Как украшают армянский костюм Женский тараз

Как украшают армянский костюм? Женский тараз

Декорирование армянского национального женского костюма

Сегодня поговорим о том, как украшают армянский женский костюм, о мужском я писала здесь .

Оговорюсь, что женский армянский костюм существует в двух основных вариантах — западноармянском и восточноармянском. Западноармянский костюм отличается большей вычурностью и, соответственно, декором.

В отличие от мужского костюма, армянки украшают даже свое нижнее платье — нижние штаны у щиколоток собираются и имеют нарядную бархатную кайму, украшенную позолоченной тесьмой, поскольку видны из-под платья (а вот мужские штаны просто заправляют в носки). Как и мужские, женские нательные штаны держатся на талии при помощи ходжана — скрученного из разноцветных нитей пояса, имеющего на концах яркие кисточки.

В некоторых провинциях Армении украшалось и платье-рубаха — грудь и ворот обшивали все той же бархатной тканью и мелкими серебряными украшениями.

Однако на основании многочисленных фотографий можно сделать вывод, что это было не единственным способом украшения полочки нижнего платья: зачастую ее расшивали разноцветными орнаментами, как правило, стилизованными растительными мотивами, а также любимой армянами геометрической фигурой — ромбом — во всевозможных вариациях и сочетаниях.

Однако главным украшением женского армянского тараза, конечно, является фартук. Он может представлять из себя прямоугольник или иметь иную форму, быть ярким или довольно сдержанным, но все равно является поистине искусством.

На фото выше запечатлена жительница Западной Армении (современной Турции), как ни странно, в довольно скромном бархатном фартуке, лишь по низу украшенном позолоченной вышивкой.

На фотографии выше представлена другая разновидность фартука скошенной внизу формы, широко используемая при пошиве танцевальных армянских костюмов.

На фотографии выше представлены разные разновидности фартука — сидящая справа девушка одета в платье, стиль которого отдает даже грузинским влиянием — фартук представляет собой две полосы однотонной ткани, в точности как и в грузинском костюме. 🙂

Закрепляется на талии фартук поясом, обычно изготовленным из серебра или с серебряными вставками. Нужно сказать, что армянские пояса столь искусно сделаны и изящны, что многие из них времен Османской империи сегодня хранятся в музеях!

Верхнее платье — архалук, как и мужское, также шикарно украшено по периметру: рукава, часто длинные и распашные, по краю украшаются золотой тесьмой или вышивкой растительных или геометрических орнаментов, как и подол самого платья:

На этом фото запечатлен костюм западной армянки, на нем можно разглядеть не только декор подола архалука, но и великолепную расписную тесьму на нижних штанах!

А на этих фотографиях хорошо виден декор рукавов платья — золотые вышитые орнаменты.

Отдельно нужно коснуться темы головных уборов. Как правило, головной убор армянки представляет собой высокую или низкую шапочку с закрытым или открытым верхом, богато украшенную монетами и другими мелкими серебряными деталями, поверх которой набрасывается легкая фата.

Редко шапочка лишена серебряных украшений и декорирована узором из ромбов, как на правом фото ниже.

Армянский национальный костюм

Армянский национальный костюм, тараз, отражение менталитета нашего народа. Он не только выражал самобытность армян, но и был одним из факторов сохранения идентичности нашей нации. Тараз имеет многовековую историю, наш национальный костюм также богат и разнообразен, как и наш язык.

Армянский национальный костюм

Комплексы таразов

Многообразие этнографических групп армян нашло отражение в народной одежде. В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способам и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский и западноармянский․ В национальном костюме хорошо выражены социальные, обрядово-ритуальные, половые, возрастные и даже профессиональные различия. Именно поэтому, люди по костюму могли с первого взгляда определить принадлежность его носителя к тому или иному слою общества.

Армянский мужской тараз

Мужской национальный костюм состоял из двух основных частей: верхней плечевой (рубашка, жилет, шуба) и нижней (штаны, шальвары). Воротник рубашки, в основном, украшали вышивкой. Одежду шили из хлопчатой ткани, западные армяне использовали также козью шерсть. Традиционной одеждой считался черкеси, который носили поверх рубашки и жилета. Было неприемлемо показываться в общественных местах без черкеси даже в жаркую погоду. Самыми распространенными головными уборами были разнообразные шапки, которые изготовлялись из овечьей шерсти.

Армянский мужской тараз

Женский национальный костюм

Женский костюм выглядел довольно-таки разнообразно: платья, жилеты, безрукавки. Платья шили из сатина, шелка, бархата. Женская одежда украшалась вышивкой, а представительницы высших слоев общества украшали свои наряды золотыми и серебряными нитями. Важную роль играли также украшения. Золотые изделия хранили бережно и передавали из поколения в поколение.

Жительницы восточных областей Армении под длинной красной сорочкой носили длинные красные штаны, нижние части которых были сшиты из более дорогой ткани. Одежда жительниц Западной Армении выглядела примерно так же, хотя были небольшие отличия (сорочка была белой, использовалась вышивка, обязательно присутствовал передник). Из украшений носили ожерелья и серебряные браслеты.

Типичная для женского национального костюма вышитая ткань помимо эстетической функции выполняла также другую, пожалуй даже более важную, ритуальную и защитную функцию. Этим вышивкам приписывали магическую силу и верили, что женщины, носящие их, защищены от злого и вредного воздействия. Эта идея была заложена и в женский головной убор. Считалось, что головной убор способен защитить женщину даже от удара в затылок.

Женский тараз раннего и позднего Средневековья

Комплекс тараза, головной убор средневековой женщины в отличие от древнего национального костюма, был проще и состоял из налобника, украшенного цветами.

