/коровы или овна, встречающееся на женских передниках и налобных украшениях. Этот орнамент, семантически связанный с фаллическим культом, с небесной влагой, символизирует обилие, благополучие и плодородие. Для женской одежды характерен также змеевидный орнамент, закодированный в S-образной фигуре как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Мифологический образ змеи связан с водной стихией и имеет как положительный, так и отрицательный контекст, связывается с благополучием дома и семьи, считается гарантом плодородия. Благодаря свойству обновления (смена кожи) змее приписывалось бессмертие, вечная молодость. Изображения птиц по обеим сторонам растительного орнамента трактуются как символ плодородия, а петух занимал особое место в свадебном ритуале армян. Красные и белые петушиные перья украшали головной убор жениха как символ мужской потенции.

Основные виды геометрического орнамента, имевшего широкое распространение у многих народов, больше остальных несут смысловую нагрузку. Круг символизирует пространственно-временные понятия, а также небесные светила. Квадрат означает первоначальное разграничение пространства, стороны света, годовой цикл, четыре стихии и др. Стык вертикальных (мужское начало) и горизонтальных (женское начало) линий квадрата, их скрещивание в изображении креста демонстрируют идею оплодотворения. В этом смысле крест и квадрат рассматриваются как своеобразные символы плодородия. Вышивка крестиками на ритуальной и детской одежде выполняла охранно-магическую функцию. Всякое изображение креста должно было предохранять от злого, колдовского, нечистого. Треугольник с вершиной вниз трактуется как женский символ, с вершиной вверх — как мужское начало. Ромб рассматривается как соединение двух начал, как символ плодородия. Точка считалась первоосновой, исходным знаком, символом семени, зерна, плодородия.

Ещё с древних времён у одежды была практическая функция — защита от морозов или жары, украшая же тело, она приобрела также эстетическое значение. Повседневная одежда была адаптирована не только с климатической, но и этнической средой данного района. Различия традиционной одежды социальных обществ выражаются как в качестве шитья, так и наличием или отсутствием обязательных, подчеркивающих статус деталей одежды.

Армянская традиционная одежда отличается длиной подола, прорехой, обязательным присутствием ремня. Женщины одевали платок до плеч, не закрывая лицо и рот. Знаменитые центры вышивки — Ван- Васпуракан, Карин, Ширак, Сюник- Арцах, Киликия, отличаются орнаментами украшении, цветовыми сочетаниями и всеми ритмическими и стилистическими особенностями одежды. Например, в центре Высокого Айка -Карине в комплексе женской одежды использовались четыре разновидностей верхней одежды, которые имели одни и те же узоры, но отличались видами тканей и орнаментами. Одежда, сшитая из сукна, назывался «джуппа’, из бархата- «хирха», из шёлка — «гатифа», из шерстяной ткани – «путали».

В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский (Айрарат-Тбилиси-Парскаайк, Сюник-Арцах, Гугарк, Вайоц Дзор) и западноармянский (Васпуракан, Агдзник, Туруберан, Верхний Айк, Ширак-Джавахк, Трапизон, Малый Айк, Киликия).

Комплексы национальной одежды Восточной и Западной Армении различаются тем, что в Западной Армении одежда более роскошная, более богата золотой и серебряной вышивкой. Другим существенным различием являлось обязательное присутствие фартука в женской одежде западных областей. Его завязывали на талии, груди или на плечах. Более того, В Западной Армении фартук отмечал замужнюю женщину, а красный фартук вовсе обозначал женщину. В Васпуракане пояс женщины был вышит из шерстяной ткани или сплетен из шерстяной нити и обернут три раза вокруг талии. В Сасуне обрученные девушки завязали разноцветный шёлковый ремень, а в Киликии пояс достигал трех метров.

Женский головной убор выделялся особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние перекидывали вперед на грудь, а задние при помощи серебряных цепочек располагали по спине, удлиняли косы искусно вплетенными шерстяными нитками в цвет волос, украшая их серебряными шариками и кистями. Украшали серебряными украшениями и войлочную шапочку формы фески без кисточки. На неё вешали на цепочках спереди ряд новолунниц, листочков, цепочек, амулетов, а у висков — нависочники. Во многих районах на феску сверху пришивались серебряная плошка с чеканными цветами, изображениями ангелов, солнечных лучей и т. п. Закрытость головного убора не подразумевала обязательное наличие фартука. Исключением являлась одежда Васпуракана. На побережье озера Ван, к югу от Армянского Тавроса была распространена традиция закрытия лица, но здесь это было более упрощена, чем на востоке. Во время женитьбы, в Ване женщины носили высокую цилиндрическую шапку, которая была подкреплена к голове треугольной косинкой. Лоб украшали специальным украшением (синие бусы, серебро). Виски украшали треугольными драгоценными камнями. Головной убор был завершён треугольной красной, полотняной косинкой, верхний угол которого был украшен деревом жизни, герметичными и вышивками животных. В Сюнике и Арцахее после свадьбы голову женщины прикрывали особой ՞башенкой՞ , при этом закрывая рот и край носа. Следует отметить, что в декорациях употребляли белую, треугольную, льняную косынку.

