Как Средневековье внедрилось в наши гардеробыИ какие элементы средневекового костюма встречаются в

Ткань гродетур: достоинства нарядов средних веков

Гродетур производился только два века, но ознаменовал собой целую эру в истории одежды и интерьеров. Эта прекрасная, тяжёлая ткань была сделана в начале XVIII столетия во французском городке Тур.

Основой материала GrosdeTours послужили крепкие волокна настоящего шёлка. Они переплетались особенным, репсовым плетением , в котором каждая нить основы перекрывалась 2-мя уточными. Гродетур был свойственен изысканным сиянием полотна и рельефной текстурой.

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

  • Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  • Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  • Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  • Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  • В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  • Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  • Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  • Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

#Искусство средневековья

Виды шерстяных материалов

Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы:

  • Сукно (wool) – это тканный материал. Но после изготовления полотна ворс дополнительно сваливали так, что сбитая поверхность полностью закрывала переплетение нитей.
  • Камвольные ткани (worsted) – тканные материалы.
  • Фетр (felt) – валянная ткань.

Самым дорогим считалось сукно. Его изготавливали на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию. На производство этого материала шла шерсть тонкорунных овец. Именно поэтому основным импортером такой ткани была (и остается) Англия.

Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым. Сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность. И только потом красили. Именно поэтому стоимость такой ткани была очень высока.

Ворстед (камвольные ткани) производились по более простой технологии. Ткали материал из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали. Но, не смотря на выделку, в нитях часто попадался остевой волос. Такие ткани были достаточно грубыми и ощутимо кололись.

Средневековая европейская культура. Видеоурок по Всеобщей истории 10 класс

Существовали дорогие и дешевые сорта ворстеда. Перед тем как ткать, пряжу красили. Поэтому полотно могло иметь разноцветные уток и основу (продольные и поперечные нити).

Ткали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходила попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение (twill), при котором 3 вертикальные нитки, пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.

Финиширование — выделка (чесание, валяние, подстригание) помогало производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение. Но многие, особенно дешевые, материалы не имели валяной поверхности.

Рыцари (рус.) История средних веков.

Ассортимент шерстяных полотен был очень широким. Ткани различались плетением, качеством выделки, способом окраски и т.д.

Бродклос (broadcloth) — эта ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее теплой и водонепроницаемой. Обычно этот материал красился после изготовления. Качество и цена сильно различались. Некрашеная ткань стоила 1 шиллинг 4 пенса за ярд, в то время как окрашенная кермесом в малиновый цвет стоила уже 13 шиллингов 4 пенса за ярд. Для низших сословий она была недоступна.

Сорта бродклоса различались по типу, качеству выделки и цвету. В алый окрашивали только ткань лучшей выделки и она была самой дорогой. Такой сорт так и назывался – «алый бродклос». Кроме него существовали еще:

  • планкет – дешевая голубая или серая ткань;
  • мастердевиллес – дешевая серая ткань хорошего или среднего качества;
  • бланкет – дешевая некрашеная ткань.

Ворстед (worsted) — камвольная ткань. Название «ворстед» было общим для саржевых полотен с видимым переплетением. Такие ткани раличались по качеству. Но был и отдельный вид материалов, носящих тоже название. Существуют упоминания, что из легкого ворстеда высокого качества шили дублеты.

Керси (kersey) — грубая шерстяная материя. Довольно тяжелая ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение. Ее производили на юге Англии – отсюда и название. Часто упоминается, что ее использовали для изготовления шосс (нижних мужских брюк, «колготок»).

Рассет (russet) — грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства. Дешевый материал, обычно серого или коричневого цветов.

Фриз (friese) — грубая ворсистая шерстяная ткань. Полотно имело саржевое плетение. Доступнее всего был материал производства валлийских мануфактур. Нередко фриз продавался неокрашенным. Использовался для подкладок или пошива дешевой одежды.

Кендал (kendal) — грубая ткань обычно зеленого цвета. Производилась на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал. Чаще всего использовалась для изготовления головных уборов и верхней одежды.

Рэй (ray) – полосатая ткань, для изготовления которой брались нити разных цветов. Часто использовалась для пошива ливрей слуг. Рэй утратила популярность в течение всего 1 века, т.к. полосатые ткани в Европе стали «персоной нон грата». Ей на замену пришел бродклос высокого качества.

Виды льняных материалов

Льняные ткани были вторым по популярности материалом, из которого шили одежду в средневековье. Эти полотна обычно имели полотняное переплетение, часто отбеливались и качество выделки у них тоже было разным.

В основном такие материалы шли на пошив нижнего белья. Лен нечасто использовался для отделки верхней одежды и редко красился, так как его волокна плохо удерживают натуральные пигменты. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность.

Холст (canvas) — грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.

Мифы и легенды средневековья (рассказывает историк Наталия Басовская)

Бакрам или бакерам (buckram) – жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.

Лен (linen) — общее название для льняного полотна среднего качества.

Полотно (holland) — простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило очень дорого. Из самого названия несложно понять, что основным производителем такой ткани была Голландия.

Парижская ткань и узорчатое полотно (paris and diaper) – великолепный материал c повторяющимся рисунком. Узорчатый диапер называли «льняным дамаском». В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов». Такие вещи передавали по наследству.

Виды шелковых материалов

Так любимый авторами фэнтези шелк был невероятно дорогим. Его изначально привозили с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Но уже в 15 в. материал начали производить в Лионе (Франция). Причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. И шелк стал более доступным. Например, люди, принадлежащие к среднему классу, могли использовать его для изготовления пояса к женскому гоуну или для воротника на дублете. В обоих случаях это была маленькая, но наглядная демонстрация богатства.

