Как различать бирюзу и ее имитации

Как различать бирюзу и ее имитации

Еще один вопрос, часто задаваемый всеми возможными способами и в различных вариациях — об идентификации подлинности бирюзы. Очень часто люди присылают фотографии и просят сказать — бирюза это или нет.

Нередко приходится разочаровывать своим ответом, что я не могу идентифицировать бирюзу по фотографии. Только в случае, когда камни обладают совершенно неестественным для бирюзы цветом, можно уверенно говорить — это не бирюза! Если же цвета «правильные», то никогда ни один специалист не даст ответа на поставленный вопрос, не имея возможности изучить камни самостоятельно и очно! Все заочные, по фотографиям, проверки и консультации про такой бирюзе — от лукавого, прямой и натуральный обман!
Единственный «дилетанстский» способ, более или менее достоверный — раскаленная игла, проплавляющая «камень» насквозь, если он сделан из пластика. Да и этот способ нужно применять умеючи. На рынке много бирюзы, обработанной полимерами, в том числе и с поверхностью, полимерами покрытой. В этом случае раскаленная игла сжигает полимер с поверхности, вонь стоит та еще, но. Камень может оказаться и бирюзой, и не бирюзой вовсе, и совсем не пластиковым!

Описание критериев подлинности бирюзы, как и любого драгоценного камня, заключается в перечне его геммологиеских характеристик, определяя которые, бирюзу невозможно спутать ни с каким ее имитатором. Ну и конечно же, главный помошник — микроскоп.

Основные идентификационные признаки природной бирюзы:
Коэффициент преломления: 1,610 — 1,65
Коэффициент преломления по точечному тесту: 1,610
Оптические характер: агрегатный/аморфный
Удельный вес: 2,40 — 2,90
Реакция на ультрафиолет: от полной инертности до слабой флюоресценции в длинноволновом ультрафиолете. Цвет флюоресценции — зеленовато-желтый или голубой. В коротковолновом ультрафиолете — инертна.
Реакция на магнит: от слабой до сильной.
Цветовая гамма: зеленовато-синий, синий, сине-зеленый или зелено-синий, синевато-зеленый, зеленый, желтовато-зеленый.

Бирюза крайне редко бывает совершенно цельной, обычным делом являются прожилки матрицы вмещающей породы, которая может быть различной в зависимости от месторождения. Чем сильнее «матричность», тем выше удельный вес бирюзы.
Признаки, по которым можно отличить природную бирюзу от наиболее ее «популярных» имитаторов.
Говлит. От окрашенного говлита бирюза легко отличима с помощью цветнодо фильтра, лучший из них — фильтр Ханемана для бирюзы; по внешнему виду, в первую очередь по текстуре; часто по удельному весу (у говлита не выше 2,58), по спектру.

Варисцит — все то же самое, что и по говлиту, удельный вес варисцита 2,40 — 2,60.

Стеклянная имитация — почти всегда по коэффициенту преломления и по удельному весу, с помощью микроскопа.

Пластиковая имитция — по коэффициенту преломления и по удельному весу, с помощью микроскопа и с помощью раскаленной иглы.

Серпентин — по коэффициенту преломления, с помощю цветного фильтра бирюзы и по спектру.

Синтетические имитации жильной бирюзы (в основном — Жильсоновские) — по коэффициенту преломления (точенный тест дает результат в пределах 1,590-1,600) и с помощью микроскопа. Проще всего именно с помощю микроскопа. Под увеличением (не менее 50х) хорошо видна структура поверхности, синтетическая бирюза состоит из глобул, мелких шарообразных частиц более интенсивно окрашенных, располагающихся в несущей массе аналогичного, но значительно более светлого тона цвета. Нередко спектр поглощения синтетической бирюзы отличает от стаnдартного для природной бирюзы.

Синтетическая бирюза, поверхность в поялризованной свете, увеличение 100х. Фотография из Атласа Включений Эдварда Гюбеллина и Джона Койвулы, том 1, стр. 545.

Натуральную необработанную бирюзу и облагороженную бирюзу (пропитка смолами, эпоксидкой, окраска, закрепление на твердой основе и некоторые другие методы) различают в основном с помощью изучения под микроскопом, свидетельства любого вида обработки всегда хорошо заметны и неоспоримы. В любом случае окрашивания, под микроскопом, особенно — в поляризованном свете, всегда хорошо наблюдается концентрирование краски по трещинам и по границам раздела матричной массы и самой бирюзы.

Идентифицировать применение технологии Захери (захери-бирюза) для облагораживания бирюзы простыми геммологическими методами невозможно, требуется как минимум рамановская и рентген-флюоресцентная спектрометрия.
Серьезным подспорьем в тестах бирюзы может быть и сильный магнит (лучше всего неодимовый, еще лучше гольмиевый, но такой магнит — мечта почти недостижимая). Бирюза, как было сказано быше, реагирует на магнит. Говлит к магниту инертен, стекло и пластик тоже, серпентин же наоборот, слишком сильно реагирует на магнит вплоть до прилипания к нему.

Как отличить натуральную бирюзу от её имитаций?

На вопрос о том, как отличить натуральную бирюзу от её имитации, ответить обычно сложнее, чем в случае с малахитом. Сложность эта проистекает от того, что имитаций бирюзы на прилавках мы видим много, и они бывают разными. В редком магазине бижутерии сейчас не увидишь браслетиков, бус, кулонов, колец и серёжек с этим камнем, ну а магазины рукодельных материалов так и вовсе завалены самыми разными бусинами, «самородками», крошкой, кабошонами из него же. Уже при беглом взгляде можно увидеть различия: эти образцы ярко-голубого цвета с глянцевым блеском и чёрными прожилками, у тех — прожилки сплошь буро-коричневые, у третьих — матовая поверхность с небольшими потёртостями и зеленоватый цвет. Эти подороже, те подешевле. Встаёт резонный вопрос: какие же из них — натуральная бирюза? Ответ прост: никакие.

Да-да. На этом фото нет ни одного кусочка натуральной бирюзы!

Предвижу удивление читателя на этот счёт. Давайте проясним картину. Любой красивый камушек, вставленный в брошку, кулон или кольцо, был когда-то где-то добыт. И ценность его, наряду с декоративными свойствами, обязательно базируется на том, насколько редок он в земных недрах, легко ли его извлечь, привезти, обработать до состояния, пригодного для ювелирного использования.