В качестве покрывал на голову использовались вуали, которые мы встречаем также в таразе урартского периода. Средневековые женщины связывали рот не так сильно, как это было принято раньше. В период раннего средневековья в нарядах высших слоев общества заметно влияние арабского и византийского национального костюма. Во время позднего средневековья армянский тараз подвергался влиянию турецких, татарских и курдских завоевателей. В ряде регионов тараз сохранялся вплоть до конца XIX начала XX веков. Затем армянский национальный костюм начал уступать место европейской одежде и перестал использоваться в обыденной жизни.

Комплексы таразов Западной и Восточной Армении

Безусловно, таразы Западной и Восточной Армении отличались друг друга. Национальная одежда западных армянок отличалось роскошью, была богата золотой и серебряной вышивкой. Другое существенное отличие было в том, что во всех западных провинциях передник был обязательной составляющей женского платья. Его привязывали к талии или груди.

Тараз западной Армении

К комплексу тараза Западной Армении относятся костюмы Васпуракана, Карина, Сасуна, а также таразы армянонаселенных частей Киликии и Малого Айка. Последние выделяются узорами растений и геометрических фигур, которые присутствовали на одежде как мужчин, так и женщин. Они носили также ювелирные украшения, которые придавали таразу завершенный вид.

Костюмы мужчин в Западной и Восточной Армении также отличались. В восточных провинциях был популярен кавказский стиль тараза, который состоял из нижней одежды, короткой верхней одежды и чухи. Зимой носили свободную шубу без пояса и шапку из бараньей или овечьей шерсти. А тараз западных армян состоял из штанов с элементами вышивки, короткой безрукавки, рубашки и короткой верхней одежды. Рукава рубашки украшали вышивкой. Носили шерстяные пояса и белые конусовидные шапки.

Носки и обувь были важной частью национального костюма и также защищали от холода. И женщины, и мужчины носили кожаные остроконечные туфли, которые назывались трехами.

Важной частью тараза были украшения, которые выражали эстетические предпочтения носителя. Особую группу украшений составляли предметы ритуального значения: украшения от сглаза, талисманы и кресты. Они предназначались для лечения болезней и их использование сопровождалось магическими, ритуальными причитаниями.

Хотя предметы украшения в Западной и Восточной Армении отличались, но были у них и сходства в плане цвета, формы и смыслового наполнения.

Туристический блог об Армении

Азатское водохранилище

Треккинг по горам Армении

Лето в Армении

Армянские идиомы

Тайны Астхашена

Петроглифы в Армении

Арцах. Туризм после войны

Сапсёрфинг в Армении

Эверест Ирены Харазовой

Поделиться с друзьями
  • Поделиться Facebook
  • Поделиться Twitter
  • Поделиться Pinterest
  • Поделиться Vk

armenian_geographic

Explore Armenia with us
Hiking and trekking tours in Armenia ⛰️
All the photos on our page are from our trips
☎️ +37443 00 5165 (Viber, WhatsApp)

Тараз армянский национальный костюм

Создание и деятельность данной группы направлена на возрождение и популяризацию исконных костюмов( тараз) и танцев армян . Желающим помочь и почерпнуть информацию из нашей группы всегда будем рады.
Показать полностью…

В них колорит и доброта народа: куклы армянской мастерицы покоряют мир — МИР 24

Ученые считают, что танец-образ понятен был человечеству гораздо раньше слова-образа
——
Танец и дитя

Танец — явление, имеющее огромное значение: любое искусство содержится в танце. Как движение, танец играет важную роль в процессе художественного развития школ будущего, ибо нужно знать, что всякое искусство — будь то музыка, скульптура, архитектура и т. д. — есть движение.
В каждой жизни есть танец. Ужели жизнь вселенной — не танец? В человеческой жизни есть два вида танца: первый — радостный, второй — грустный. Хотя современные люди обращаются лишь к первой категории танцев, в древности использовались и скорбные танцы; такие, например, исполняли наши предки в погребальных обрядах, совершая соответствующие движения, чтобы выразить свою скорбь. Танец, произошедший так же, как и пение, и достигший трагедии, нашел свое развитие в опере у цивилизованных наций.
Танцевальные движения также являются показателем степени умственного развития. Значит, развитие танца связано с цивилизованностью нации.

Дамы и господа учителя! Осторожно и трепетно подходите к делу воспитания: очень уж тонкая у вас профессия. Вы призваны воспитать поколение, которое являет собой нашу нацию в будущем. В неправильном направлении можно погубить народ!

P.S. Сегодня национальный образ армянина, а именно в танцах и национальных костюмах, представляется на недостойном уровне: качества нет, разнообразие видов уменьшается, многое забывается и плохо сохраняется, идет гиперстилизация символов (до маразма). А этого допускать нельзя! На таких образах воспитываются наши дети. Как сказал Комитас, воспитание неправильном направлении может погубить народ.

Армянский национальный костюм Հայկական ազգային տարազ Armenian national costume

Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена

В 2022 году вышел очередной том «Армяне» фундаментальной этнологической серии «Народы и культуры» посвященный армянам -одному из древнейших народов мира. Авторы-редакторы доктор наук, арменист, историк , этнограф Алла Тер Саркисянц, Л.М. Варданян, Г.Г.Саркисян. При участии и сопровождении Национальной Академии наук Республики Армения, Российской Академии наук, Института Этнологии и Антропологии им. Миклухо Маклая, Института Археологии и Этнографии НАН Армении, на основе материалов НИИ ДР «Матенадаран», Национального Музея РА, Национального Архива РА.