В случае с воротом дублета эффект заключался в том, что создавалась иллюзия, будто и весь наряд сделан из шелка, поскольку он был скрыт под верхней одеждой.

Средневековая литература (рус.) История средних веков.

Такой же фокус проделывали и с пристегивающимися (точнее, привязывающимися) рукавами. Практика замены дорогой ткани на более дешевый материал в тех местах, где шелк перестает быть видимым, широко известна.

В законе «О Роскоши» Эдуарда IV и в его же заметках об одежде для сервантов и вассалов прослеживалась четкая иерархия и соответствие того или иного типа ткани статусу. Рыцари носили одежды из бархата и узорчатого шелка (дамаска), сквайры – из сатина, а их пажи – из шерсти. Естественно, не ежедневно. Но именно в таких нарядах они должны были появляться на «официальных» мероприятиях.

Сарсенет (sarcenet) – легкая шелковая ткань полотняного переплетения. Широко использовалась для подкладок.

Сатин или атлас (satin) – шелковая ткань с характерной переливающейся поверхностью. Такой блеск получался из-за особенности плетения нитей. Именно сатин наиболее часто использовался средним классом для отделки верхней одежды.

Дамаск (damask) – шелковая узорчатая ткань, часто с раппортом «гранатовый цвет». Дорогая, но как ни странно, самая дешевая из «люксовых» шелков. На миниатюрах нередко можно увидеть пристегивающиеся к киртлу (верхнему платью) рукава, изготовленные именно из дамаска.

Бархат (velvet) – сложная в изготовлении и очень дорогая ткань. При производстве бархата в основу по особой технологии вплетались дополнительные нити, которые затем подрезались для создания ворсистой поверхности.

Редкие и дорогие материалы

Фастиан (fustian) – обычно смесовая ткань с основой из льна и утком из хлопка. Тяжелый материал, чесанный или подрезанный так, чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно был белым (отбеленным) или окрашенным дешевой черной краской. Использовался для «льняных» доспехов (арминг-дублетов, жаков), а иногда для дублетов и даже гоунов (верхняя одежда). Однако этот материал был запрещен для низших сословий законом «О Роскоши» от 1463 года. Но позже он стал гораздо более доступным и завоевал большую популярность.

Дамаст (дама, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (как правило, цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения. Начиная с 12 в. ткань привозилась в Европу с Востока. Позже, примерно с 16 в., её стали производить в Европе.

Тафта — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка. Само слово «тафта» персидского происхождения и означает «сотканное». Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. Известна в Европе с середины 12 в. И вплоть до 15-16 вв. использовалась исключительно для пошива церковной атрибутики, например, покровов на алтари. Импортировалась из Византии и Востока.

Подтверждение использования Cookies

Да, я согласен Нет, предоставьте мне больше информации

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

Как живется в Средневековье? Дом, посуда и одежда своими руками. Лекция Павла Сапожникова

  • «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  • Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  • Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  • Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  • Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  • Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

Средневековая архитектура (рус.) История средних веков.

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Отличия костюмов бедных и богатых

Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.

СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.

Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.

Европейский гродетур

В Европе ткани производились вначале гладкоокрашенными. Они имели благородный цвет преимущественно тёмного тона. Особенно популярными были глубокий фиолетовый, изумрудно-зелёный, роскошный синий и королевский лиловый. В особом почёте гродетур был при дворе, в домах знати и у священнослужителей. Из него шили одежду, умело сочетающую роскошь и сдержанность.

В XVIII веке в Европе стало модным обивать стены вельможных и королевских покоев тяжёлым шёлком. Такой же тканью покрывали мебель, из неё шили великолепные портьеры с изысканными ламбрекенами, чехлы на многочисленные диванные подушки и изготавливали всевозможный текстильный декор.

Узоры, появившиеся впоследствии на рельефном шёлке, отражали мотивы дворцового стиля рококо.

В России

В России гродетур известен с петровских времён. Страна, в которой в одночасье появились собственные мануфактуры, и семимильными шагами стала развиваться промышленность, стала изготавливать отечественные шёлковые ткани.

Русский гродетур взял у европейских тканей лишь репсовое плетение. Российские материи отличались яркой окраской и особыми, передающими родной колорит, узорами. Растительные орнаменты с ромашками, маками или тюльпанами чередовались со сказочными сюжетами или пасторальными картинами. В России появилось ещё одно имя у ткани – «гарнитур» и зачастую так называли все плотные шёлковые материи.

В XIX веке основным сословием, широко использующим тяжёлый шёлк, стало купечество. Купцы первой и второй гильдии оценили по достоинству материал. Он как ни один другой отражал их достоинство и состоятельность. Из тяжёлого шёлка шили как женскую, так и мужскую одежду, платки и камзолы. Самыми популярным были ткани, пронизанные золотыми нитями.

Достоинство материи добавляла её практичность. Гродетур отличался отменной носкостью. Немнущиеся изделия всегда выглядели свежо и торжественно.

ХХ век вошёл в историю всплеском новых технологий и модных тенденций. На смену привычным стилям – элегантной классике, изысканному ампиру, затейливому рококо – пришёл строгий модерн и лаконичный минимализм. Началось время лёгких тканей и простого кроя в одежде. Тяжёлые шторы уступали место светлым прозрачным занавесям, свободно пропускающим воздух и солнечный свет.

Завершалась романтичная эпоха гродетура. В начале прошлого столетия любимую ткань купечества и духовной знати выпускать перестали.

Нежные мягкие пеленки, удобные брюки, привлекательные клетчатые сорочки, уютное постельное белье для холодных зим – все это изделия из ткани фланель. Стоит особо отметить, что в отличие от других волокнистых материалом, к примеру, флиса, ее изготавливают из натурального сырья.