Имитация каменной поверхности: мрамор, малахит, гранит, каменная кладка, бирюза

Бирюзу издревле высоко ценили и вставляли в различные украшения, веря в её магическую силу хранить и приумножать богатство своего владельца, дарить ему вечную любовь и счастье в супружестве. Надо ли говорить, что места её добычи разрабатываются уже многие тысячелетия, а поскольку они обычно не слишком велики, то и исчерпываются достаточно быстро, а сама добыча обходится дорого. На данный момент бирюза во всём мире только растёт в цене, и больше её не становится. Откуда же такое обилие «камня счастья и любви» на прилавках магазинов, да ещё по вполне демократичной цене? Думаю, вы уже поняли сами.

Древнеегипетские украшения с бирюзой

Имитация бирюзы акриловыми красками/имитацияминералов/поделки/переделки/декор/

Бирюзу нельзя пока назвать минералогической редкостью. Но также она не является камнем обычным в продаже и дешёвым. Ещё раз: бирюза стоит дорого! Весьма дорого. И поэтому, во-первых, натуральной бирюзы нет в составе штампованной китайской бижутерии по триста рублей за комплект (за эти деньги можно купить один малюсенький камушек), а во-вторых — её не продают сплошь и рядом в магазинах материалов для творчества. Вообще. Даже если это крошка. Низкая цена — прекрасный индикатор подлинности камня, и это уже неплохо помогает в распознании подделок. Хотя многие продавцы это давно уже поняли и нередко просят за фальшивки баснословные деньги.

Теперь пройдёмся по методам обработки бирюзы, а также, параллельно, и по способам её имитаций и «апгрейда» для повышения в цене — честного и не очень.

СТАБИЛИЗИРОВАННАЯ, ПРЕССОВАННАЯ, КОЛОРИРОВАННАЯ.

Случай первый: вы твёрдо решили купить настоящий камень, или даже несколько, и подошли к вопросу со всей серьёзностью. Ищете поставщика (конечно же, это не будет первый попавшийся продавец первого попавшегося магазина, в чём бы он вас ни уверял). Сравниваете цены, рассматриваете разные предложения. Факт налицо: вы не имеете столь точных и полных минералогических знаний, чтобы на глаз различать сорта бирюзы и определять адекватность цен. Иначе вы сейчас не знакомились бы с этой статьёй, правда? 😉

Ну так вот: если речь идёт о столь серьёзной покупке и вы не хотите быть обманутым, обратитесь к консультанту-профессионалу, причём очень желательно — к тому, который не имел бы отношения к избранному вами поставщику, если последний не является проверенным. Конечно, это потребует дополнительной платы, но в случае с подобной покупкой это оправдано — это цена системных знаний, на получение которых нужно потратить несколько лет. За пять минут или даже за неделю составить твёрдое представление о том, что вы берёте, не получится. Лучше обратиться за помощью к эксперту, ибо различение сортов натуральной бирюзы, включая облагороженные, — дело тонкое. Какими бывают эти сорта?

Идеальный вариант — камень, который просто добыли из недр земных, отшлифовали и вставили в украшение. Сразу скажу: такой вы просто так в продаже не встретите. Даже в среднестатистическом ювелирном магазине — нет.

В силу того, что во многих районах добычи бирюзы осталось не так уж много, а находят её чаще всего небольшими фрагментами, часто этому камню, чтобы он стал пригодным для украшений, требуется придать прочность различными способами. Он бывает пористым, слишком мягким, с трещинками и так далее. Помогает пропитка укрепляющими составами — такую бирюзу называют стабилизированной. Она является природной по своему происхождению, и с помощью такой обработки защищена от растрескивания и прочих возможных «аварий», а также от быстрого побледнения цвета, что для данного камня достаточно распространённое явление. Таким образом, этот технологический процесс идёт ей во благо, хотя его необходимость и говорит о том, что исходное сырьё было не идеальным. Стабилизированная бирюза стоит более дёшево, но и эта цена на порядок отличается от цены имитации (случаи, когда мошенники просят тысячи рублей за пластик, мы рассмотрим чуть позже).

Ещё один вариант — прессовка блоков из совсем уж мелкой крошки, смешанной с различными цементирующими полимерами, и вытачивание из них «камушков» нужной формы. По происхождению такая бирюза, фактически, является частично натуральной, но выглядит уже иначе. Качество её — самое низкое. Цена, соответственно, тоже. В рамках «линейки» бирюзы, имеющей отношение к натуральной, недобросовестный продавец может выдавать один сорт за другой. Как уже и было сказано, выбор и вынесение вердикта о соответствии камня его наименованию лучше доверить консультанту-профессионалу.

Что ещё делают с натуральной бирюзой? Её могут подкрашивать (колорировать), облагораживая таким образом до большей контрастности и яркости цвета. Как и в случае со стабилизацией, эти манипуляции практически не меняют её рисунок и общий вид. Проблема в том, что мы настолько привыкли к виду искусственной пластиковой бирюзы, что большинство всерьёз считает: именно она и есть настоящая. И именно созерцание натурального камня оставляет нас в недоумении: что это такое мне предложили.

«НЕ УЗНАЮ ВАС В ГРИМЕ!»

Перейдём ко второму случаю. «Бирюза», которую вам предлагают, не стоит астрономических денег, выглядит вполне пристойно, вроде бы это действительно натуральный камень, чего вам и хотелось. Но тот ли самый?

Имитация бирюзы из других похожих минералов — тема непростая. Для этой цели их используют уже с пару десятков, и название большинства из них уху читателя незнакомо. Не буду вдаваться в ненужные подробности, просто скажу, что под маркой бирюзы могут продавать другие камушки, подкрашенные или нет, но имеющие природное происхождение. Самый распространённый из них — говлит. Этим названием, кстати, вовсю «размахивают» недобросовестные продавцы, торгующие пластиковыми «пустышками» вместо камня: это, мол, говлит. Не бирюза, конечно, и да, он подкрашенный, но всё природное-натуральное! Не ведитесь на это. Тонированный говлит (сам по себе он белого цвета с сероватыми или коричневатыми прожилками) — далеко не самая часто встречающаяся имитация бирюзы. А реплики из-за прилавков послушать — покажется, что просто всё вокруг им завалено.

Говлит природного оттенка. Окрасив его в голубой, можно получить камушки, похожие на бирюзу

Чтобы было меньше таких недоразумений, познакомьтесь с фотографиями натурального говлита. У него достаточно приятный рисунок, блеск при хорошей шлифовке — более яркий, глянцевый, чем у натуральной бирюзы с её восковой фактурой. По своим декоративным качествам он вполне хорош! Вот только стоит не в пример дешевле бирюзы. Полезно поэтому знать, как он выглядит, особенно если вам захотят впарить его по высокой цене.