В нем в частности указываются следующие данные:

Чуха, Бурка, Папаха, Кеба, Елак, Казахик, Кинжал и т.д-являются неотъемлимой частью армянского национального костюма

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Настоящий Армянин

Ансамбль Масис, Аргентина

Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Армения☩ՀԱՅԱՍՏԱՆ☩Армянское нагорье
Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Армения☩ՀԱՅԱՍՏԱՆ☩Армянское нагорье
Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Армения☩ՀԱՅԱՍՏԱՆ☩Армянское нагорье
Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Армения☩ՀԱՅԱՍՏԱՆ☩Армянское нагорье
Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Настоящий Армянин

Армянин оставил без головы турка

Абраамян Рафаэль удушающим приёмом одержал победу в первом раунде Поздравляем нашего бойца
Его соперником стал боец из Турции Батухан Акдуман
Напомним, что ранее в одном из своих интервью, турецкий боец заявил, что едет в Россию «за армянской головой»
В итоге сам чуть не остался без головы

Армянские танцы, армянские костюмы,tarazupar.am запись закреплена
Армения☩ՀԱՅԱՍՏԱՆ☩Армянское нагорье

Зо́ки (арм. Զոկեր) — этнографическая группа армян. Являлись коренным населением Гохтнского региона и Агулиса — крупного позднесредневекового армянского региона Гохтн ( и ещё 7-8 соседних сёл.

Название зок-это от использования предлога в разговоре от местного наречия армянского языка. Зокский диалект-это один из 250 диалектов армянского языка, похожий на сюникский диалект. Ныне носители диалекта не сохранили его, смешавшись с другими диалектами.
Показать полностью…

Зоки — это армяне переселившиеся из сюникской области в гохтнскую область. Зоки разговаривали на зокском или агулисском диалекте армянского языка, который очень похож на сюникский диалект. Некоторые лингвисты считают его смесью сюникского и мушского диалекта. Хотя и лингвистически близок к восточноармянскому наречию, он немного непонятен носителям последнего.
Такое различие зокского от остальных армянских диалектов стало причиной многих мифов о происхождении зоков. В армянском языке существует ряд местоимений «айс», «айд», «айн» — этот, тот в переводе на русский язык. В старом Гохтанском (историческая область Армении) диалекте они произносились как «hok», «док», «нок». В Агулисском диалекте на котором говорили в селения Агулис, Дашт, Цгна, Танакерт, Дисар, Кахакик, Андамеч этот ряд местоимений употреблялся с приставкой «з», что характерно для армянских диалектов XVIII-XIXвв. Это обстоятельство привело к появлению местоимения «zhok» или «зок», которое в течение некоторого времени привело к выделению в XIX веке научного и этнографического термина «зок» и «зокского» диалекта.

Согласно мнению лингвиста, академика Манука Абегяна, XIX—начала XX веков название зоков происходит от местоимения «zhok» на их диалекте. По мнению Николая Марра на обособление зоков оказали влияние пришедшие с севера скифы, смешавшиеся с коренным населением в VIII—VII веках до н. э.. Название «зок» он связывал с «саком», а своеобразие зокского наречия считал результатом этнической «гибридизации». По другой версии зоки являются потомками иранских переселенцев из Индии. В. Девицкий, посетив Агулис сообщает, что даже сами зоки не смогли дать ему объяснения происхождения своего самоназвания.

На самом же деле зоки всего лишь представляют из себя одну из коренных армянских общин Нахиджевана. Такое своеобразие их языка связано в первую очередь с перемещением гласных. Так например, «о» превратился в «у» (горц > гюрц, Маркос > Маркус), а «у» в «о» (шун > шон, птуг > петог), «а» в зависимости от соседних согласных превращался в «о», «у», «ы», «и», «ай» или не изменялся. Согласные же не изменились с периода грабара, фактически система согласных зокского диалекта наилучшим образом отражает ситуацию в древнеармянском. Причем в зокском сохранились даже некоторые черты протоармянского языка, отсутствующие в грабаре: например в зокском kakhts‘ (от ПИЕ *glkt-) прослеживается наличие -l, тогда как другие формы армянского не содержат -l (в др-арм. уже kat‘).

Зокский (агулисский) диалект был описан уже в 1711 году немецким лингвистом И. Шрёдером в его грамматическом труде «Thesaurus lingues armenicae».

Армянский национальный костюм — это настоящая летопись, по которой можно увидеть и прочитать историю народа. Материал, крой, узор на одежде расскажет нам о многом. С помощью костюма можно узнать о социальных, религиозных, климатических, а также географических условиях, в которых жили люди. Народный костюм может нам поведать об образе жизни, об истории её владельцев.

Армянская нация берёт начало с IX века и уходит корнями в Урартское царство. Во время исторического существования она не раз подвергалась нападениям. Войны сменялись периодами расцвета культуры. Зарождались традиции. Происходил взаимный обмен с народами, с которыми приходилось во время гонений взаимодействовать. Среди них были персы, арабы, греки и представители других народностей, которые обогащали армянскую культуру.

Все эти исторические перипетии повлияли на особенности национального костюма. И нынешнее поколение бережно сохраняет традиционный национальный наряд. Рассмотрим его вместе.

Женский костюм

Женский армянский костюм называется «Тараз» и состоит из нескольких обязательных элементов, которые хорошо видны на фото. Костюм мог иметь некоторые различия для жителей разных регионов.

Обязательные элементы

Рубашка — халав

Независимо от места проживания, женский наряд включал в себя рубаху. Она была белого цвета на западной территории и красного оттенка на востоке. Фасон украшен длинными клиньями по бокам. Обязательно должен быть длинный прямой рукав. Горловина рубахи имела продольный вырез, который украшался вышивкой.

Кафтан — архалук

Поверх рубахи надевали длинное платье или яркий кафтан с вырезом на груди и разрезами по бокам.

На талии он фиксируется застёжкой. Обычно для архалука выбирают яркие цвета. Он бывает жёлтого, фиолетового, зелёного и красного оттенка.

Шаровары — похан

Женский костюм армянки обязательно включал в себя штаны. Горная прохлада требовала дополнительного утепления, поэтому такие изделия не считались только мужскими. Женщины шили для себя красные штаны, которые по бокам были украшены сборкой. Низ брючин дополнительно оформлялся золотой вышивкой.