Вы любители пляжного отдыха, тогда эта ткань именно для вас. Она прекрасно пропускает воздух, ей не страшны ни морская вода, ни лучи яркого солнечного света. Об этом и многом другом можно прочитать здесь.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.

Мода Средневековья: готический период

В готический период возникло понятие моды.

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.

Разновидности платьев готического периода

В готический период были популярны 2 вида платьев:

  • киртл;
  • роб.

Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.

Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.

Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

Средневековая одежда. Как сшить шоссы

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.

РЕКОНСТРУКЦИЯ КОСТЮМА НОВГОРОДСКИХ СЛОВЕН: что с ней не так? [Мода средневековья]

Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Как Средневековье внедрилось в наши гардеробы?И какие элементы средневекового костюма встречаются в современных коллекциях

В трендбуках нового сезона дизайнеры используют элементы средневековья.Неудивительно,ведь мода циклична.Но после тренда на 80-е и 70-е,выглядит довольно необычно,а в некоторых моментах шокирующее.Но это высокая мода.Так все же какие элементы того времени можно носить и при этом выглядеть современно?

1.Котарди.Верхнее облегающее платье до XV века носили и мужчины, и женщины. Отличались они разве что длиной и наличием застёжки с лицевой стороны изделия. Женский вариант был узким и до середины бедра, а разрезы на юбке служили карманами для мелочей. Рукава котарди либо пришивались отдельно, либо были на застёжке.Можно увидеть в коллекциях:Lemaire, Bottega Veneta, Gucci, Louis Vuitton, Off-White.

2.Отделка ткани.Самый роскошный материал того времени-бархат.Любили яркие цвета в одном изделии.Спинка синяя,рукава красные.Ткани с орнаментами птиц, зверей, ромбовидные и цветочные орнаменты.Такую тенденцию можно увидеть в коллекция: Marni, MSGM, Miu Miu.

3.Декольте.Фаворитка Карла VII Агнесса Сорель ввела моду носить платье, полностью обнажив одну грудь. Поверх плотно закрытых туник знатные дамы носили сурко с углублённым декольте, чтобы подчеркнуть форму груди и уже зауженную поясом талию.

4.Хук. Накидка, отороченная мехом.Хук изначально представлял собой прямоугольное полотно с отверстием для головы, без пуговиц или застежек. Половина его закрывала спину, вторая половина спускалась вперед; длина хука обычно была до половины бедра. Изготовлялся из шерсти или камки, мог расшиваться золотом.Встретить можно в коллекциях : Alexande McQueen, Balmain, Marine Serre, Maison Margiela, Miu Miu.

Как выдержать осаду средневекового замка

5.Табард. Короткая накидка с короткими рукавами или вовсе без рукавов, открытая с боков; одеяние средневековых герольдов. Впоследствии превратились в открытую с боков верхнюю одежду, носимую с поясом или без него.

Ткань гродетур: достоинства нарядов средних веков

Гродетур производился только два века, но ознаменовал собой целую эру в истории одежды и интерьеров. Эта прекрасная, тяжёлая ткань была сделана в начале XVIII столетия во французском городке Тур.

Основой материала GrosdeTours послужили крепкие волокна настоящего шёлка. Они переплетались особенным, репсовым плетением , в котором каждая нить основы перекрывалась 2-мя уточными. Гродетур был свойственен изысканным сиянием полотна и рельефной текстурой.

История самой кровавой и долгой войны в истории средневековой Франции ..

Средневековая одежда

Одежда Средневековья соответствовала церковным канонам, отрицающим пышность или богатство, весь облик должен свидетельствовать о тленности бытия. Наряд приглушенных оттенков должен максимально скрывать тело, не давая усомниться в благочестии носителя. Формирование средневековой моды сложилось не только благодаря аскетичному воздействию религии, но и из-за бесчисленных войн за территорию и эпидемий.

  • Многослойность одежды. Благочестивым дамам следовало носить несколько слоев одежды, состоящей из длинной нижней рубашки и нижнего платья, сверху надевалось верхнее платье. Все слои имели длинный подол и зауженные рукава;
  • Средневековая одежда украшалась по-разному. Мастерицы маскировали швы, подолы, горловины или рукава различной вышивкой, кисточками, кружевами, мехом. Для скрепления одежды Средневековья использовали шнуровку, пуговицы, завязки;
  • Мода на костюмы из лоскутов. Их окраска повторяла цвета герба, поэтому можно было по одежде узнать представителя средневековой аристократической фамилии;
  • Простые крестьяне предпочитали серые, черные и коричневые цвета костюмов, богатые горожане могли позволить сочетать несколько контрастных оттенков красного, зеленого, желтого, синего цветов;
  • В Средневековье одежда украшалась восточными мотивами. Во времена крестовых походов тамплиеры привозили моду на покрой, цвет и узоры нарядов с востока;
  • Бубенцами украшали одежду, пояса, головные уборы и обувь. Средневековую красавицу было слышно издалека, со временем ими стали декорировать только костюмы скоморохов;
  • Отсутствие нижнего белья. Было необязательно носить его, женщины в Средневековье обходились длинными рубахами;
  • Высокие головные уборы дополнялись накидками, которые плотно обхватывали шею и голову, плавными складками спадая на плечи.

Материал белого цвета во времена Средневековья считался слишком дешевым, поэтому редко использовался при пошиве одежды. Знатная средневековая аристократка подчеркивала красоту сочетанием самых ярких тканей для платья, использовала головные уборы, расшитые на восточный манер.

Дополнением к средневековой одежде служили пояса, сумки, обереги. У коронованных особ пояса декорировались драгоценными камнями; рыцари носили пояса, свидетельствующие о посвящении в орден; священники довольствовались шнуровкой на талии.