Другие «кандидаты» на имитацию бирюзы, слева направо: магнезит, хризоколлла, искусственно окрашенный халцедон

. Это мы ещё не касались других камней, которые выдают за бирюзу — хризоколлы, крашеного халцедона и прочих. Здесь и не будем: случаи это определённо редкие, и полезнее всего, если вы планируете купить себе вещь с бирюзой, — «натренировать» глаз на неё, настоящую, хотя бы с помощью фотоподборок.

На этом коллаже — камни натуральной бирюзы. Нашему глазу она непривычна.

Геммология. Инструкция по применению

БИРЮЗА БЕЗ БИРЮЗЫ

Эксперименты продолжаются Проверяем бирюзу часть 2 Larisa Tabashnikova 28/06/20

Наконец, случай третий. Вам совсем не радостно платить за один красивый камень тысячи рублей — просто хочется что-то «бирюзовое» под любимый шарфик или платье. В этом случае спокойно покупайте полимерную или керамическую имитацию — они бывают действительно красивы. Но не покупайтесь на попытки продавца отдать вам нитку бусин за несколько тысяч. Это самая распространённая обманка, и здесь надо быть начеку.

Мне хотелось бы поставить главной целью обозначение именно этих, совершенно точно искусственных видов «бирюзы», которыми завалены сейчас все магазины. Они достаточно хорошо опознаются «на глаз», что уже можно взять на вооружение. Этому вы можете научиться быстро и сами, польза будет в любом случае, поскольку именно с этими материалами вы и встретитесь во всех обычных магазинах.

Первый вариант — имитация из керамики, алебастра, гипса и тому подобных материалов. Эти имитации очень широко распространены, и купить их не составляет никакой сложности. А вот добиться от продавца информации о том, что камень искусственный, обычно непросто. Поэтому — смотрим на фото.

БИРЮЗА. Часть 2. Как отличить натуральную бирюзу от подделки?

Керамическая имитация бирюзы. На левом фото ярлык содержит название «прессованная» — это ложь: её тут нет вообще.

Керамическая «бирюза» чисто с эстетической точки зрения выглядит порой вполне красиво (я сама её люблю), однако натуральной это её не делает. Обычно она немного легче настоящего камня, быстро согревается на ладони, поверхность у неё практически всегда матовая (по крайней мере, ровный восковой блеск не присущ этому материалу вовсе). Прожилки на таких бусинах, кабошонах или крошке — коричневого или бурого цвета, толщина этих линий одинакова по всей длине, интенсивность их цвета тоже не меняется. Если расколоть такой образец, внутри окажется не прокрашенная зона с характерной для керамики фактурой. Часть из них даже теряет краску с поверхности, если потереть её смоченной спиртом ваткой — вот вам ещё один тест.

И это тоже продают как бирюзу. В лучшем случае оправдываясь тем, что она «окрашена». Краска есть, бирюзы — нет.

Другой вид имитации бирюзы — из пластика. Такие «камушки» часто бывают ярко-голубого цвета, без зеленоватого оттенка, с чёрными прожилками, по рисунку как бы немного размытыми, намеченными неровно. Переходов цвета в прожилках здесь также нет. Этот тип синтетической «бирюзы» прокрашен по всей толщине, и верным индикатором подделки здесь является тепловое воздействие. Если есть возможность приложить к образцу где-нибудь в незаметном месте, на торце, раскалённую иглу, то вы увидите дымок. Будет неприятный запах, и след прожжённый останется. Стоит ли говорить, что ничего подобного с натуральным камнем не может произойти.

Пластиковая «бирюза» выглядит так. Именно этот материал обычно плавится и дымит при нагревании

Отдельно упомянем бусины-«самородки». Они тоже сплошь искусственные. Бусы из бирюзы — отдельная тема. Как-то прочла дельную мысль о том, что делать их практически нецелесообразно, и это кажется важным моментом. Представьте: такое количество ценного сырья (далеко не из каждого добытого кусочка бирюзы получится качественная, достаточно крупная бусина!) истратить всего лишь на одно украшение. Во-первых, оно будет стоить очень дорого. Тысяч десять — вполне нормальная цена за короткую нить, да и то далеко не за самый лучший сорт. Те же камни можно пустить на штучные украшения, которые будут стоить куда дороже. А бусы — они бусы и есть, их декоративность, при самом общем взгляде, ограничена, и покупателя такая вещь будет искать не день и не два. Их, конечно, делают, — но в тех ли количествах, в которых мы видим сплошь и рядом? Конечно, нет.

ПОДДЕЛКИ. ИМИТАЦИИ. ФЕЙКИ. Часть 9. Основные виды камней. Бирюза

А теперь ещё раз вспомните груды «бирюзовых» бус на фото в интернете, руки, отягощённые сразу десятком-другим нитей из крупных камней. Шлифованные шарики на любой вкус — бусины диаметром 8, 10, 12 миллиметров, голубые, зеленоватые, с чёрным рисунком, со светлым. Обычный «пейзаж» магазина материалов для рукоделия. Улавливаете? То, что перед вами бусина или бусы — уже повод активно присмотреться к тому, что вам предлагают.

Не всё то из бирюзы, что бирюзовое.

Вообще, бусы из бирюзы всё же бывают. Один раз за последнюю пару лет я видела их в специализированном магазине, ещё один — в Сети. Дёшево такие камни стоить не могут. Если цена низкая, то перед вами подделка. Не «прессовка» (об этом мы уже писали в предыдущей статье про малахит), а именно искусственная имитация, ничего общего с натуральной бирюзой не имеющая. Стоят такие бусины копейки. Не платите за них дорого!

Поговорим об имитациях: «бирюза» и крашеный кварц

Лепят бирюзу даже из полимерной глины. Эти имитации и вовсе не выдерживают никакой критики, но и пытаться выдать их за «натуру» могут только самые «талантливые» и бесстыжие продавцы. Обычно же её делают с чисто декоративными целями, что вполне себя оправдывает — если мастер талантлив и опытен, выйдет красивая вещь. «Бирюза» ручной лепки выглядит примерно так:

КРАТКИЙ ИТОГ

Бирюза — камень редкий в продаже и весьма дорогой. Ни в рукодельной лавке, ни в магазине дешёвой бижутерии его нет и не может быть по определению. Особое подозрение вызывают крупные камни и бусины. Имитации из керамики и иже с ней выглядят характерно, на сколе они — непрокрашенные, белые; иногда они оставляют след краски на смоченной спиртом ватке. Полимерные имитации дымят, пахнут жжёной пластмассой, темнеют и плавятся, если приложить к ним где-нибудь с краешка раскалённую иглу. Имитации бирюзы из других природных камней бывают разнообразны, но достаточно редки сами по себе. Бирюза не имеет просвечивающих участков, блеск у неё восковой, основные оттенки могут быть голубыми, зеленоватыми, желтоватыми, а пятна — чёрными, коричневыми. Покупать её следует только в проверенном месте (кстати, ювелирные салоны здесь не эталон — в них тоже постоянно наблюдаются украшения с синтетикой). Если есть сомнения, для полной уверенности следует проконсультироваться у профессионала-геммолога: покупка натурального камня бирюзы, стоящего весьма дорого, требует серьёзного подхода и чётких знаний, которые в интернете за один день не почерпнёшь.