В северных регионах исторической Армении, в частности, на верхней долине Евфрата, тип головного убора был открытым. Поверх шапочки надевается сшитый из бархата или шелка плотный круг около 7 см ширины – «Вард» (буквально — роза). На круге у висков возвышаются выпуклые утолщенные розы и «рожки». Налобная часть «варда» раньше украшалась цветами из драгоценных камней и жемчугом, а с конца XIX в. они заменены кружевными шелковыми мелкими цветочками, вышитыми иголкой в технике армянских кружев. Поверность «варда» напоминает цветник. Среди цветов иногда встречаются выпуклые фигурки петушков.

Национальная одежда

В Восточной Армении головными уборами мужчинам служили меховые шапки, в Западной — войлочные и матерчатые. Входя в церковь, видя похоронное шествие, встречая достойных людей, армянские мужчины снимали шапки.

Национальный костюм как произведение искусства

Основной частью костюма были украшения, а среди них — различные талисманы и обереги, которые носили и женщины, и мужчины. Женщинам дарили украшение лба из золотых копеек, а также — золотые кольца, украшения для висков, золотые булавки. Украшения выражали идею защиты владельца от злых сил. Верили, что они принесут хозяевам процветание и плодовитость. Считалось, что металл имеет небесное происхождение, так как звук металлических украшении был похож на звук неба – грома, и мог защитить от злых духов. Несмотря, что в Восточной и Западной Армении армянские национальные элементы украшения были разными, но они имели некие общие черты с точки зрения семантики, цвета и формы.

Носки и обувь были неотъемлемой частью костюма, которые так же защищали от мороза. Мужчины и женщины одевали кожаную, остроконечную обувь- башмак.

С древнейших времен обувь составляла неотъемлемую часть традиционной одежды армян. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно обувь) во многом была идентичной. Важное место в обуви армян занимали вязаные узорчатые носки – «гулпа». В традиционном быту мужские и женские узорчатые гулпа вязали плотной вязкой из шерстяных нитей, были однотонными и многоцветными, при этом каждый регион имел свой излюбленный узор и цвет. Гулпа широко использовались не только в повседневной жизни, но имели и обрядовое значение. Носки входили в состав приданого девушки, были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах. Мужские ноговицы и обмотки большей частью вязали из шерстяной или хлопчатобумажной разноцветной пряжи или шили из домотканой холстины. Ноговицы надевали поверх носков и шнурком закрепляли под коленом.

Традиционной обувью мужчин и женщин служили поршни — «трех» с заостренным носком. Их шили из одного цельного куска грубой сыромятной кожи крупного рогатого скота с шерстными или кожаными шнурками, причем в каждой области был свой способ продевания в них шнурков. Tpex имел две разновидности: со швом посередине ступни и без шва. Это была будничная обувь, которую во время работы носило все сельское населения без возрастных отличий и ограничений. Весьма своеобразной была женская выходная обувь, сшитая из двух отдельных частей одинаковой по качеству кожи: у молодых — жёлтого, у пожилых — жёлтого и красного цвета, на твердой подошве. Распространенной обувью на твердой подошве были «чмушк» — остроносые, с сильно загнутым кверху носком туфли без задника на небольшом каблуке из чёрной (мужские) или зелёной (женские) кожи, на кожаной подкладке. Вся лицевая поверхность их была обильно расшита линейными узорами. Женщины, в основном зажиточные, их носили большей частью зимой. Разновидностью чмушк была обувь «чуст» также на твердой подошве и загнутым кверху носом, которая в ряде районов Араратской долины служила парадной обувью: её надевали, идя в церковь или в гости. С чмушк была сходна и остроносая обувь без задников – «машик» с подбитой подковой каблуком. Молодые женщины и девушки носили машик зелёного и красного цвета, пожилые — чёрного.

Об армянской национальной одежде ведают как археологические материалы, так и сохранившиеся изображения памятников древнего искусства, и письменные источники.