Виды шерстяных материалов

Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы:

  • Сукно (wool) – это тканный материал. Но после изготовления полотна ворс дополнительно сваливали так, что сбитая поверхность полностью закрывала переплетение нитей.
  • Камвольные ткани (worsted) – тканные материалы.
  • Фетр (felt) – валянная ткань.

Самым дорогим считалось сукно. Его изготавливали на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию. На производство этого материала шла шерсть тонкорунных овец. Именно поэтому основным импортером такой ткани была (и остается) Англия.

Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым. Сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность. И только потом красили. Именно поэтому стоимость такой ткани была очень высока.

Ворстед (камвольные ткани) производились по более простой технологии. Ткали материал из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали. Но, не смотря на выделку, в нитях часто попадался остевой волос. Такие ткани были достаточно грубыми и ощутимо кололись.

Существовали дорогие и дешевые сорта ворстеда. Перед тем как ткать, пряжу красили. Поэтому полотно могло иметь разноцветные уток и основу (продольные и поперечные нити).

Ткали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходила попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение (twill), при котором 3 вертикальные нитки, пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.

Финиширование — выделка (чесание, валяние, подстригание) помогало производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение. Но многие, особенно дешевые, материалы не имели валяной поверхности.

Рождение, брак и смерть в эпоху средневековья (2013) 1 серия

Ассортимент шерстяных полотен был очень широким. Ткани различались плетением, качеством выделки, способом окраски и т.д.

Бродклос (broadcloth) — эта ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее теплой и водонепроницаемой. Обычно этот материал красился после изготовления. Качество и цена сильно различались. Некрашеная ткань стоила 1 шиллинг 4 пенса за ярд, в то время как окрашенная кермесом в малиновый цвет стоила уже 13 шиллингов 4 пенса за ярд. Для низших сословий она была недоступна.

Сорта бродклоса различались по типу, качеству выделки и цвету. В алый окрашивали только ткань лучшей выделки и она была самой дорогой. Такой сорт так и назывался – «алый бродклос». Кроме него существовали еще:

  • планкет – дешевая голубая или серая ткань;
  • мастердевиллес – дешевая серая ткань хорошего или среднего качества;
  • бланкет – дешевая некрашеная ткань.

Ворстед (worsted) — камвольная ткань. Название «ворстед» было общим для саржевых полотен с видимым переплетением. Такие ткани раличались по качеству. Но был и отдельный вид материалов, носящих тоже название. Существуют упоминания, что из легкого ворстеда высокого качества шили дублеты.

Керси (kersey) — грубая шерстяная материя. Довольно тяжелая ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение. Ее производили на юге Англии – отсюда и название. Часто упоминается, что ее использовали для изготовления шосс (нижних мужских брюк, «колготок»).

Рассет (russet) — грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства. Дешевый материал, обычно серого или коричневого цветов.

Фриз (friese) — грубая ворсистая шерстяная ткань. Полотно имело саржевое плетение. Доступнее всего был материал производства валлийских мануфактур. Нередко фриз продавался неокрашенным. Использовался для подкладок или пошива дешевой одежды.

Кендал (kendal) — грубая ткань обычно зеленого цвета. Производилась на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал. Чаще всего использовалась для изготовления головных уборов и верхней одежды.

Рэй (ray) – полосатая ткань, для изготовления которой брались нити разных цветов. Часто использовалась для пошива ливрей слуг. Рэй утратила популярность в течение всего 1 века, т.к. полосатые ткани в Европе стали «персоной нон грата». Ей на замену пришел бродклос высокого качества.

Виды льняных материалов

Льняные ткани были вторым по популярности материалом, из которого шили одежду в средневековье. Эти полотна обычно имели полотняное переплетение, часто отбеливались и качество выделки у них тоже было разным.

МАСТЕРСТВО ПОРТНОГО в эпоху средневековья и Возрождения — ЧАСТЬ 2 [Как сшить исторический костюм?]

В основном такие материалы шли на пошив нижнего белья. Лен нечасто использовался для отделки верхней одежды и редко красился, так как его волокна плохо удерживают натуральные пигменты. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность.

Холст (canvas) — грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.

Бакрам или бакерам (buckram) – жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.

Лен (linen) — общее название для льняного полотна среднего качества.

Полотно (holland) — простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило очень дорого. Из самого названия несложно понять, что основным производителем такой ткани была Голландия.

Парижская ткань и узорчатое полотно (paris and diaper) – великолепный материал c повторяющимся рисунком. Узорчатый диапер называли «льняным дамаском». В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов». Такие вещи передавали по наследству.

Виды шелковых материалов

Так любимый авторами фэнтези шелк был невероятно дорогим. Его изначально привозили с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Но уже в 15 в. материал начали производить в Лионе (Франция). Причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. И шелк стал более доступным. Например, люди, принадлежащие к среднему классу, могли использовать его для изготовления пояса к женскому гоуну или для воротника на дублете. В обоих случаях это была маленькая, но наглядная демонстрация богатства.

В случае с воротом дублета эффект заключался в том, что создавалась иллюзия, будто и весь наряд сделан из шелка, поскольку он был скрыт под верхней одеждой.

Такой же фокус проделывали и с пристегивающимися (точнее, привязывающимися) рукавами. Практика замены дорогой ткани на более дешевый материал в тех местах, где шелк перестает быть видимым, широко известна.

В законе «О Роскоши» Эдуарда IV и в его же заметках об одежде для сервантов и вассалов прослеживалась четкая иерархия и соответствие того или иного типа ткани статусу. Рыцари носили одежды из бархата и узорчатого шелка (дамаска), сквайры – из сатина, а их пажи – из шерсти. Естественно, не ежедневно. Но именно в таких нарядах они должны были появляться на «официальных» мероприятиях.