Бирюза в этих украшениях — натуральная

А вот и наша с Антоном совместная работа — кулон-талисман «Хранитель речного истока» с камушком натуральной бирюзы! 🙂

Tasha.

Фото Tasha и с просторов Интернета.

Судогда, 25 июня 2022 г.

Как отличить природную бирюзу от подделки?

Природная бирюза бывает разной, и порой определить подлинность того или иного изделия проблематично. Глаз покупателя уже «замылился» экземплярами, которые напоминают натуральные камни, но на самом деле таковыми не являются: синтетическая бирюза, красивые, но неестественно блестящие украшения, которые являются продуктом химического производства. Известно, что на рынке подавляющее большинство дешевых украшений получены путем имитирования из совершенно других материалов. Следует признать то, что подделывание — это тоже своего рода искусство. Но это не умаляет важности вопроса о том, как проверить, настоящий камень перед покупателем или нет, и как отличить бирюзу от подделки.

Немного из истории подделок

Многие думают, что камни стали подделывать относительно недавно, потому что рост технологий такого рода стал наблюдаться, начиная с конца XVIII века. Однако это далеко не так. Искусственная бирюза, «получаемая» из крашеного стекла, известна еще со времен древнеегипетской цивилизации.

Издавна было известно, что легче всего подсунуть нерадивому покупателю фальшивку вместо того, чтобы продавать натуральный камень, добываемый тяжелым трудом. Хитрые мастера могли окрасить изделие так, что поддельную стекляшку почти невозможно было распознать. Камушки не отличались от настоящих. Подделка выглядела просто великолепно, разве что ненатурально блестела. Опытный глаз проверяющего сразу бы подметил этот факт. Но поскольку стоили такие безделушки недорого и смотрелись привлекательно, люди думали не о том, как отличить бирюзу от подделки, а руководствовались простым принципом: красиво — значит хорошо.

Эксперимент Как определить подлинность жемчуга и кораллов часть 1 Larisa Tabashnikova 26/06/20

Для того чтобы повысить качество имитируемых изделий, египтяне научились применять и простые химические соединения. Определенная технология получения изделий искусственного происхождения, имеющих похожие внешние свойства с натуральным камнем, была известна более семи тысяч лет назад.

Разумеется, сейчас есть возможность создания куда большего количества того, что называется простым словом «подделка». Но если бирюзу имитируют, стабилизируют или спрессовывают качественно, а продают недорого — почему бы и не носить такие украшения? С другой стороны, всегда интересно знать о том, как выглядит настоящая бирюза, чтобы не переплачивать за то, что стоит значительно дешевле. Тем более, в продаже природный минерал встречается все реже и реже.

Характеристики натурального камня

Натуральная бирюза — это полудрагоценный минерал, крупные экземпляры которого уже фактически невозможно встретить. Известно, что месторождения, где залегают камни, не являются вечными. Рано или поздно они истощаются, а цена на «натуральность» и подлинность становится все выше.

Натуральные камни, как правило, имеют разнообразную цветовую гамму. Цвет может быть светло-голубым, ярко-синим, зеленоватым или даже белым. Такое разнообразие оттенков, увы, и дало широкие возможности «имитаторам» самого различного рода, которые могут продавать обычное стекло как полудрагоценный минерал.

Не стоить доверять «бирюзовым» изделиям, окрашенным, например, в красный цвет. Часто продавцы утверждают, что это либо «особо укрепленная» окрашенная бирюза, либо, в лучшем случае, коралл, но верить таким словам не стоит. Даже если это реконструированная бирюза, мастера стараются максимально приблизить камни к подобию натуральных, имитируя и их цвета в том числе.

Отличить настоящую бирюзу от подделки сложно, но возможно. Для этого необходимо знать о том, что показатель твердости натурального камня составляет 5-6 баллов по минералогической шкале. Многие современные материалы не могут похвастаться даже этим, хотя в домашних условиях или «на глаз» перед прилавком коэффициент твердости не всегда возможно определить корректно. Структура природного камня полностью не прозрачна, а блестит он подобно восковому изделию (такой признак, обычно, характерен для камней, подвергшихся процессу стабилизации).

Натуральный камень отличается от синтетических и химических аналогов тем, что для него необходимы определенные температурные условия. Также он не любит повышенный уровень влажности и боится воздействия прямых солнечных лучей. Например, имитация бирюзы из хорошего стекла более неприхотлива и устойчива к природным факторам. Природные же экземпляры могут испортиться и от контакта с косметическими средствами.

Отличие природного камня от подделок

Поскольку все реже встречается натуральная бирюза, как отличить подделку — вопрос серьезный и жизненный, особенно для тех людей, которых не устраивают ни имитации, ни прессовка, ни окрашивание «под бирюзу» других камней.

Название «прессованная бирюза» можно чаще всего услышать из уст честных продавцов, торгующих большим количеством недорогих и популярных изделий, у которых часто нет особых внешних различий с натуральными. Коротко о технологии: прессовка представляет собой смесь настоящего камня с красками и смолами повышенной клейкости. Выглядит прессованная бирюза гораздо ярче натуральных экземпляров. Это является основной характеристикой, отличающей ее от природного камня.

Изделия из пластмассы и стекла, как ни печально, очень трудно поддаются любым методам определения подлинности на глаз. Однако рекомендуется воспользоваться несколькими способами, благодаря которым опытные любители природного камня без труда узнают фальшивку. Если слегка стукнуть камушком по твердой поверхности, подделка из стекла отзовется типичным стеклянным звучанием. Что же касается пластмассы, поскольку она очень неустойчива к нагреванию, при попытке прикоснуться с изделию иглой, нагретой на огне, оно тотчас же оплавится, издавая характерный запах паленого пластика.