Армянские женские национальные костюмы

На памятниках IX– VI веков до нашей эры (фрески, статуи и горельефы, печати, шлемы, щиты и т.д.) сохранились изображения костюмов разных слоёв общества (высшие сословия, солдаты, священники, простолюдины). В IX– VI веках до нашей эры на горельефах ахеменидских царей армяне были изображены с традиционным костюмам. Геродот, говоря о снаряжениях национальных войск Ахеменидской империи, сообщает, что костюмы армян (вероятно, Малый Айк) похожи на костюмы соседей — фригийцев. По информации Страбона, мидяне и армяне носили кафтаны, туники и шаровары. Во времена Арташесидской династии (II–I века до нашей эры) источником армянской моды являются монеты. В последующих веках на армянские костюмы (особенно в элитных кругах) оказали влияние персидские, римские и византийские. О средневековой одежде армян (особенно представители королевских и княжеских домов) сохранилось информация в композициях армянских и иностранных историков, фресках, скульптурах, миниатюрах и т.д.

При правлении династии Багратуни (IX–XI вв) в кругах армянского городского населения очевидно сильное влияние не только арабской, но и византийской моды. В Киликии во время крестовых походов (XII-XIII вв) армянская одежда оказывается под влиянием стилей европейских стран. В конце Средневековья традиционный костюм частично подвергается влияниям костюмов турецких, татарских и курдских завоевателей, а в некоторых регионах и провинциях сохранилось до конца XIX-ого века и начала XX-ого века.

В некоторых регионах Восточной Армении (Сюник, Арцах) в начале XX века с незначительными изменениями сохранились традиционное одеяние армянских женщин, а в кругах мужчин доминировал, так называемый “кавказский” стиль. Армяне Ахалкалаки и Ахалцихе, которые эмигрировали из Карина, долгое время сохранили традиции Карина.

В случае заимствования стилей моды, армяне перерабатывали и творчески использовали то или иное нововведение или её отдельные элементы, оставаясь верными национальным традициям, и тем самым, создавая новые варианты одежды. С конца XIX-ого века армянская традиционная одежда уступила место европейским костюмам и вышла из повседневного использования. Во времена Геноцида армян в Османской империи многие виды национального костюма были утрачены, вытеснены из быта, отдельные части костюмов стали семейными священными реликвиями, прошедшими воспоминаниями и музейными экспонатами.

Армянский национальный костюм: мужской и женский, фото, описание деталей

Армянский национальный костюм: мужской и женский, фото, описание деталей

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм — это настоящая летопись, по которой можно увидеть и прочитать историю народа. Материал, крой, узор на одежде расскажет нам о многом. С помощью костюма можно узнать о социальных, религиозных, климатических, а также географических условиях, в которых жили люди. Народный костюм может нам поведать об образе жизни, об истории её владельцев.

Армянская нация берёт начало с IX века и уходит корнями в Урартское царство. Во время исторического существования она не раз подвергалась нападениям. Войны сменялись периодами расцвета культуры. Зарождались традиции. Происходил взаимный обмен с народами, с которыми приходилось во время гонений взаимодействовать. Среди них были персы, арабы, греки и представители других народностей, которые обогащали армянскую культуру.

Все эти исторические перипетии повлияли на особенности национального костюма. И нынешнее поколение бережно сохраняет традиционный национальный наряд. Рассмотрим его вместе.

Ажиотаж, фотозона, дефиле традиционных армянских костюмов в Армянском музее Москвы.

Женский костюм

Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.

Обязательные элементы

Рубашка — халав

Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.

Кафтан — архалук

Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.

На талии он фиксируется застёжкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает жёлтого, фиолетового, зелёного и красного оттенка.

Шаровары — похан

Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.

Передник — гонгоц

Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».

Праздничный наряд

Праздничное платье — минтана

По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шёлка или хлопковой ткани.
Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застёжкой.

В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.

Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шёлка или шерсти.

Справка. Особо состоятельные дамы носили пояса золотого или серебряного цвета.

Верхняя одежда

Покрывало (пальто)

При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.

Примерить историю: в Армении прошел фестиваль национального костюма — МИР 24

Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.

В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.

Мужской костюм

Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.

Пряничный домик. Кавказский костюм / Телеканал Культура

В восточных районах

Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.

Рубашка — шапик

Изделие шили из хлопковой или шёлковой ткани. Особенностью кроя стал невысокий воротничок.

Шаровары — шалвар

Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.

На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки. Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.

Чуха (черкеска)

Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются.

Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

В западных районах

Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.

Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.

Шаровары — вартик

По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.

Армянский традиционный костюм

Кафтан — елек

У западных армян носился вместо архалука носили не короткий, а полноценный кафтан.

Куртка — бачкон

Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани.

Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи.

Справка. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Кукольные традиции Армении — Такие странные

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Особенности армянского костюма

История костюма насчитывает тысячи лет. Она развивалась в десятках стран по-разному: где-то – независимо и обособленно, а где-то – изменяясь под вкусы людей.Традиционный костюм, помимо основной своей функции, мог рассказать окружающим о месте проживания носящего его человека, о его деятельности, истории его рода, семейном статусе и многом другом.