Сарсенет (sarcenet) – легкая шелковая ткань полотняного переплетения. Широко использовалась для подкладок.

Сатин или атлас (satin) – шелковая ткань с характерной переливающейся поверхностью. Такой блеск получался из-за особенности плетения нитей. Именно сатин наиболее часто использовался средним классом для отделки верхней одежды.

Дамаск (damask) – шелковая узорчатая ткань, часто с раппортом «гранатовый цвет». Дорогая, но как ни странно, самая дешевая из «люксовых» шелков. На миниатюрах нередко можно увидеть пристегивающиеся к киртлу (верхнему платью) рукава, изготовленные именно из дамаска.

Бархат (velvet) – сложная в изготовлении и очень дорогая ткань. При производстве бархата в основу по особой технологии вплетались дополнительные нити, которые затем подрезались для создания ворсистой поверхности.

Редкие и дорогие материалы

Фастиан (fustian) – обычно смесовая ткань с основой из льна и утком из хлопка. Тяжелый материал, чесанный или подрезанный так, чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно был белым (отбеленным) или окрашенным дешевой черной краской. Использовался для «льняных» доспехов (арминг-дублетов, жаков), а иногда для дублетов и даже гоунов (верхняя одежда). Однако этот материал был запрещен для низших сословий законом «О Роскоши» от 1463 года. Но позже он стал гораздо более доступным и завоевал большую популярность.

Дамаст (дама, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (как правило, цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения. Начиная с 12 в. ткань привозилась в Европу с Востока. Позже, примерно с 16 в., её стали производить в Европе.

Тафта — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка. Само слово «тафта» персидского происхождения и означает «сотканное». Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. Известна в Европе с середины 12 в. И вплоть до 15-16 вв. использовалась исключительно для пошива церковной атрибутики, например, покровов на алтари. Импортировалась из Византии и Востока.

Подтверждение использования Cookies

Да, я согласен Нет, предоставьте мне больше информации

Что носили в Европе

Нидерланды превратились в законодателей одежды Средневековой Европы, распространив готическое веяние на территорию Италии, Германии и Франции. Именно во Франции с подачи Бургундского двора берут начало нововведения в одежде для модниц. Швеи укорачивали туники, разделили их на роскошные юбки и утягивающие корсажи, умелыми стежками выделяя тонкую талию и вытягивая силуэт.

Изыски моды Европы:

  • «Дьявольские окошки» – дамы Средневековья снизу надевали утягивающее фигуру платье, а сверху носили еще одно – с декольте и без рукавов. Духовенство воспротивилось такой моде, призывая переодеться в более сдержанную, закрытую одежду;
  • Длина шлейфа становилась все больше, приходилось даже устанавливать его оптимальную длину. В Италии на одной из площадей установили камень, возле которого стоял воин с мечом, чтобы контролировать длину шлейфа;
  • Одежда Средневековья стала изобиловать глубокими вырезами в области груди. Декольте опускалось все ниже, а последовательницы моды попадали в немилость церкви;
  • Рукава стали теперь неотъемлемой частью платья, если немного ранее они отстегивались или крепились завязками. Длина их тоже была значительной, иногда они шились наподобие муфты;
  • Высокие шляпы – во времена Средневековья церковь считала такие уборы прибежищем бесовских сил, но удалось добиться оптимальной высоты шляпы для аристократок до 1 метра, а для простых горожанок – 50 см;
  • Остроконечная обувь тоже считалась «когтями дьявола». Ходить было слишком неудобно, но ради красоты дамы были готовы терпеть мучения.

Отверстия в одежде Средневековья скреплялись шнуровками, булавками, иголками. Непосвященному человеку было не понятно, где в многослойном платье скрываются острые скрепляющие элементы. Кавалеры только вздыхали в стороне, сетуя, что прекрасная дама напоминает розу с острыми шипами.

В Средневековой Европе наладилось производство качественных тканей. Из Италии купцы вывозили на продажу лучшие парчовые, бархатные или шелковые ткани для пошива одежды. Мастерицы Фландрии ткали тончайшее сукно, которое декорировали пурпуром. Фламандские умельцы дали миру знаменитые кружева, поражающие воздушной структурой.

Основные характеристики средневекового костюма

Одежда Средневековья не была слишком пышной и вычурной, поскольку должна была соответствовать церковным канонам. Тем не менее, по наряду можно было легко отличить крестьянина от фермера или состоятельного аристократа.

Одежда разных социальных классов отличалась по качеству, покрою и ткани. Богатые люди могли позволить себе платья и костюмы, усыпанные украшениями и аксессуарами, интересной отделкой и элементами декора. Объединяло одежду всех слоев населения лишь одно — многослойность.

Выпуск 322 Средневековая одежда // Medieval clothing

Наряд любого человека, будь то бедняк или зажиточный феодал, должен был подчеркивать благочестие и непорочность. Для создания костюмов и платьев, которые должны были закрывать почти все тело, использовались ткани приглушенных оттенков. В Средневековье очень важное место отводилось религии, поэтому наряд должен был подчеркивать тленность бытия.

СПРАВКА! В Средние века старались не носить одежду белого цвета. Белые ткани считались самыми дешевыми, поэтому их отчаянно избегали.