Также можно распознать фальшивку и с помощью влажной салфетки. Если обычную салфетку смочить водой и потереть ею камень, может произойти окрашивание салфетки соответствующим красителем. Если этого не произошло, есть два варианта развития событий: либо владельцу повезло, и он оказался обладателем натуральной бирюзы, либо химический краситель оказался слишком устойчивым. Аналогичным методом является протирание камушка смоченной в спирте ваткой: спирт быстро «распознает» и растворит краску, если она присутствует.

Бирюза Натуральная и ее Имитации! +380955855588

Такие методы помогут в том, как отличить натуральный камень от подделки. Однако они являются слишком радикальными. Вряд ли представится возможность их применения непосредственно перед покупкой изделия. Если владельцу жаль красивого изделия, можно попробовать провести такой эксперимент в домашних условиях, не опасаясь возникновения определенных проблем на торговой точке.

Непосредственно перед покупкой лучше применить более гуманный способ, прихватив с собой лупу, имеющую большое увеличение. Можно даже взять с собой микроскоп, если он не слишком тяжелый. Если рассматривать натуральную бирюзу под многократным увеличением, обнаружится, что это — материал пористого характера. При обнаружении мелких прозрачных пузырьков не следует сомневаться в том, что это популярная имитация бирюзы, изготовленная из стекла.

Под микроскопом или лупой также есть возможность обратить внимание на прожилки камня. Следует помнить о том, что подделки имеют прожилки, окрашенные в более темные тона: это не что иное, как магнезит (один из альтернативных минералов, который часто маскируют «под бирюзу). Темный цвет прожилок и встречающиеся пятна означают то, что изделие было предварительно обработано медно-солевыми соединениями для придания ему большей естественности.

БИРЮЗА | КАК ОТЛИЧИТЬ ПОДДЕЛКУ?

Какими бывают подделки

Уже давно известно, что подделки бывают разными, а технологий, позволяющих их изготавливать, очень много. Натурального камня в розничной продаже практически нет, или цена на него слишком высока. Поэтому едва ли широкому потребителю предоставится возможность приобрести именно его. Вероятнее всего, попадется другой минерал, подделанный под бирюзу, либо восстановленная бирюза («прессовка» с применением множества вариантов технологий). Либо, на худой конец, стекло или пластмасса. Для того чтобы лучше разбираться в том, какое сырье чаще всего используется для создания «синтетических» и прочих аналогов этого минерала, можно кратко рассмотреть каждый метод и популярные материалы.

Прессованная бирюза

Как уже упоминалось ранее, приготавливается смесь из порошка натуральных камней. Крошку прессуют, после чего в нее добавляют клейкие вещества и красители. Получается «восстановленный» или, лучше сказать, сильно «разбавленный» вариант бирюзы. Основного вещества в нем может содержаться гораздо меньше, чем вспомогательных компонентов.

Известно, что есть улучшенные технологии прессования с проведением через жидкую смесь электрического тока. Таким образом улучшаются и цветовые показатели камня, и коэффициент его прочности. Бывает так, что даже опытным специалистам трудно отличить «прессовку» от натурального камня.

Венская бирюза

Отдельным пунктом следует выделить бирюзу венскую, которая является одним из вариантов «прессовки». Она состоит из алюминиевой гидроокиси, малахитовой крошки и фосфорной кислоты. Все это подвергается измельчению, а затем высоким температурным воздействиям. Показатель твердости у венского варианта ниже, чем у природного камня (меньше 5 баллов по Моосу). Поэтому при прикосновении к нему раскаленной иглой изделие может расплавиться.

Неолит

Бирюза синтетическая, или неолит появилась в 50-х годах ХХ столетия. Внешне такой материал выглядит очень привлекательно. Он нежно-голубой с извилистыми прожилками. Микс состоит из железа, меди и байерита, но он довольно мягкий, всего 4 балла по Моосу, и по остальным свойствам похож на венский вариант.

Стекло и пластик

Из чего делают имитацию бирюзы еще? Самыми дешевыми материалами для изготовления таких подделок служат стекло и пластик. Обычное стекло окрашивают в синий цвет, а стекло из силиката смешивают с металлическими окисями. Дешевые подделки из пластика просто отливаются в специальных формах. Цвет их всегда подозрительно ровный и яркий, отличается не матовым, а глянцевым блеском.

Стабилизированная бирюза

За основу могут быть взяты как натуральные минералы (что применяется редко), так и другие камни. Они стабилизированы методом пропитывания горячей смолой для увеличения показателей твердости и улучшения цвета. Часто добавляются красители, качество которых может быть различным.

Камни, похожие на бирюзу

Среди камней, из которых чаще всего изготавливают изделия, внешне похожие на бирюзовые, имеют популярность лазулит (голубой шпат) и варисцит. По цвету они похожи на бирюзу, поэтому после несложной обработки без применения химических красителей могут выглядеть почти так же, как она. В принципе, такой вариант можно считать вполне приличным — с оговоркой, что даже варисцит сейчас в качестве поделочного камня встретить непросто.

Винтажная бирюза из СССР, США,Индии,Чехословакии, Китая. Как различить бирюзу?

Чаще всего встречаются другие минералы, прошедшие этап искусственной окраски. Обычно поддельную бирюзу изготавливают из говлита, также применяются халцедон и магнезит. Эта группа недорогих минералов имеет одно коммерческое название: туркенит. Туркенит в любом его варианте имеет светлую окраску, поэтому окрашивание таких камней обычно бывает очень интенсивным. Если окрашивание качественное, это вполне достойная имитация бирюзы.

Сегодня существуют технологии, с помощью которых можно воспроизвести даже структуру минерала на очень высоком уровне. Покупать ювелирные украшения следует только у проверенных продавцов, которые честно скажут, что входит в состав того или иного изделия. Как отличить натуральную бирюзу от подделки, знать никогда не помешает, чтобы ориентироваться в предлагаемых товарах и не стать обладателем откровенно дешевой подделки.

О бирюзе и ее имитациях

Такая разная бирюза.

Бирюза от перс. фирузе — «камень счастья», или перс. пируз — «одерживающий победу») –минерал, гидратированный фосфат алюминия и меди. Цвет бирюзы сильно варьирует от яркого небесно-голубого или голубовато-синего до голубовато-зеленого, яблочно-зеленого, болотно-зеленого, зеленовато- или голубовато-серого вплоть до почти белого. Цвет бирюзового порошка («черта») белый.