Развитие традиционного костюма и зарождение самой страны нераздельны, так и армянский национальный костюм (тараз) начал собственное возникновение примерно три тысячи лет назад, в век рождения Урартского царства.

Модные советы Модное наследие национального костюма Армения 13 10 2015

Немного истории

Урарту – государство, расположенное на Армянском нагорье в IX до н. э. Бесспорно, у объединенного множества племен имелись собственные отличительные черты костюма, но, к сожалению, сведений о них не сохранилось.

Следом за Урартским царством в 189 г. до н. э. пришло Арташесидское царство, объединившее абсолютное большинство людей, считающих армянский своим родным языком. В Армении быстро росло искусство мастеровых, развивались рыночные отношения с Ираном, индийскими народами и китайцами, городами близ Средиземного и Черного морей, и все это влияло на наряды жителей солнечной Армении.

Крещение государства втянуло Армению в противостояние с Византией. Знаний о народном костюме за этот период сохранилось очень немного, но доподлинно известно, что дворянство предпочитало наряды персидского двора, в то время как остальное население одевалось вполне обыденно.

В промежуток Арабского влияния (640-885 гг.) часть купеческого сословия и князей переняли некоторые детали арабских одежд. 1080-1375 гг. привнесли в народный костюм Армении детали европейских костюмов. Татаро-монгольские набеги XIII-XIV вв., так же не оставили национальные одежды армян без изменений. Во время персидских войн три четверти Армении были захвачены Османской империей, однако остальные земли были по-прежнему подконтрольны Ирану, что, в свою очередь, тоже оказало свое влияние.

Таким образом, костюм, проходя сквозь время, войны и мирные времена, времена роста и упадка, заимствуя и отдавая, принимал собственный неповторимый вид.

Женские модели

Основой женского гардероба являлись: просторная сорочка – халав с косыми обоюдными вставками, обширными прямыми рукавами, овальным проёмом горловины и выемом на груди, алого цвета у жителей востока страны, и светлого – у армян, живущих на западе, а также шаровары – похан, сшитые из красного хлопка и собранные у щиколоток. Поверх одевался дамский архалук ярких расцветок, к примеру, синего, зеленого либо виноградного оттенка, а на груди имелся продолжительный выем.

Запахивался он лишь на талии. Ниже пояса на архалухе, делалась пара вертикальных вырезов по бокам, и выходило, что у архалуха три полы: первая, крупная, позади, и пара поменьше – по бокам. Потому женский архалук имеет еще одно обозначение – «ерек пешкани», что с армянского переводится как «три полы».

В торжественные дни, на архалух надевалось платье – минтана, которое почти никак не отличалось от архалука, только было лишено боковых разрезов. На пояс повязывали шарфик из красивых тканей или шерсти, впоследствии сменённый поясами из серебра и золота, а рукава сорочки застегивались на шарообразные пуговицы. Сверху при выходе из дома накидывалось большое покрывало, изготовленное из тонкой шерсти. У пожилых женщин оно было синего оттенка.

В западных регионах Армении вместо архалуха одевали пошитое из шелка либо батиста платье с вырезами ниже талии, называемое «антари». В зимний период поверх одевали джуппу – другой наряд, без обоюдных пройм. Джуппа, большей частью, была пошита из темно-синего сукна.

Важным фрагментом наряда женщины являлся шитый тесьмой фартук с узким тканым пояском – гогноц. Абсолютно все облачение дам обладало изысканным шитьём, в богатых семьях вышивание выполнялась серебром или золотом.

Свадебные одежды

Свадебный наряд у армян отличался лишь более дорогими тканями, а также иными цветовыми решениями. Важным элементом на свадьбе являлись серебряные пояса, вручаемые родителями невесты в процессе венчания.

Головные уборы и аксессуары

Головные уборы Армении достаточно разнообразны. Мужские разнились в зависимости от мест проживания: на востоке — меховые, на западе — вязаные и тканевые. Лорийцы любили большие невысокие папахи, зангезурцы – папахи значительнее, теснее и менее пышные. Городской народ носил высочайшие шапки цилиндрической формы. У жителей западных регионов получили обширное хождение головные уборы в форме полусферы, вязанные из нитей одного оттенка, обмотанные поверху перекрученным платком.

Время от времени шапки были связаны из цветных нитей с преобладанием красной расцветки, имели конусообразную форму с усечённым верхом 15-20 см вышиной и носились без платка. Одевали и остроконечные (как у располагающихся неподалёку курдов и ассирийцев) уборы, в форме конуса, войлочные шапки, оборачивая верх разноцветным либо однотонным платком, расшитым сказочным геометрическим или цветочным орнаментом.