Передник — гонгоц

Некоторые костюмы имели еще одну делать — передник. Носили его преимущественно жительницы западных районов. Передник подвязывался тонким пояском, который украшался вышивкой, имевший смысловое значение. Яркой тесьмой на поясе вышивали надпись-оберег «на доброе здоровье».

Праздничный наряд

Праздничное платье — минтана

По праздничным дням армянские женщины вместо архалука наряжались в платья. В зависимости от материального достатка они могли быть выполнены из шёлка или хлопковой ткани.
Платье по силуэту напоминает архалук, только отсутствуют разрезы по бокам. Рукава одежды украшаются тесьмой и пуговкой — застёжкой.

МОДНЫЕ ЖЕНСКИЕ КОСТЮМЫ ВЕСНА 2019�� FASHIONABLE FEMALE COSTUMES 2019

В западных регионах женская одежда более разнообразна. Там носили платья, которые назывались джуппа, хрха, антифа, хатифа. Отличием этих платьев являются крой и состав ткани. Объединяющая их деталь — это расклешенные рукава.

Пояс (шарф)

Торжественность и праздничность платья подчеркивали дополнительно. Для этого поверх платья или архалука обязательно повязывается пояс. Он был довольно широкий, сшитый из шёлка или шерсти.

Справка. Особо состоятельные дамы носили пояса золотого или серебряного цвета.

Верхняя одежда

Покрывало (пальто)

При выходе на улицу обязательным условием было завернуться в покрывало, чтобы скрыть всю фигуру. Оно ткалось из тонкой шерстяной пряжи.

Замужние женщины предпочитали носить синий цвет, а девушки выбирали покрывало белого оттенка.

В холодное время женщины надевали пальто. Оно шилось из бархата красного цвета, оторачивалось мехом куницы или лисицы.

Мужской костюм

Мужской национальный наряд — многослойный. Это стало его особенностью. А также одежда имела региональные особенности. Поэтому по внешнему виду жители сразу понимали, откуда приехал человек, появившийся в их краях.

В восточных районах

Армянские мужчины, проживавшие на востоке страны, составляли свой костюм из таких деталей.

Рубашка — шапик

Изделие шили из хлопковой или шёлковой ткани. Особенностью кроя стал невысокий воротничок.

Шаровары — шалвар

Национальные армянские штаны были синего цвета и шились также из шерсти или хлопкового материала. Подпоясывались сверху тонкой тесёмкой, на концах украшенной кисточками.

Архалук

На востоке это был небольшой кафтанчик, который надевается поверх рубашки. Застёгивается на пуговицы или крючочки по всей длине. Шьётся из хлопка или шелковой ткани.

Чуха (черкеска)

Завершала костюм чуха. Это шерстяная черкеска, которую накидывали поверх архалука. Длина черкески должна быть ниже колена. Обязательно наличие длинных рукавов, которые откидываются.

Традиционным аксессуаром стал пояс. Подпоясывались кожаным или серебряного цвета ремнём.

В западных районах

Гардероб мужчин западной Армении также был составлен из традиционных частей, которые имели общее сходство с одеждой восточных районов. Однако на западе были приняты свои традиции.

Рубаха

Рубаха являлась привычной основой костюма. Но наряду с хлопковыми и шелковыми, здесь надевали шерстяные рубахи.

Шаровары — вартик

По-другому носили на западе штаны. Это повлияло на их крой. Фасон штанов был заужен книзу. Брючины обматывались тканью от щиколотки до колена.

Кафтан — елек

У западных армян носился вместо архалука носили не короткий, а полноценный кафтан.

Куртка — бачкон

Чтобы костюм был полностью завершенным, армянин, проживающий на западе страны, должен надеть бачкон. Это куртка, которая надевается поверх елека и перевязывается в несколько слоёв на животе широким поясом из ткани.

Подпоясывались мужчины основательно. Для этого им требовался не пояс, а большой лоскут ткани. Его обматывали вокруг талии, а в тканевых складках прятали табак, монеты и ножи.

Справка. Во время холодов мужчины надевали меховые безрукавки, сшитые из козьих шкурок.

Головной убор как часть национального костюма

Женский

Восточные области

Женщины восточной области носят маленькую шапочку, которая украшена спереди ленточкой и цветочным узором. Лицевая сторона украшается монетками.

Затем повязывается белый платок, который закрывает шею. На белый сверху повязывали платок алого цвета.

Западные области

Особенности головных уборов западных армянок стали деревянные ободки. Женщины могли выбрать для себя разные ободки.

  • Котики. Такой ободок оборачивается бархатом, на нем вышивают небо, звёзды, солнце.
  • Варды. Вышивка изображает райский сад, птичек, цветов. Носят этот ободок поверх красной шапочки, украшенной кисточкой. По бокам варды крепится по большой пуговице. А вдоль лба проходит лента с рядами золотистых монет.

Справка. Незамужние девушки выделялись прической: они заплетали большое количество косичек.

Мужские головные уборы

Достаточно разнообразны были и мужские головные уборы. Армяне носили от меховых каракулевых шапок до вязанных из шерсти изделий.

  • На востоке Армении доминировали папахи конусообразной формы. Верх украшался красным шёлком.
  • Западные армяне предпочитали шапки полусферической формы. Предпочтительно красных оттенков. Поверх этих шапок повязывали платок, который предварительно скручивали жгутом.

Обувь

Самой распространённой обувью у армянских мужчин и женщин были кожаные лапти «трех». Эта обувка выделяется заострёнными мысками. Они имели шнуровку, которая должны быть длинной, чтобы можно было обмотать её вокруг голени. Выполнялась из грубой кожи крупного рогатого скота.

Женская обувь была желтого, зелёного и красного цветов. Мужчины носили «трех» из черной или красной кожи.

Сегодня национальный костюм не забыт современным поколением. Он используется во время праздников, элементы народной одежды используются в современных изделиях.