Основные характеристики средневекового костюма сводятся к следующим:

  • Многослойность. Под наружным длинным платьем находились нижнее платье и рубашка. Все слои имели почти одинаковую длину — до пола.
  • Украшения сводились к вышивке, шнуркам, кисточкам, кружеву и меху, которые должны были скрывать швы на подоле, горловине рукавах.
  • Особо популярными были наряды, сшитые из лоскутов тканей. Наиболее узнаваемыми были аристократы, одежда которых состояла из оттенков герба.
  • Чем проще и беднее человек, тем темнее и скромнее оттенки одежды. Простых крестьян можно было узнать по черной, серой, коричневой цветовой гамме. Богатые люди могли позволить себе сочетание красного, зеленого, синего, желтого цветов. Но все-таки это не были яркие оттенки, которые активно используют для создания одежды сейчас.
  • Во времена крестовых походов люди узнавали многое о тех, кто живет в других странах. Они приносили новости и элементы декора с Востока, поэтому в одежде стали появляться восточные мотивы.
  • Почти все детали наряда украшали звенящими бубенцами. Во время ходьбы их звон был отчетливо слышен, поэтому можно было понять, что кто-то приближается к дому. Позднее эта тенденция исчезла, и звенящие бубенцы остались только в костюмах скоморохов.
  • В моде были высокие головные уборы, которые часто дополнялись широкими длинными накидками.
  • В качестве декора различных предметов гардероба и аксессуаров использовались камни, тесьма и шнуровка. Образ дополняли поясами, головными уборами, сумками и оберегами. Обязательным атрибутом рыцаря был пояс, указывающий на посвящение в орден.

СПРАВКА! Женщины Средневековья часто обходились без нижнего белья: им хватало нескольких длинных слоев платья.

Мода тех времен постоянно менялась: от прямых и распашных нарядов к облегающим фасонам, от клиновидных юбок к готическим платьям, от максимально свободных к сдавливающим узким моделям.

Модели для современности

Представители готической субкультуры переняли основные тенденции средневековых нарядов, хотя отличаются вычурностью и изысканностью форм. Одеяния женщин и мужчин-готов пронизаны идеей безысходности, смертной тоской.

Славянский женский костюм раннего средневековья. Племенной союз северян

Сочетание фасонов одежды Средневековья, приспособленные к современности:

  • выделенная зона декольте;
  • кружевные платья любые по длине и пышности;
  • обтягивающие фигуру брюки;
  • корсеты на блузку или голое тело, подчеркивающие изгибы обладательницы;
  • укороченный пиджак в комплекте с юбкой-карандашом;
  • обилие кружевных вставок, шнуровка или сетка;
  • множество кожаных элементов одежды – куртки, юбки, платья;
  • черные футболки и майки с атрибутикой в виде костей, пауков, птиц;
  • объемные плащи с капюшонами;
  • грубые ботинки или туфли на внушительной платформе.

Дизайнеры часто экспериментируют с одеждой Средневековья, адаптируя ее под современную готику. Модные дома предлагают носить свитера, напоминающие рыцарскую кольчугу, также популярны изображения базилик, соборов или ликов королей на пальто и костюмах. Средневековый стиль одежде создадут темные ткани в совокупности с кислотными оттенками, обилие воланов и кружев, броский макияж.

О культуре Средневековья свидетельствуют величественные старинные соборы, хроники историков, скульптуры и миниатюры. Становление современного костюма немыслимо без переломного периода истории, отторгающие чопорные устои в одежде перед европейской модой. Отказ от средневекового аскетизма в пользу более открытых нарядов стал этапом бунтарства, засвидетельствовал стремление человека к комфортной и удобной одежде.

Отличия костюмов бедных и богатых

Крой и фасон одежды бедных крестьян и зажиточных горожан не имели различий. В Средневековье куски ткани соединялись между собой единственно возможным способом: шнуровкой. Швы скрывали накладными лоскутами.

СПРАВКА! Отличия в одежде бедных и богатых регламентировались законом.

Основные отличия касались качества тканей и отделки и богатства декора. Вышивки, украшения и аксессуары могли себе позволить только состоятельные люди. Даже если крестьянин разбогател и мог себе позволить более качественные материалы и выделяющуюся отделку, он не мог пойти против устава и сменить костюм.

Из-за огромного влияния церкви все излишества и шик были под запретом. Они считались одновременно и грехом, и преступлением, поэтому о дорогих нарядах люди, не имеющие отношения к аристократическим семьям, могли только мечтать.

Бедняки носили одежду черного, серого или коричневого цветов, в то время как представители высших сословий могли себе позволить все цвета радуги.

СПРАВКА! Почти все цвета в одежде Средневековья имели свое значение. Черный символизировал горе, белый — веру, а синий — чувствительность. Одежду красного цвета, цвета крови, носили палачи.

КОСТЮМ ДРЕВНЕЙ РУСИ: как одевались в Киеве в конце X века [Мода средневековья]

Европейский гродетур

В Европе ткани производились вначале гладкоокрашенными. Они имели благородный цвет преимущественно тёмного тона. Особенно популярными были глубокий фиолетовый, изумрудно-зелёный, роскошный синий и королевский лиловый. В особом почёте гродетур был при дворе, в домах знати и у священнослужителей. Из него шили одежду, умело сочетающую роскошь и сдержанность.

В XVIII веке в Европе стало модным обивать стены вельможных и королевских покоев тяжёлым шёлком. Такой же тканью покрывали мебель, из неё шили великолепные портьеры с изысканными ламбрекенами, чехлы на многочисленные диванные подушки и изготавливали всевозможный текстильный декор.

Узоры, появившиеся впоследствии на рельефном шёлке, отражали мотивы дворцового стиля рококо.

В России

В России гродетур известен с петровских времён. Страна, в которой в одночасье появились собственные мануфактуры, и семимильными шагами стала развиваться промышленность, стала изготавливать отечественные шёлковые ткани.

Русский гродетур взял у европейских тканей лишь репсовое плетение. Российские материи отличались яркой окраской и особыми, передающими родной колорит, узорами. Растительные орнаменты с ромашками, маками или тюльпанами чередовались со сказочными сюжетами или пасторальными картинами. В России появилось ещё одно имя у ткани – «гарнитур» и зачастую так называли все плотные шёлковые материи.