Армянская одежда покорила Париж

В восточных регионах страны женщины одевали шапочки напоминающую «башенку», в высоту от восьми до двадцати сантиметров, склеенную из слоёв хлопковой ткани. В различных регионах страны это убранство называлось по-разному: «палти» (районы Арцах, Сюник), «пали», «поли» (местности Мегри, Агулис), «баспинд» (области Еревана, Аштарака). Баспинд укрывал часть лба, фронтальную сторону «башенки» скрашивали лентой с вышивкой. Как и на большинстве национальной одежды Армении, традиционная вышивка, украшавшая баспинд, имела геометрический либо растительный узор.

Под баспинд, на лоб повязывали ленту с закреплёнными монетами, сделанными из драгоценных металлов, у висков крепились украшения, состоящие из серебряных шариков, кораллов, которые почти полностью прикрывали волосы. Столь необычный головной убор повязывали сложенными по диагонали белоснежными платками из хлопковой ткани, охватывающими шею и часть лица до самого носа. Изначально платки были белоснежным, а впоследствии – красноватыми либо зеленоватыми. Углы туго завязывались на затылке. Поверху баспинд прикрывали цветной шалью, скрепленной цепочкой из драгоценного металла.

Элегантным дополнением к головному убору служили крупные пуговицы под названием «котош». Чело хозяйки такого украшения венчал налобник рядами золотых монет и заметной крупной монетой по центру, у висков крепили затейливые жемчужные украшения, заканчивающиеся тончайшими золотыми пластинами. Столь интересное драгоценное украшение молодой жених преподносил юной невесте в день бракосочетания. Вард, как правило, венчал алую шапочку под названием «фес» со свисающей позади шёлковой кистью.

Подобный головной убор не снимался в течение продолжительного времени. Ночью женщина спала, подложив под голову небольшой тюфяк. Снимать баспинд старались лишь в отсутствии мужчин, так как в Армении, как и в большинстве восточных стран, возбранялось показываться с непокрытой головой перед посторонними.

На западе Армении девушки украшали головы различными ободками и различными шалями. Высокие, сделанные из дерева ободки именовались «котик» или «вард». Он ошивался бархатом, жемчугом или украшался классическим шитьём, излюбленной тематикой коего являлись небо, солнце и звезды. В дальнейшем к вышитой части котика крепили изящные пластины-талисманы. Увенчанная таким образом самая нарядная деталь котика именовалась «махча» или «кнар».

Вард изготавливали из тонкой ткани, проклеенной в несколько слоёв. Также он богато украшался изысканной материей, драгоценными металлами и затейливым орнаментом. Излюбленной тематикой узоров были сады, необыкновенные птицы, роскошные цветы.

Молодые незамужние девушки заплетали огромное количество тонких кос, число которых доходило до сорока. Чтобы удлинить их и сделать причёску более богатой, в косички умело вплетались шерстяные нити в тон волос, и украшались серебряными шариками, а также кистями. Восточная армянка прикрывала голову цветными накидками, а в западной части Армении женщины предпочитали носить войлочную шапочку под названием «гтак», имеющую форму ведёрка.

К сожалению, в наше время национальные костюмы во многих странах из-за обилия универсальной европейской одежды не так популярны или не используются вовсе. Конечно, для танцев, театра, киносъёмок и обычных празднеств, они до сих пор незаменимы, но все меньше и меньше встречаются нам в повседневной жизни. Но костюм забыт не будет. Как и сами народы, национальный костюм со временем принимает новые формы, впитывает идеи, и вскоре вновь войдет в повседневность другим, но по сути, – все тем же.

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, повествующая об образе жизни народа, его истории и духовности. Анализируя национальный костюм, можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно предположить, с какими вызовами он сталкивался.

Показ армянской национальной одежды — 1

Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма, что свидетельствует о постоянной угрозе со стороны соседей и пришлых племен.

История армянского костюма насчитывает порядка трех тысяч лет. Сведения о национальной армянской одежде содержат археологические артефакты, труды армянских историков, архитектурные и надгробные памятники, средневековые миниатюры и другие источники.

В связи с тем, что Армения в период античности была разделена на Западную и Восточную, каждая из которых на протяжении столетий развивалась под влиянием различных исторических факторов, национальная одежда, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования, делится также на восточноармянскую и западноармянскую.

Мужской национальный костюм

Основой национального мужского костюма была сшитая из шелка или ситца цветная рубашка (шапик — Շապիկ) с низким воротом и боковой застежкой и широкие штаны-шаровары (шалвар — Շալվար) из шерсти или хлопка, чаще всего синего цвета. Шаровары подпоясывались специальной опояской – тесьмой шириной в 2 сантиметра, украшенной на концах узором и кистями, которая продевалась в широкий подрубной шов на талии.