Возможно, вы задаетесь вопросом: что означает «тараз»? Тараз-армянский традиционный национальный костюм, дизайн которого постепенно менялся на протяжении веков в зависимости от многих факторов. Среди них наличие меха, тканей, металлов, ювелирных изделий, навыков вышивания, кружева, климатических условий. Эти предметы одежды выражали классовую, региональную принадлежность, положение в жизни, богатство и пол.

История ТАРАЗа

Конечно, в начале люди носили очень простую одежду, чтобы согреться и выжить. Постепенно, с появлением нового текстиля и красок одежда приобрела эстетические ценности. Первыми основными материалами, использованными в армянской одежде, были шерсть и хлопок. Прежде чем начать собственное производство шелка, армяне импортировали шелк из Китая. Шелковые ткани стали символом богатства.

Мы смогли определить, как менялась одежда, благодаря сохранившимся древним фрескам и произведениям искусства. Есть также письменные документы с описанием тараза. Они помогают вести хронику исторического развития и художественного творчества таразов.

Цвета национального армянского костюма

Цвета, используемые в армянском таразе со временем стали приобретать особое значение. К 14 веку армянский философ Григор Татеваци объяснил доминирующие элементы тараза. Черный-земля, белый-вода, а желтый-пламя. Позже, появился фиолетовый для мудрости, красный для храбрости, синий для небесной справедливости.

Люди могли многое узнать о человеке по его костюму. Можно было, например, определить, женат ли человек или нет по цвету тараза. Это очень важно для человека, желающего привлечь партнера.

Очень красивый Армянский танец невесты

Тараз также выражал образ жизни человека-указывал на его богатство и количество детей. Женская одежда имела декоративную вышивку. Если она была богатая, ее одежда была украшена золотыми и серебряными нитями.
Возможно, на женском фартуке будет изображено древо жизни. Декоративные элементы на одежде, представляющие предметы повседневной жизни, такие как ножницы, миски и кувшины символизировали скромность женщины.

Аксессуары для Тараза

Тараз был украшен драгоценностями, которые передавались из поколения в поколение. Одежда также была украшена серебряными ожерельями и браслетами. Завершающим элементом костюма был головной убор. У замужней женщины он покрывал половину ее лба, имел вышитые ленты с декоративными геометрическими узорами. Они связывали лоб ленточкой, украшенной серебряными или золотыми монетами. Головной убор держался несколькими белыми платками.

Женщины меняли свою верхнюю одежду в зависимости от температуры и времени года. Изысканные кафтаны защищали от холода. Различные элементы таразов отличались в разных регионах Армении. Исторические факторы и местные обычаи диктовали ткани и аксессуары важности.

Мужской ТАРАЗ

Хотя мы сосредоточились на женском таразе, мужскую одежду также называли тараз. Одежда была в основном из хлопка, шелка или шерсти. Мужская рубашка была с длинными рукавами, с воротником, украшенным вышивкой. Поверх рубашки они носили кафтан и пальто без застежек. Иногда мужчины носили пальто из меха. Их брюки обычно были очень свободными и удобными. Мужской пояс был символическим. Серебряный пояс считался символом его зрелости, а золотой пояс демонстрировал его богатство.

Тараз сегодня

В настоящее время вы вряд ли увидите кого-то в таразе в обычной жизни. Элементы дизайна армянского национального костюма нашли свое отражение в нынешней моде. Они служат акцентом и напоминанием их богатого прошлого. И кстати, особенно среди женского пола очень актуальны аксесуары: сумки, пояс, головной убор и т.д.
Сегодня в национальных костюмах представляются в основном танцевальные коллективы. Они танцуют в этих красивых костюмах и представляют армянскую историю и культуру за рубежом.

Армянский традиционный костюм — тараз

Армянский национальный костюм или армянский тараз — традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров армянского народа, сложившийся на протяжении веков и используемый армянами в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи), социальной значимость человека. Традиционный костюм отражает культурную самобытность этноса и особенности национального характера

Армянская культура

Армянский традиционный костюм, как армянский язык, многообразен своими региональными разновидностями. Он имеет личный характер, но описывает регион по особым характеристикам, так как привычки и деятельность каждого армянина, образ его жизни, культурные ценности, в том числе одежда, веками находились под пристальным вниманием общества, запрещающего любое отклонение от письменного или неписаного права и традиций. Одежда также была тесно связана с особенностями этнического духовного состояния. Соответственно, не существует общеармянского традиционного костюма. При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения армянский костюм имел свои особенности. Каждому региону исторической Армении был присущ свой особенный костюм, каждый район, поселение, семья, даже девушки в одной семье отличались уникальностью одежды.

Традиционно, комплекс армянской одежды включает в себе бельё, верхнюю одежду, головные уборы, украшения, обувь. Различия выражались в стиле, покрое, в образе ношения, в основных формах, в сочетаниях цветов, украшений. и т.д. В соответствии с типом, армянский традиционный костюм широкий, открытый, одежда имеет прорезы спереди и сбоку. Эстетические и эротические функции играли большую роль в комплексе одежды, в основном, чтобы привлечь внимание противоположного пола. Жители обращали особое внимание на одежду определённой возрастной группы, в основном заботясь об одежде незамужних девушек и парней, невест. Праздничная одежда имела привлекающую и оберегательную функцию, защищая от злых духов того, кто носил эту одежду.