Женский костюм Европы раннего средневековья. Рассказывает Дарья Аксенова

В XIX веке основным сословием, широко использующим тяжёлый шёлк, стало купечество. Купцы первой и второй гильдии оценили по достоинству материал. Он как ни один другой отражал их достоинство и состоятельность. Из тяжёлого шёлка шили как женскую, так и мужскую одежду, платки и камзолы. Самыми популярным были ткани, пронизанные золотыми нитями.

Достоинство материи добавляла её практичность. Гродетур отличался отменной носкостью. Немнущиеся изделия всегда выглядели свежо и торжественно.

ХХ век вошёл в историю всплеском новых технологий и модных тенденций. На смену привычным стилям – элегантной классике, изысканному ампиру, затейливому рококо – пришёл строгий модерн и лаконичный минимализм. Началось время лёгких тканей и простого кроя в одежде. Тяжёлые шторы уступали место светлым прозрачным занавесям, свободно пропускающим воздух и солнечный свет.

Завершалась романтичная эпоха гродетура. В начале прошлого столетия любимую ткань купечества и духовной знати выпускать перестали.

Нежные мягкие пеленки, удобные брюки, привлекательные клетчатые сорочки, уютное постельное белье для холодных зим – все это изделия из ткани фланель. Стоит особо отметить, что в отличие от других волокнистых материалом, к примеру, флиса, ее изготавливают из натурального сырья.

Вы любители пляжного отдыха, тогда эта ткань именно для вас. Она прекрасно пропускает воздух, ей не страшны ни морская вода, ни лучи яркого солнечного света. Об этом и многом другом можно прочитать здесь.

Женский наряд раннего Средневековья

В ранний период Средневековья женщины носили одежду, скрывающую фигуру. Она состояла из двух слоев — нижнего («котт») и верхнего («сюкко»). Длина обоих слоев достигала щиколотки.

Под двумя туниками у женщин была спрятана полотняная рубаха.

У нижней туники были длинные узкие рукава, у верхней — короткие и широкие. Иногда верхняя туника вообще не имела рукавов. Вершиной всего этого многослойного творения был пояс.

Наряд имел выраженную трапецевидную форму. Туника сильно расширялась книзу почти от самой груди, поскольку платья были с высокой талией. Позднее на верхней тунике стали делать драпировку.

В прохладную погоду женщины надевали верхнюю одежду — длинный полукруглый плащ.

В XII веке появилась тенденция на узкие вещи. Женщины перешли к облегающим нарядам, подчеркивающим талию. Они сильно утягивали корсет, шнуровка которого располагалась сзади или сбоку. Нижняя туника расширялась книзу теперь не от груди, а от бедер. Рукава нижней туники стали еще длиннее, почти до самого пола, но по-прежнему оставались узкими.

История моды: Благородный облик Средневековья (2 из 5)

Пояс потерял функционал и использовался исключительно с декоративной целью. Его стали завязывать значительно ниже, на бедрах.

Плащи стали подшивать мехом.

Мужская одежда раннего Средневековья

Мужской костюм состоял также из двух слоев: «котта» и «камизы». Их особенности совпадали с таковыми у женских.

СПРАВКА! Верхняя туника всегда шилась из более дорогой и качественной ткани.

Верхний слой одежды всегда подпоясывали и иногда делали напуск. Со временем длина туники увеличивалась, особенно у феодальной знати. Костюм крестьян по-прежнему оставался коротким, в то время как туника короля доставала до самого пола.

Верхняя одежда мужчин — полукруглый плащ, застегивающийся на правом плече. Он тоже со временем стал длиннее.

Мужчины в Средневековье обязательно носили штаны, которые по крою напоминали современные треники: они облегали ногу и отличались большой длиной.

В XII веке распространился культ «прекрасной дамы», поэтому костюмы мужчин стали все более походить на женские. Туники расширялись, удлинялись, появились элементы декора у горловины. Мужчины стремились сделать фигуру, подобную женской.

Какой был идеал красоты

По церковным представлениям судят относительно изображений святых Средневековья. Под куполами церквей парят почти невесомые фигуры мучеников, исполненные скорби. Идеалом красоты считалась девушка, повторяющая лик девы Марии:

  • удлиненное лицо;
  • аккуратные пухлые губы;
  • слишком высокий лоб;
  • большие глаза.

Художники рисуют на полотнах субтильных девушек с выступающими животами, линия груди и бедер обозначена слабо. Любая округлость тела считалась вульгарностью, свидетельствовала о низком происхождении девушки. В Средневековье лиф одежды туго шнуровали, а в Испании сдерживали рост груди свинцовыми накладками. В моде были глаза без ресниц и выбритые лбы, поэтому женщины пользовались народными рецептами по удалению волос на теле.

Любые веснушки или родинки считались дьявольскими метками, их надлежало регулярно натирать аметистом для удаления. Дама Средневековья олицетворяла кротость, создавала вид неземного создания. У девы непременно должны быть зеленые или голубые глаза, а также идеальную картинку Средневековья дополняли струящиеся до пола золотистые волосы. Одежда средневекового рыцаря, наоборот, подчеркивала мужественность. Идеалом считался мужчина с крепким телосложением и четко выраженными чертами лица.

Во времена Средневековья в ранг идеального цветка попадает роза. Среди серости и междоусобиц розы преподносят возлюбленным, вплетают в венки, осыпают лепестками новобрачных, украшают одежду вышивками со сплетенными розами.

Мода Средневековья: готический период

В готический период возникло понятие моды.

Особенности одежды в готический период:

  • узкие обтягивающие фасоны, которые препятствовали свободному передвижению и сильно сковывали движения;
  • очень длинные рукава;
  • удлиненные носки туфель;
  • необычные головные уборы, которые женщины носили в обязательном порядке;
  • четкое разделение одежды на мужскую и женскую.