ARM TARAZ STUDIO / Фотосессии в таразах / Армянские таразы / Прокат национальных костюмов

Восточные армяне поверх рубашки надевали архалух – распашную верхнюю одежду с низким стоячим воротником. Шился архалух из хлопчатобумажной или шелковой ткани. Застегивался от воротника до талии на крючки или мелкие пуговицы. Длиной архалух доходил до колен.

Поверх архалуха обычно носили чуху с откидными рукавами, присборенную на талии и подпоясанную матерчатым, кожаным или позднее наборным серебряным поясом с пряжкой.

Западные армяне вместо архалуха носили жилет – елак. На елак надевали короткую куртку с цельнокроеными рукавами и без застежек – бачкон.

Широкие шаровары (вартик) сужались к щиколоткам, так как в сельских условиях широкие шаровары были непрактичны. Носили вартик с обмотками.

Одежда отличалась красивой вышивкой с растительным орнаментом. Талию обматывали длинным, сложенным в несколько слоев шарфом. Образовавшиеся в таком поясе складки использовали в качестве карманов, кошелька, кисета и для ношения ножа или кинжала.

Зимой мужчины носили широкие шубы из овчины. В западных областях носили безрукавки из козьего меха – казахик.

Женский национальный костюм

Женская одежда армян отличалась однородностью. Она состояла из длинной рубахи – халав, с косыми клиньями по бокам, с широкими прямыми рукавами, круглой горловиной и продольным разрезом на груди. Под халав надевали длинные штаны – похан. Штаны шили из красной хлопчатобумажной ткани и расшивали у щиколоток золотыми нитками и тесьмой. Поверх восточные армянки надевали длинный архалух, синего, зеленого или фиолетового цвета, с длинным изящным вырезом на груди, застегивающийся только до талии. Женский архалух имел боковые разрезы, идущие от бедер, таким образом, образовывалось три полы: широкая задняя и две узкие передние.

В праздничные дни поверх архалуха армянки надевали платье (минтана) такого же кроя, как и архалух, но без боковых разрезов. На талии завязывали длинный шелковый или шерстяной шарф. Рукава платья застегивались на небольшие пуговицы в виде шариков, или пришивали вместо пуговиц тонкие серебряные трубочки, нанизанные на нитку в виде треугольников. Края рукавов были обшиты тонким шнуром.

Поверх рубахи западные армянки носили сшитое из шелка или хлопка платье с разрезами ниже бедер – антари, зпун. Зимой поверх антари надевали джуппу (хрха, хатифа, путали), другое платье, но уже без боковых разрезов. Будничная джуппа обычно была сшита из темно-синего сукна, праздничная хрха — из бардового или фиолетового бархата, хатива – синего или бардового шелка. Путали шилась из цветной шерстяной ткани в полоску.

Все костюмы украшались вышивкой. Разрезы в боковых швах и вырез на груди оформляли шнурами различной толщины и богатой вышивкой.

Армянский костюм. Школа Любакс.

Очень важной частью традиционной одежды армянок был расшитый тесьмой передник (гогноц) с узким тканым пояском.

Детский

Младенцев одевали в простую рубашку. После года к рубашке добавляли архалух. Часто его делали длинным, что мешало ребенку свободно ползать и ходить. Делали это для того, чтобы было проще уследить за ребенком.

До семи лет мальчики и девочки воспитывались вместе, а после их разделяли. В целом детский костюм не имел существенных отличий от взрослого. Первый свой взрослый архалух мальчик надевал в 10-12 лет.

10 фактов про ЦЫГАН, которых вам лучше не знать

Детская одежда, так же как и взрослых, вышивалась. Вышивка для нее имела особое значение. Часто использовали кресты и схожие элементы. Они должны были защитить ребенка от злых духов, колдунов и всякой нечисти.

Головные уборы

Армянские мужчины носили разнообразные головные уборы: меховые, вязаные или тканые. Восточные армяне предпочитали меховые. Лорийцы носили широкие и низкие попахи, зангезурцы – попахи, повыше и поуже. Горожане носили высокие, цилиндрические шапки, нередко из каракуля.

Западные армяне носили шапки полусферической формы, связанные из шерсти. Такие шапки сверху обматывали скрученным в жгут платком.

Иногда шапки вязались из разноцветных шерстяных ниток. Они имели вид усеченного конуса, их носили без платка.