Одной из определяющих характеристик народной одежды являлся орнамент и цветовая символика, в которых немаловажную роль играют этнокультурные традиции и социальная среда. Цветовая гамма в целом, а также определённые цветовые сочетания выражают половозрастные и социальные различия. В цветовой гамме армянской традиционной одежды, в частности женской, доминирует красный цвет − от тёмно-вишнёвого до кроваво-огненного тонов. Абрикосовый является символом мудрости и благоразумия, красный -мужества и мученичества, синий — небесной справедливости. Красный цвет в сочетании с зелёным в первую очередь связывается со свадебной символикой. Смена цветной одежды на темную означает наступление старости. Чёрный — самый распространенный цвет траура. Белый считался ритуально чистым, он был цветом одежды при крещении и одновременно — похоронная савана при погребении. В цветовой гамме армянского традиционного костюма наблюдается особая сдержанность в использовании жёлтого цвета. Он встречается очень редко, в приглушенных тонах. Жёлтый, цвет увядания природы, в целом имеет отрицательную символику. он ассоциировался с болезнью, желчью, ядом, почему и считался вредоносным. Наличие широкой жёлтой полосы в палитре радуги трактовалось как дурное предзнаменование.

Таким образом, цветовую гамму армянской народной традиционной одежды можно представить в виде противопоставления положительного (красный, зелёный, белый) и негативного (синий/фиолетовый, жёлтый, чёрный) цветов. Согласно армянскому историку и философу Григору Татеваци (XIV в) доминирующие цвета в костюмах отражают цвета четырёх элементов бытия — чернота земли, белизна воды, краснота воздуха, желтизна огня.

Каждый орнамент на костюме имеет свою символичность и смысл, ритуально — магическое значение. Орнамент мужской и женской народной армянской одежды чаще всего располагался вокруг так называемых входов (шейный вырез, рукава, запястье, боковые прорехи, подол), т. е. именно на тех частях одежды, которые имеют сакральную функцию защиты её от проникновения всякого рода «нечисти». Охранно-магическое сакральное значение имели также мужские пояса, женские передники, нагрудники, традиционные вязаные узорчатые носки.. Орнамент выполнялся техникой набойки, вышивки, аппликации, художественного шва и вязкой. В армянской традиции вязка, как и вышивка, в том числе и сетчатый орнамент, имели и охрaнно-магическое значение защиты от зла и нечисти, а иголка (булавка) выполняла роль оберега от сглаза и порчи.

Орнамент армянского национального костюма делится на три основные группы — растительный, зооморфный (орнитоморфный) и геометрический. Встречаются также изображения бытовых предметов, архитектурных сооружений (например, купол церкви) и дарственные надписи. Растительный орнамент характеризуется ветвями, стеблями, листьями и деревьями разных видов. Волнистая линия с изображением лепестков и ростков на каждом изгибе окаймляет края одежды, символизируя бесконечность жизненного цикла. Мотив дерева — универсального символа плодородия, символизирует беременность, материнство. Зооморфный орнамент, редко встречающийся в одежде, очень стилизован, с акцентированием характерного внешнего признака животного. Наиболее распространены «рожки» — стилизованное изображение рогов быка/коровы или овна, встречающееся на женских передниках и налобных украшениях. Этот орнамент, семантически связанный с фаллическим культом, с небесной влагой, символизирует обилие, благополучие и плодородие. Для женской одежды характерен также змеевидный орнамент, закодированный в S-образной фигуре как в горизонтальном, так и вертикальном положении. Мифологический образ змеи связан с водной стихией и имеет как положительный, так и отрицательный контекст, связывается с благополучием дома и семьи, считается гарантом плодородия. Благодаря свойству обновления (смена кожи) змее приписывалось бессмертие, вечная молодость. Изображения птиц по обеим сторонам растительного орнамента трактуются как символ плодородия, а петух занимал особое место в свадебном ритуале армян. Красные и белые петушиные перья украшали головной убор жениха как символ мужской потенции.

Красный женский фартук — элемент армянского национального костюма

Основные виды геометрического орнамента, имевшего широкое распространение у многих народов, больше остальных несут смысловую нагрузку. Круг символизирует пространственно-временные понятия, а также небесные светила. Квадрат означает первоначальное разграничение пространства, стороны света, годовой цикл, четыре стихии и др. Стык вертикальных (мужское начало) и горизонтальных (женское начало) линий квадрата, их скрещивание в изображении креста демонстрируют идею оплодотворения. В этом смысле крест и квадрат рассматриваются как своеобразные символы плодородия. Вышивка крестиками на ритуальной и детской одежде выполняла охранно-магическую функцию. Всякое изображение креста должно было предохранять от злого, колдовского, нечистого. Треугольник с вершиной вниз трактуется как женский символ, с вершиной вверх — как мужское начало. Ромб рассматривается как соединение двух начал, как символ плодородия. Точка считалась первоосновой, исходным знаком, символом семени, зерна, плодородия.

Ещё с древних времён у одежды была практическая функция — защита от морозов или жары, украшая же тело, она приобрела также эстетическое значение. Повседневная одежда была адаптирована не только с климатической, но и этнической средой данного района. Различия традиционной одежды социальных обществ выражаются как в качестве шитья, так и наличием или отсутствием обязательных, подчеркивающих статус деталей одежды.

Армянская традиционная одежда отличается длиной подола, прорехой, обязательным присутствием ремня. Женщины одевали платок до плеч, не закрывая лицо и рот. Знаменитые центры вышивки — Ван- Васпуракан, Карин, Ширак, Сюник- Арцах, Киликия, отличаются орнаментами украшении, цветовыми сочетаниями и всеми ритмическими и стилистическими особенностями одежды. Например, в центре Высокого Айка -Карине в комплексе женской одежды использовались четыре разновидностей верхней одежды, которые имели одни и те же узоры, но отличались видами тканей и орнаментами. Одежда, сшитая из сукна, назывался «джуппа’, из бархата- «хирха», из шёлка — «гатифа», из шерстяной ткани – «путали».

В целом, по покрою, общему силуэту, цветовой гамме, способах и технике декорирования прослеживаются два основных комплекса: восточноармянский (Айрарат-Тбилиси-Парскаайк, Сюник-Арцах, Гугарк, Вайоц Дзор) и западноармянский (Васпуракан, Агдзник, Туруберан, Верхний Айк, Ширак-Джавахк, Трапизон, Малый Айк, Киликия).