Лучшими в мире признаны месторождения в северном Иране и в шт. Аризона (США). Богатыми считаются также месторождения в Монголии, Афганистане, Китае, Мексике, Израиле, Египте, Казахстане, Узбекистане. Следует иметь в виду, что лишь отдельные участки бирюзовых скоплений сложены собственно бирюзой, основная их масса бывает представлена агрегатом бирюзы и сопутствующих и замещающих ее минералов, т. е., как правило, это полиминеральные образования.

Наиболее ценной считается голубая и плотная бирюза, иногда называемая «костяная». Пористые сорта бирюзы, а также бирюза с желто-зелеными оттенками — ниже качеством и ценятся значительно меньше небесно-голубой. Разновидности сетчатой бирюзы с тонкими черными и бурыми прожилками углеродистого материала или окислов железа при голубом тоне ценятся особо высоко.

Бирюза чувствительна к внешним воздействиям и химически довольно уязвима, она может поглощать влагу, а также двуокись углерода (СО2) и сероводород (H2S) из воздуха, кроме того бирюза впитывает жиры и эфирные масла. При этом она постепенно теряет сочность цвета, тускнеет, и в конечном счёте «умирает», становясь грязно-зеленой, а на солнце она медленно обесцвечивается. Поэтому бирюзу надо защищать от косметики, пота, жары, яркого прямого солнечного света. Нельзя чистить изделия с бирюзой в мыльных растворах, их следует оберегать от резких перепадов температур, перегрева, воздействия кислот и щелочей.

1. Бирюза натуральная

Бирюза — относительно мягкий камень.
В процессе носки ее поверхность может царапаться, а цвет тускнеть. Такой камень трудно шлифовать и полировать. Из-за небольшой твердости бирюзу обычно не подвергают огранке и вправляют в украшения в виде овальных или округлых камней правильной формы, называемых кабошонами. Для более широкого использования в ювелирном деле, камень, даже высокого качества, часто подвергают обработке для придания ему новых свойств — прежде всего твердости, стабильности цвета и красоты.

1.1. Природная бирюза

Это ничем не прокрашенная и не пропитанная, несинтетическая, твердая (не рыхлая), непористая бирюза наивысшего качества. В данном определении термин «природная» должен пониматься как «созданный самой природой», «без участия человека» и означает, что природная бирюза изначально и сама по себе такова, что не нуждается в какой-либо дополнительной обработке и никогда не подвергалась какому-либо изменению (кроме механической обработки- резки, шлифовки или огранки). Это наиболее ценная и дорогая бирюза, она не предназначена для массового рынка и практически не встречается в современных ювелирных изделиях.

1.2. Цементированная (укрепленная) бирюза

Это среднего качества бирюза (т.е. более мягкие и пористые или известковистые образцы природной бирюзы), качество которой улучшается путем пропитки различными прозрачными натуральными или искусственными органическими цементами (полистиролом, эпоксидной или алкидной смолой, маслами, воском, парафином, жиром, выпаренным кварцем и т.п.). В данном случае, целью и результатом обработки является укрепление твердости структуры и консервирование изначальной природной окраски. В результате укрепления (стабилизации) плотность мелоподобной бирюзы может возрасти до 2,45 г/см3, твердость — до 5, а показатель преломления достигнуть 1,61, т. е. физические свойства укрепленной бирюзы становятся близкими к твердым природным образцам так же, как химический состав и структура камня.

При этом улучшаются ее декоративные свойства. В отличие от природной бирюзы, окраска которой меняется со временем под воздействием внешней среды и соприкосновения с кожей, укрепленная бирюза надолго сохраняет свой цвет. Укрепленная бирюза при хорошей обработке визуально ничем не отличается от высокосортных природных образцов и часто продается по той же цене. Обработанная таким способом бирюза настоящая и не является подделкой.

В последнее время появились запатентованные технологии укрепления бирюзы среднего качества методом выпаривания кварца. Этот метод позволяет получить бирюзу высокого ювелирного качества, которая не отличимая от природной.

1.3. Облагороженная бирюза

Поддельная бирюза. Как выглядит?

Если помимо цементирования вышеуказанным способом бирюзу подкрашивают (обычно пытаются подражать персидской голубой бирюзе, которая является стандартом цвета или же просто затемняют матрицу, чтобы она сильнее контрастировала с основным цветом), то такую бирюзу называют «облагороженной» или «усиленной цветом». В данном случае целью и результатом обработки является как придание твердости структуре, так и восстановление или изменение изначальной природной окраски в ювелирных целях. Именно поэтому, от природы красивая и обработанная лишь с помощью бесцветного воска или искусственной смолы, укрепленная бирюза ценится дороже, чем облагорожена бирюза, обработанная с помощью красителей.

Но еще раз подчеркнем, что обработанную таким способом бирюзу также нужно считать настоящей. Имитация и подлог возникают только тогда, когда вам продают облагороженную из низкосортного и некондиционного материала бирюзу под видом и по цене высококачественной природной. Встречаются такие коммерческие разновидности облагороженной бирюзы:

1.3.1 Яблочно-зеленая бирюза
1.3.2 Розовая бирюза
1.3.3 Австралийская зеленая бирюза
1.3.4 Мелоподобная бирюза — изначально бледная и очень рыхлая низкокачественная бирюза, цементированная и облагороженная до чистого небесно-голубого цвета, имитирующего бирюзу.

1.4. Восстановленная (реконструированная) бирюза

Это измельченные в порошок частицы низкосортной и некондиционной (например, известковистой — мелоподобной) бирюзы, либо отходы с обработки высокосортной природной бирюзы, скрепленные между собой органическими или синтетическими цементами и спрессованные в брикеты (блоки) для дальнейшей обработки и огранки. Это наиболее дешевая разновидность бирюзы, которая на нашем рынке часто обозначается термином «прессованная бирюза».

говлит минерал (имитация бирюзы)

Такая бирюза не является ни имитацией в полном смысле слова (т.е. не является имитацией, поскольку сама является бирюзой), ни тем более подделкой: по крайней мере, при условии, что такая бирюза целиком реконструирована из бирюзы без добавления других материалов кроме цементов и не продается под видом и по цене природной.

Экспертизу подлинности бирюзы с использованием рентгено-структурного анализа можно выполнить, например, на Кафедре минералогии СПбГУ. Стоимость такой экспертизы ок. $ 500.

Немного о ценах

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНУЮ БИРЮЗУ ОТ ПОДДЕЛКИ?

В Санкт- Петербурге розничная цена одного камешка такого размера, как на фото: 180 — 200 рублей, то есть около 100 рублей за 1 грамм.
Более мелкие камешки можно купить дешевле.