Гораздо сложнее были женские головные уборы . Замужние женщины носили «башенку». Она достигала высотой 8-18 см и была сделана из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани. Под «башенку» на лоб повязывали ленточку с золотыми или серебряными монетами. «Башенку» повязывали несколькими сложенными в форме треугольника белыми хлопчатобумажными платками, так, чтобы эти платки одновременно обхватывали и шею. Нижнюю часть лица, до ноздрей тоже повязывали белым платком, а затем цветным, чаще всего красным или зеленым. Концы всех этих платков завязывали на затылке. Снимать этот головной убор получалось не часто и его носили несколько дней. «Башенку» можно было снять только, когда в доме не было мужчин. Женщина ни в коем случае не должна была предстать перед мужем или даже свекровью простоволосой.

В Западной части армянки любили носить различные ободки (котик, вард). Котик был из дерева, обшитый бархатом, расшитый традиционной вышивкой с небосводом, звездами и солнцем. Котик расшивался жемчугом, затем к обшитой части ободка пришивали тонкие серебряные пластинки-амулеты.

Вард делали из нескольких слоев проклеенной бумажной ткани, обернутой бархатом. Вард так же украшался вышивкой. Под вард на лоб навешивали налобник с рядами золотых монет.

Армянские девушки носили многочисленные косички, которые удлиняли вплетенными в них шерстяными нитями. Цвет ниток подбирали под цвет волос. Косички украшали серебряными кистями и шариками. В Восточной Армении девушки покрывали голову платком, а в Западной – шапочкой в виде фески, сшитой из войлока.

Обувь

В Армении были широко распространены самодельные лапти (трех). Их изготавливали из грубой сыромятной кожи. Трехи носили с вязаными из шерсти узорчатыми носками – гулпа.

Женщины носили остроносые туфли без задника. Они обязательно надевали носки или чулки. Ходить босиком было неприлично.

В городе мужчины носили сапоги на каблуках с толстой подошвой и загнутыми вверх носками.

На Западе на вязаные носки надевали туфли на невысоком каблуке. Такие туфли назывались солер. Они шились из красной и зеленой кожи – для женщин, из черной и красной – для мужчин.

Также женщины носили кожаные сапожки на мягкой подошве — махсер. На них надевали шмек – туфли на каблуках, но без задников.

Мужские сапоги шились из мягкой красной кожи (джзма).

Подпишитесь на сайт, поставив лайк на официальной странице в Facebook (ЗДЕСЬ), и первыми читайте самые свежие новости, материалы, видео и статьи про Армению и армянскую Диаспору!

Национальный костюм армян

Традиционный армянский костюм

Армянский костюм Основу традиционного мужского и женского армянского костюма составляют рубашка с низким воротом и широкие шаровары, присборенные и закрепленные у щиколоток у женщин, и оборачиваемые широкой обмоткой у мужчин.

Поверх рубашки носили архалух (тип длинного сюртука). Поверх надевались различные типы верхней одежды типа чухи (черкески), подпоясывались либо поясом, либо (чаще у женщин) длинным шарфом. Женщины носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин — накидки, дополняемые ободком с различными украшениями, обувь — поршни из сыромятной кожи, туфли на невысоком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.

Армянский мужской костюм Основными элементами армянского мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы. Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов.

Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля.

Армянский женский костюм Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша. Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядные нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров.

Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем. Важнейшую роль в художественном строе армянского национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения.

В Армении предпочитают костюмы с историей — Тараз

Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом. Сложным был головной убор.

Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Армянский традиционный костюм. Национальная одежда — своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Будучи одним из устойчивых элементов материальной культуры, она издавна отражала не только этническую принадлежность и географическую среду; в ней сказывался уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозная принадлежность.

Не случайно коллекции одежды, собранные в музеях нашей страны, постоянно привлекают внимание исследователей — историков, этнографов, искусствоведов. Тем более что в сегодняшней жизни традиционная одежда почти исчезла и уже не сохранилось той сложной и пестрой картины, того разнообразия локальных вариантов, которое наблюдалось прежде.

Кавказ — горный по преимуществу регион — объединяет самые разные климатические зоны. Исключительно пестрым предстает Кавказ и в этнографическом отношении. Здесь проживает свыше пятидесяти народов и народностей. Несмотря на всю эту многокрасочную картину, кавказский регион представляет собой несомненное культурно-историческое единство.

В материальной и духовной жизни народов Кавказа много общего, что объясняется многовековым соседством, длительными экономическими, культурными связями, общностью исторических судеб. Под влиянием общих черт трудовой деятельности, быта и природы сформировалась мужская одежда так называемого общекавказского типа. Каждый мужчина на Кавказе — это воин-всадник, он же землепашец или пастух.

Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. Основными элементами комплекса мужского костюма были плечевая (рубахи, кафтаны, шубы) и поясная (штаны, шаровары). Армяне украшали рубаху вышивкой по вороту. Материалом повсеместно служила хлопчатобумажная ткань, а западные армяне использовали шерсть ангорской козы.

Разнообразны были виды верхней распашной одежды типа кафтанов. Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали aрмяне бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода.