Комплексы национальной одежды Восточной и Западной Армении различаются тем, что в Западной Армении одежда более роскошная, более богата золотой и серебряной вышивкой. Другим существенным различием являлось обязательное присутствие фартука в женской одежде западных областей. Его завязывали на талии, груди или на плечах. Более того, В Западной Армении фартук отмечал замужнюю женщину, а красный фартук вовсе обозначал женщину. В Васпуракане пояс женщины был вышит из шерстяной ткани или сплетен из шерстяной нити и обернут три раза вокруг талии. В Сасуне обрученные девушки завязали разноцветный шёлковый ремень, а в Киликии пояс достигал трех метров.

Женский головной убор выделялся особым богатством и красотой. Девушки заплетали волосы в многочисленные косы (до 40), из которых передние перекидывали вперед на грудь, а задние при помощи серебряных цепочек располагали по спине, удлиняли косы искусно вплетенными шерстяными нитками в цвет волос, украшая их серебряными шариками и кистями. Украшали серебряными украшениями и войлочную шапочку формы фески без кисточки. На неё вешали на цепочках спереди ряд новолунниц, листочков, цепочек, амулетов, а у висков — нависочники. Во многих районах на феску сверху пришивались серебряная плошка с чеканными цветами, изображениями ангелов, солнечных лучей и т. п. Закрытость головного убора не подразумевала обязательное наличие фартука. Исключением являлась одежда Васпуракана. На побережье озера Ван, к югу от Армянского Тавроса была распространена традиция закрытия лица, но здесь это было более упрощена, чем на востоке. Во время женитьбы, в Ване женщины носили высокую цилиндрическую шапку, которая была подкреплена к голове треугольной косинкой. Лоб украшали специальным украшением (синие бусы, серебро). Виски украшали треугольными драгоценными камнями. Головной убор был завершён треугольной красной, полотняной косинкой, верхний угол которого был украшен деревом жизни, герметичными и вышивками животных. В Сюнике и Арцахее после свадьбы голову женщины прикрывали особой ՞башенкой՞ , при этом закрывая рот и край носа. Следует отметить, что в декорациях употребляли белую, треугольную, льняную косынку.

В северных регионах исторической Армении, в частности, на верхней долине Евфрата, тип головного убора был открытым. Поверх шапочки надевается сшитый из бархата или шелка плотный круг около 7 см ширины – «Вард» (буквально — роза). На круге у висков возвышаются выпуклые утолщенные розы и «рожки». Налобная часть «варда» раньше украшалась цветами из драгоценных камней и жемчугом, а с конца XIX в. они заменены кружевными шелковыми мелкими цветочками, вышитыми иголкой в технике армянских кружев. Поверность «варда» напоминает цветник. Среди цветов иногда встречаются выпуклые фигурки петушков.

В Восточной Армении головными уборами мужчинам служили меховые шапки, в Западной — войлочные и матерчатые. Входя в церковь, видя похоронное шествие, встречая достойных людей, армянские мужчины снимали шапки.

Основной частью костюма были украшения, а среди них — различные талисманы и обереги, которые носили и женщины, и мужчины. Женщинам дарили украшение лба из золотых копеек, а также — золотые кольца, украшения для висков, золотые булавки. Украшения выражали идею защиты владельца от злых сил. Верили, что они принесут хозяевам процветание и плодовитость. Считалось, что металл имеет небесное происхождение, так как звук металлических украшении был похож на звук неба – грома, и мог защитить от злых духов. Несмотря, что в Восточной и Западной Армении армянские национальные элементы украшения были разными, но они имели некие общие черты с точки зрения семантики, цвета и формы.

Носки и обувь были неотъемлемой частью костюма, которые так же защищали от мороза. Мужчины и женщины одевали кожаную, остроконечную обувь- башмак.

С древнейших времен обувь составляла неотъемлемую часть традиционной одежды армян. Мужская и женская обувь (вязаные носки и собственно обувь) во многом была идентичной. Важное место в обуви армян занимали вязаные узорчатые носки – «гулпа». В традиционном быту мужские и женские узорчатые гулпа вязали плотной вязкой из шерстяных нитей, были однотонными и многоцветными, при этом каждый регион имел свой излюбленный узор и цвет. Гулпа широко использовались не только в повседневной жизни, но имели и обрядовое значение. Носки входили в состав приданого девушки, были одним из основных предметов дарообмена на свадьбах и крестинах. Мужские ноговицы и обмотки большей частью вязали из шерстяной или хлопчатобумажной разноцветной пряжи или шили из домотканой холстины. Ноговицы надевали поверх носков и шнурком закрепляли под коленом.

Традиционной обувью мужчин и женщин служили поршни — «трех» с заостренным носком. Их шили из одного цельного куска грубой сыромятной кожи крупного рогатого скота с шерстными или кожаными шнурками, причем в каждой области был свой способ продевания в них шнурков. Tpex имел две разновидности: со швом посередине ступни и без шва. Это была будничная обувь, которую во время работы носило все сельское населения без возрастных отличий и ограничений. Весьма своеобразной была женская выходная обувь, сшитая из двух отдельных частей одинаковой по качеству кожи: у молодых — жёлтого, у пожилых — жёлтого и красного цвета, на твердой подошве. Распространенной обувью на твердой подошве были «чмушк» — остроносые, с сильно загнутым кверху носком туфли без задника на небольшом каблуке из чёрной (мужские) или зелёной (женские) кожи, на кожаной подкладке. Вся лицевая поверхность их была обильно расшита линейными узорами. Женщины, в основном зажиточные, их носили большей частью зимой. Разновидностью чмушк была обувь «чуст» также на твердой подошве и загнутым кверху носом, которая в ряде районов Араратской долины служила парадной обувью: её надевали, идя в церковь или в гости. С чмушк была сходна и остроносая обувь без задников – «машик» с подбитой подковой каблуком. Молодые женщины и девушки носили машик зелёного и красного цвета, пожилые — чёрного.