При этом надо понимать, что такой камень может оказаться всего лишь коллекционным образцом породы, не пригодным для использования в ювелирном деле. Цена бирюзы, отшлифованной в форме кабошона (т.е. цементированной и возможно еще и облагороженной) — около 200 рублей за 1 грамм.

2. Имитации бирюзы

«Никакой другой драгоценный камень невозможно настолько неотличимо имитировать, как бирюзу. «
Агрикола, 1546 год

Бирюза. Минералог раскрывает секретные свойства бирюзы. Как отличить настоящую бирюзу от подделки?

Слово имитация — происходит от лат. imitatio — «подражание», в русском языке заимствовано из фр. imitation — уподобление кому или чему-либо, создание ювелирных изделий в каком-либо стиле; иногда — полная копия драгоценных камней без цели обмана, в чем и отличие имитации от подделки.

Мы не разместили фотографии имитации бирюзы по нескольким причинам:

1. Бирюза — камень разнообразный по цвету, оттенку и рисунку на нем. Соответственно существует великое разнообразие имитаций.

2. Порой отличить имитацию от оригинала «на глаз» затруднительно, даже держа камень в руках, а на снимках это тем более невозможно. Синтетическая бирюза присутствует на рынке уже больше полувека. Синтетический материал однороден, прекрасного бирюзово-голубого цвета, ближе всего подходит к лучшим образцам иранской бирюзы. Кабошоны из искусственной бирюзы с большим трудом отличимые даже при точных исследованиях. Плотность искусственной бирюзы в среднем 2,7. Показатель преломления 1,6, т. е. физические свойства ее идентичны природной бирюзе. Отличия состоят лишь в микроструктуре, а это диагностировать можно только применив аппаратные средства.

В России во ВНИИСИМС (Всесоюзный научно-исследовательский институт синтеза и минерального сырья) искусственно получена как однородная голубая бирюза, так и сетчатая (паутинная), имитирующая лучшие образцы аризонской и иранской бирюзы.

3. Проблема в случаях с широко распространенными и узнаваемыми имитациями бирюзы (узнаваемыми в таком смысле, что это «точно не бирюза») заключается в определении материала, с которого сама имитация сделана. Порой определить это можно только разбив камень.

На фото: Наши инспирации — вулканическое озеро и авторское украшение мастерской Арт Бижу с натуральной зеленой бирюзой. Ссылка на украшение здесь (Архив).

Природная бирюза – диагностика, имитации, облагораживание

Введение

Бирюза издавна считается одним из самых легко имитируемых камней. Всевозможные имитации составляют более 80% (!) современного рынка бирюзы. Уже в средние века люди научились облагораживать природную бирюзу невысокого качества с помощью пропитки воском; сегодня наряду с этим применяется также прокрашивание камней. Помимо имитаций и облагороженных камней, ситуацию на рынке осложняет присутствие синтетической бирюзы.

Рис. 1. Брошь с бирюзой и бриллиантами. Фото: Sotheby’s

Таким образом, проблема геммологической идентификации бирюзы оказалась весьма актуальной. Конечно, опытный геммолог, во многих случаях безошибочно назовет месторождение бирюзы, метод синтеза и облагораживания камня. Но даже перед ним иногда встает необходимость проведения специальных приборных исследований.

Проблема идентификации бирюзы, ее имитаций и облагораживания была решена в Геммологическом центре МГУ с помощью двух методов – оптической и рамановской спектроскопии.

Состав, окраска, свойства

Бирюза. Как отличить настоящую бирюзу от подделки?

Бирюза представляет собой водный фосфат алюминия и меди. Как правило, бирюза содержит микровключения других минеральных фаз – кварца, халцедона, опала, карбонатов, сульфидов и глинистых минералов. Присутствие последних приводит к ухудшению цвета бирюзы, затрудняют ее полировку.

Цвет бирюзы – ее главное достоинство – сильно варьирует, изменяясь от яркого синевато-голубого, небесно-голубого и зеленовато-голубого до бледно-голубого. Небесно-голубая окраска обусловлена медью, зеленоватые оттенки – примесями окисного железа.

Окраска бирюзы часто пятнистая, с черными или бурыми прожилками. В последнем случае бирюза приобретает сетчатую или паутинную структуру («сетчатая бирюза»).

Ювелирные разности бирюзы характеризуются восковым блеском, после полировки приобретают сильный стеклянный блеск.

Средний показатель преломления массивных разностей бирюзы составляет 1,62. Твердость лучших ювелирных образцов по шкале Мооса 5-6 (в каолинизированных разностях снижается до 3-4). Плотность колеблется от 2,8 г/см 3 у неизмененных образцов до 2,5-2,6 г/см 3 у выветрелых разностей. Для бирюзы характерна микропористость, резко повышающаяся при выветривании. В значительной степени она подвержена действиям различных бытовых веществ – духов, масел, жиров, химических соединений, особенно органического рода (бензин, ацетон).

Месторождения бирюзы

Месторождения бирюзы тяготеют к регионам с засушливым климатом. Лучшая бирюза в мире добывается из месторождений северного Ирана, США (штат Аризона), Мексики и Синайского полуострова. Богатыми считаются также месторождения Монголии, Афганистана, Китая, Израиля, Казахстана, Узбекистана.

Бирюзоносные районы представляют собой каменистые пустыни с горными массивами, либо расчлененные горные хребты. Самыми древними рудниками считаются Нишапурские месторождения Ирана, месторождения Мексики и Америки. Разработка этих месторождений велась на протяжении 7-10 тыс. лет. Поразительно, что эти же районы продолжают оставаться поставщиками бирюзы до наших дней.

Рис. 2. Образцы бирюзы из различных месторождений, слева направо – Бирюзакан (Таджикистан), Долинное (У збекистан), Китай, Актурпак (Узбекистан), Тибет

Рис. 3. Образцы бирюзы из Монголии (слева) и Армении, месторождение Техут (справа)

Непроходящий спрос на бирюзу и дефицит природного сырья обусловили обилие ее имитаций.

Бирюзу часто подделывают пластмассой, которая при нагревании плавится и плохо пахнет. Она легко отличается от бирюзы гораздо более низкой твердостью и плотностью. Распространены подделки, изготовляемые поверхностным окрашиванием специальной керамики, фарфора, стекла, кости, кварца (или халцедона). В качестве бирюзы на рынок поступает так называемая «венская бирюза» – термически обработанная и спрессованная тонкая смесь малахита с гидроокисью алюминия и фосфорной кислотой. С 1957 г. под названием «неолит» предлагается камень приятного голубого цвета, представляющий собой смесь из фосфата меди и гидроокиси алюминия (байерита) – побочного продукта алюминиевого производства.