А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы, которые шили обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бухарского каракуля. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кофтанчики и безрукавки. Шили платья, в зависимости от достатка, из сатина, шелка, парчи, плюша.

Позже женщины и девушки к платью с откидными рукавами стали надевать нарядны нарукавники, которые пришивались к рукаву с помощью шнуров. Художественная выразительность армянской женской национальной одежды далась многими способами, в том числе и вышивкой, а в костюме состоятельных слоев населения — золотым и серебряным шитьем.

История костюма.»ТАРАЗ армянский национальный костюм» ДК с.Шаумян

Важнейшую роль в художественном строе национального костюма играли удивительно многообразные женские украшения. Ювелирные изделия бережно хранились как семейные драгоценности и передавались из поколения в поколение. Женщины в восточных армянских областях под длинной красной рубашкой (красный цвет считался оберегом, символом женского начала, плодородия) носили длинные красные штаны, нижняя часть которых шилась из более дорогой, орнаментированной вышивкой ткани.

Армянский национальный костюм-Тараз

Сверху надевали плечевую одежду (архалух), подпоясанную серебряным поясом либо длинным шарфом. Прорези рукавов этой одежды застегивались на серебряные пуговицы, трубочки либо цепочки с листиками или ягодками (возможно, пережиток магии плодородия). Иногда поверх носили платье с нагрудником. Женщины из богатых семей надевали бархатную шубку, отделанную куньим мехом.

Сложным был головной убор. Женское платье западной Армении мало отличалось по фасону, но разнилось в деталях: рубаха была белого цвета, широко использовалась вышивка, обязательно присутствовал фартук. Особенно красивы были подвенечные фартуки из бархата или сукна, расшитые золотыми нитями. Среди украшений можно назвать ожерелья, браслеты из серебра, в нос продевалось серебряное украшение с бирюзой, на ноги надевали браслеты с подвесками.

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм

Национальный костюм – это своеобразная летопись, которая через века рассказывает нам об образе жизни народа, о его истории и душе. По тканям, крое и набору одежды можно судить о климатических и географических условиях, о социальном, религиозном устройстве и экономическом развитии народа. Можно даже понять, с какими вызовами он сталкивался. Так, например, оружие всегда являлось неотъемлемой частью армянского национального костюма. И причиной этому была неспокойная жизнь на Кавказе.

Немного истории

Армянский народ очень древний. Его история начинается еще в первом тысячелетии до нашей эры. В общем ему три тысячи лет. Столько же историки дают и национальному костюму. Проследить развитие его не сложно. Источников сохранилось достаточно. Тут и археологические материалы, и описания в древних книгах, и гравюры, и даже древние скульптуры, барельефы храмов.

Костюм менялся не только в зависимости от времени и эпохи, но и под влиянием среды, где жила та или иная армянская община. Известно, что в VIII веке территория Армении была захвачена арабами. После целого ряда неудачных восстаний, православные армяне стали искать спасения в соседних государствах: Грузии, Византии, а после и в более далеких европейских странах. В наши дни в Армении проживает лишь 3 млн человек, в то время как всего в мире численность армянского народа составляет 10-12 млн. А потому костюмы армян, живших в средние века в Италии, существенно отличались от нарядов их же соплеменников, которые нашли убежище, допустим, в Грузии. Но общие черты все же можно определить.

Башкирский национальный костюм: мужской, женский, детский, свадебный, описание, фото

Национальный костюм чеченцев. особенности мужского и женского костюма. свадебные образы. современный костюм чеченов.

Осетинский национальный костюм (фото): мужской и женский, история костюма

Украинский национальный костюм: фото, мужской и женский

Удмуртские костюмы (фото). откуда пявились? характерные черты женского и мужского образа. современные костюмы.

Национальные костюмы якутов. фото и характерные черты женского, мужского, детского костюма. современная одежда якутов.

Что такое костюм? как выглядят театральный, национальный, а также мужской, женский костюмы? интересные факты.

Мужской и женский казахский национальный костюм. фото примеров и особенности фасонов. материалы, украшения, обувь, головные уборы.

Национальный костюм карелов (фото): мужской и женский, особенности, головные уборы и обувь

Мордовские национальные костюмы. как выглядит женский, мужской, детский наряд? украшения, обувь, головные уборы — фото.

Женский костюм крючком: схемы и описание вязания женского костюма крючком

С чем носить трикотажный брючный костюм зимой (женский и мужской)

Модные фасоны шуб 2022: описания моделей, особенности кроя и деталей. примеры оригинальных шуб с фото.

Как выбрать мужской костюм: правила при выборе мужского костюма

Угги: фото, женские, мужские и детские, описание и детали

Добавить комментарий