Об армянской национальной одежде ведают как археологические материалы, так и сохранившиеся изображения памятников древнего искусства, и письменные источники.

На памятниках IX– VI веков до нашей эры (фрески, статуи и горельефы, печати, шлемы, щиты и т.д.) сохранились изображения костюмов разных слоёв общества (высшие сословия, солдаты, священники, простолюдины). В IX– VI веках до нашей эры на горельефах ахеменидских царей армяне были изображены с традиционным костюмам. Геродот, говоря о снаряжениях национальных войск Ахеменидской империи, сообщает, что костюмы армян (вероятно, Малый Айк) похожи на костюмы соседей — фригийцев. По информации Страбона, мидяне и армяне носили кафтаны, туники и шаровары. Во времена Арташесидской династии (II–I века до нашей эры) источником армянской моды являются монеты. В последующих веках на армянские костюмы (особенно в элитных кругах) оказали влияние персидские, римские и византийские. О средневековой одежде армян (особенно представители королевских и княжеских домов) сохранилось информация в композициях армянских и иностранных историков, фресках, скульптурах, миниатюрах и т.д.

При правлении династии Багратуни (IX–XI вв) в кругах армянского городского населения очевидно сильное влияние не только арабской, но и византийской моды. В Киликии во время крестовых походов (XII-XIII вв) армянская одежда оказывается под влиянием стилей европейских стран. В конце Средневековья традиционный костюм частично подвергается влияниям костюмов турецких, татарских и курдских завоевателей, а в некоторых регионах и провинциях сохранилось до конца XIX-ого века и начала XX-ого века.

В некоторых регионах Восточной Армении (Сюник, Арцах) в начале XX века с незначительными изменениями сохранились традиционное одеяние армянских женщин, а в кругах мужчин доминировал, так называемый “кавказский” стиль. Армяне Ахалкалаки и Ахалцихе, которые эмигрировали из Карина, долгое время сохранили традиции Карина.

В случае заимствования стилей моды, армяне перерабатывали и творчески использовали то или иное нововведение или её отдельные элементы, оставаясь верными национальным традициям, и тем самым, создавая новые варианты одежды. С конца XIX-ого века армянская традиционная одежда уступила место европейским костюмам и вышла из повседневного использования. Во времена Геноцида армян в Османской империи многие виды национального костюма были утрачены, вытеснены из быта, отдельные части костюмов стали семейными священными реликвиями, прошедшими воспоминаниями и музейными экспонатами.

Как украшают армянский национальный костюм? Мужской тараз

Сегодня я хотела бы рассказать вам о том, как декорируют армянский мужской тараз.

О том, что из себя представляет армянский национальный костюм, я писала здесь (о женском костюме) и здесь (о мужском). Сегодня подробнее остановимся на том, какими способами армяне украшают нижнее и верхнее платье, а также шаровары и головной убор.

Прежде чем перейти к описанию украшений, нужно оговориться, что исторически сложилось так, что западноармянский костюм в большей степени изобилует вышивкой и декором по сравнению с костюмом восточных армян.

Мужской комплекс

Разумеется, женский костюм гораздо наряднее мужского, но тем не менее, мужской тараз не лишён украшений, ведь по внешнему виду мужчины всегда можно было судить о его социальном статусе, происхождении и благосостоянии. Так, основными акцентами в мужском костюме являются верхние шаровары и верхняя одежда — архалук или чуха. Эти элементы одежды и украшали, как могли. К примеру, довольно распространённым было наличие у шароваров ярких атласных лампасов, вышитых традиционным орнаментом — излюбленным геометрическим мотивом, состоящим из ромбов разного размера и цвета.

На этой фотографии также представлена разновидность верхней одежды — безрукавный жилет, на груди украшенный вставками с аналогичными геометрическими мотивами. Такие жилеты носили мужчины Западной Армении, а вот чуха и архалук скорее характерны для восточных армян.

Архалук представляет собой длиннополую атласную верхнюю одежду, застегивающуюся встык на ряд застежек от шеи до талии, далее распашную. Сам архалук, как правило, лишён украшений, но вот пояс, которым он фиксируется, зачастую можно назвать настоящим произведением искусства: это тонкой работы серебряный ремень или кожаный ремень с серебряными накладными монетами и серебряной пряжкой.

Говоря «как правило», мы все равно понимаем, что находились обеспеченные представители армянского народа, стремившиеся украсить не только «аксессуары» своего костюма, но и саму одежду. Поэтому архалук тоже иногда был очень выразительным: по краю полы его декорировались вышивкой растительного орнамента, а рукава, которые могли быть как распашными, так и цельными, обшивались яркой лентой, а иногда шелковым шнуром:

Чуха же сама по себе является предметом одежды, которую носили только взрослые мужчины, поэтому она выступает своеобразным маркёром статуса и более богато украшена, нежели архалук. Отличительной чертой чухи является наличие на груди газырниц — кармашков с патронами, исторически имевших практическое значение и впоследствии его утративших и превратившихся в элементы декора. Газырницы также обшивались лентами в тон прочим украшениям наряда, как правило, серебристыми или золотистыми.

И, наконец, головной убор. Речи о мужском головном уборе восточных армян в этой теме не пойдёт — основным ее видом выступает меховая шапка папаха, лишенная каких-либо украшений, а вот с головным убором западных армян все обстоит иначе. В частности, западноармянский головной убор обычно акцентный и пестрый:

Он не только украшен большим количеством геометрических узоров, но и сверху по диаметру обматывается горячо любимыми армянами скрученными шнурами, которые они умело используют и как пояс для нижних штанов, имеющий на концах разноцветные кисточки, и как элемент головного убора.

Добавить комментарий