Последний пункт приобрел фанатичный размах. Если человек вдруг решал примерить одежду противоположного пола, его могли казнить.

Разновидности платьев готического периода

В готический период были популярны 2 вида платьев:

  • киртл;
  • роб.

Платье киртл имело лиф с длинной шнуровкой и пристегные рукава, а роб характеризовался наличием декольте, пышной юбки, длинным шлейфом и поясом под грудью.

Киртл шили из шерсти или прочного сукна. Узкая верхняя часть напоминала жилет с пристегнутыми рукавами. Иногда рукава отсутствовали, и такое платье надевали как нижнюю тунику.

Платье роб имело огромное длинное декольте от плеча до плеча и длинный шлейф — до 5 метров. Некоторые представители церкви выступали против столь длинного «хвоста», поэтому на центральных площадях стражи часто караулили девушек в таких платьях, измеряли длину шлейфа и, если нужно, отрезали лишнюю ткань.

Головные уборы

Головные уборы были обязательным атрибутом женщин. Позволить себе выйти на улицу с открытыми волосами могли разве что аристократки.

СПРАВКА! В раннем Средневековье женщины должны были полностью прятать все волосы. В готический период допускалась одна прядь, которую фиксировали на лбу.

Женские головные уборы шили из разных тонких тканей. Каждый из них имел свое символическое значение. Если женщина облачалась в темную одежду длинное покрывало, которое прикрывало лицо, это означало глубокую грусть и печаль. Радость и веселье олицетворяли расписные платки и открытое лицо.

Барбетт — длинный белый платок, который плотно прилегал к лицу, груди, шее, носили в XII-XIV веках.

Из жестких тканей и прозрачного шелка изготавливали различные чепцы как причудливой формы, так и очень простые. В Германии женищны носили крузилер — чепец из полотна с большим количеством рюшей. Он плотно прилегал к затылку.

Чепец-эннин с заостренным верхом носили с платьем роб. Его изготавливали из твердой бумаги или полотна, которые покрывали шелком или другими дорогими тканями. Сверху на чепец натягивали длинное прозрачное покрывало, которое ниспадало на шлейф платья. Оно называлось кувр-шеф.

Под покрывалом часто находился двурогий чепец — головной убор с двумя рожками по бокам.

Мужчины носили соломеные шляпы, шляпы из фетра, фески, береты, тюрбаны, чалмы, шляпу шаперон. Поверх головного убора они надевали капюшон плаща.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Зажиточные горожане носили плащи и брюки (мужчины) и роскошные богатые платья (женщины). Для бедняков и простых крестьян был один вариант одеяния — льняная рубаха и грубые полотняные штаны — портки.

Женщины надевали простые длинные платья прямого кроя сверху на белую льняную рубаху. Ткани были довольно скромные и однообразные, без ярких оттенков и многообразного декора.

Головные Уборы Средневековья | Что такое Атур?

Замужним женщинам полагалось носить поверх рубахи некое подобие юбки — одежду, которая крепилась на поясе, и называлась понева.

Мода Средневековья формировалась под большим влиянием церкви, поэтому большого разнообразия костюмов и цветных тканей не было. Одежда имела свободный крой и большую длину, прикрывала большую часть тела и значительно отличалась у бедных и богатых слоев населения. Постепенно костюм менялся, приходили к более узким и менее закрытым нарядам, но общая картина одеяния оставалась прежней.

Как Средневековье внедрилось в наши гардеробы?И какие элементы средневекового костюма встречаются в современных коллекциях

В трендбуках нового сезона дизайнеры используют элементы средневековья.Неудивительно,ведь мода циклична.Но после тренда на 80-е и 70-е,выглядит довольно необычно,а в некоторых моментах шокирующее.Но это высокая мода.Так все же какие элементы того времени можно носить и при этом выглядеть современно?

1.Котарди.Верхнее облегающее платье до XV века носили и мужчины, и женщины. Отличались они разве что длиной и наличием застёжки с лицевой стороны изделия. Женский вариант был узким и до середины бедра, а разрезы на юбке служили карманами для мелочей. Рукава котарди либо пришивались отдельно, либо были на застёжке.Можно увидеть в коллекциях:Lemaire, Bottega Veneta, Gucci, Louis Vuitton, Off-White.

2.Отделка ткани.Самый роскошный материал того времени-бархат.Любили яркие цвета в одном изделии.Спинка синяя,рукава красные.Ткани с орнаментами птиц, зверей, ромбовидные и цветочные орнаменты.Такую тенденцию можно увидеть в коллекция: Marni, MSGM, Miu Miu.

3.Декольте.Фаворитка Карла VII Агнесса Сорель ввела моду носить платье, полностью обнажив одну грудь. Поверх плотно закрытых туник знатные дамы носили сурко с углублённым декольте, чтобы подчеркнуть форму груди и уже зауженную поясом талию.

4.Хук. Накидка, отороченная мехом.Хук изначально представлял собой прямоугольное полотно с отверстием для головы, без пуговиц или застежек. Половина его закрывала спину, вторая половина спускалась вперед; длина хука обычно была до половины бедра. Изготовлялся из шерсти или камки, мог расшиваться золотом.Встретить можно в коллекциях : Alexande McQueen, Balmain, Marine Serre, Maison Margiela, Miu Miu.

5.Табард. Короткая накидка с короткими рукавами или вовсе без рукавов, открытая с боков; одеяние средневековых герольдов. Впоследствии превратились в открытую с боков верхнюю одежду, носимую с поясом или без него.

ОДЕЖДА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ | Что носили люди в Средневековой Европе?

Добавить комментарий