Большинство имитаций выдаёт яркая и равномерная окраска, не характерная для природной бирюзы. Нередко в этих образцах можно наблюдать более насыщенный цвет по трещинам, являющийся результатом прокрашивания. При нагревании имитации бирюзы обычно чернеют или сплавляются в чёрное стекло, а не растрескиваются как бирюза.

Некоторые минералы имеют сходные с бирюзой цвет и физические свойства, и используются в качестве ее аналогов. Примерами могут служить хризоколла, варисцит, амазонит, лазурит. Необычной имитацией бирюзы является одонтолит, представляющий собой костные останки млекопитающих и рыб, частично замещенные минералом вивианитом, который и придает одонтолиту голубую окраску.

Распространенными в последнее время имитациями бирюзы являются «композиты», ос нову которых составляют карбонаты (магнезит, доломит, кальцит), растертые в порошок и склеенные пластиком или эпоксидной смолой. Цвет этих минералов – белый, поэтому они используются после прокрашивания. Для этих же целей иногда используют бирюзу очень плохого качества. Такого рода имитации – изготовленные как из бирюзы, так и из других минералов – на рынке часто называют «реконструированной» или «восстановленной» бирюзой. Распределение красителя может быть неравномерным, а цвет нередко более интенсивный, чем у бирюзы.

Рис. 4. Имитации бирюзы, слева направо – пластмасса, неизвестный материал, прокрашенный магнезит, неизвестный материал

Рис. 5. Бусы из прокрашенного магнезита (имитация бирюзы)

Бирюза в серебре — имитация

Облагораживание природной бирюзы

Обилие низкосортного сырья на каждом месторождении вызывает необходимость его облагораживания, что резко повышает рентабельность отработки месторождения.

Наиболее простой и древнейший метод облагораживания – пропитка бирюзы парафином или воском. В настоящее время используются технологии пропитки смолами, пластиком или силикатом натрия. Такая обработка позволяет уменьшить пористость бирюзы и усилить цвет, а также обезопасить ее от дальнейших изменений. При качественной обработке облагороженная бирюза визуально неотличима от высокосортных природных образцов.

Как было сказано выше, на рынке встречается реконструированная бирюза. Она получается путем цементации измельченной низкосортной природной бирюзы. Точная диагностика таких образцов может быть осуществлена только в лаборатории.

Реже используется прокрашивание прожилков в бирюзе, а также заполнение каверн на поверхности с помощью эпоксидной смолы. Это облагораживание улучшает поверхность камня, а добавленные в смолу металлические фрагменты имитируют включения пирита.

Рис. 6. Бирюза из месторождений США (справа образцы из штата Аризона). Бирюза прокрашена

Синтетическая бирюза

КАК ОТЛИЧИТЬ НАТУРАЛЬНУЮ БИРЮЗУ ОТ ПОДДЕЛКИ? Натуральные камни.

В настоящее время на рынке встречается также синтетическая бирюза, довольно близкая по составу к природной. В изделиях синтетическая бирюза почти неотличима от натуральной, поскольку по основным физическим свойствам она идентична природным разностям. Впервые синтез бирюзы состоялся в 1927 г. в Германии. В России во ВНИИСИМСе (Всероссийский научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья) помимо однородной бирюзы различных оттенков голубого, искусственно была получена также сетчатая или паутинная бирюза, имитирующая лучшие природные образцы.

В изделиях синтетическую бирюзу сложно отличить от природной, зачастую такие камни можно определить только в лаборатории.

Оптическая спектроскопия

Оптическая спектроскопия является традиционным геммологическим способом изучения природы окраски. Спектр показывает, какая часть света пропускается или поглощается образцом. Человеческий глаз воспринимает цвет в общем, но не видит конкретных полос и линий, которые проявляются в спектре и связаны с присутствием примесей в камне.

Например, бирюза окрашена медью, которая приводит к появлению широких полос поглощения с максимумами 671 и 769 нм. Также примесь железа может давать узкие линии в спектре бирюзы на 420 и 429 нм.

Сравнивая спектр природной бирюзы и ее имитаций (рис.7), мы видим, что они существенно отличаются. Имитации характеризуются пропусканием в диапазоне 800-1000 нм, тогда как для природной бирюзы оно не характерно.

Но отличить природную и синтетическую бирюзу таким методом нельзя по причине сходства природы окраски. Поэтому для идентификации природной и синтетической бирюзы необходимо использовать рамановскую спектроскопию.

Рис. 7. Оптические спектры природной бирюзы и прокрашенного магнезита

Как определить бирюзу или подделки бирюзы в домашних условиях

Рамановская спектроскопия

ВСЯ ПРАВДА О БИРЮЗЕ. НАТУРАЛЬНАЯ БИРЮЗА И ИМИТАЦИЯ. ПЕРЕДЕЛКА УКРАШЕНИЙ

Рамановский спектрометр измеряет спектр минерала, на который падает лазерное излучение. Данные спектральные линии соответствуют определенным колебаниям групп атомов и позволяют определить строение вещества. Применительно к нашей задаче это означает, что с помощью рамановской спектроскопии можно отличить любые имитации, синтетику и обнаружить заполнитель в самой бирюзе.

Отличия в химическом составе между природной и синтетической бирюзой приводят к существенным различиям в их рамановском спектре (рис.8). Таким образом, по совокупности рамановских линий, природная бирюза легко отличается от синтетической.

При исследовании заполненной бирюзы было обнаружено, что в спектре такой бирюзы одновременно проявляются линии как самой бирюзы, так и заполнителя. Конкретный тип заполнителя (органической вещество) можно определить не всегда, но его присутствие легко устанавливается по спектрам.

Рис. 8. Рамановский спектр природной (месторождение Техут, Армения) и синтетической бирюзы

Во многих случаях идентификация бирюзы требует применения приборных методов доступных в условиях лаборатории. С применением данных методов не возникает сложностей в разделении природной бирюзы от синтетической и облагороженной, а также в идентификации заполнения природной бирюзы.

В Геммологическом центре МГУ разработана методика экспрессной диагностики бирюзы, основанная на рамановской и оптической спектроскопии.

Применяемые спектроскопические методы позволяют достоверно диагностировать природную бирюзу, а также распознать имитации, синтетику, наличие облагораживания (заполнения).

Материал подготовили: Р.С. Серов, А.А. Машкина (Геммологический Центр, Московский государственный университет)

Добавить комментарий