Как проходила реставрация Тайной вечериЛеонардо Да Винчи.

Как проходила реставрация «Тайной вечери»Леонардо Да Винчи.

«Тайная вечеря» (Il Cenacolo или L’Ultima Cena, итал.) — фреска работы Работы Леонардо Да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта — Мария — делла Грацие в Милане.

Творчество Леонардо да Винчи

Размер фрески примерно 460х880 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо. Годы создания 1495—1498.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте .

Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены.

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова.

Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы , габса и мастики , а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

«Тайная вечеря» до реставрации.

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие .

В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком.

Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца.

Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности.

В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза.

Затем трапезная использовалась как тюрьма.

В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Во время Второй мировой войны , 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

К концу второй мировой воины «Тайная вечеря» пришла в такое бедственное состояние, что, казалось, и краски, и грунтовка вот-вот превратятся в пыль. Итальянское Министерство изящных искусств предприняло последнюю попытку спасти живопись, понимая, что оно ничего не теряет в случае неудачи и много приобретает в случае успеха.

Мастер реставрации Мауро Пелличоли пустился в восьмилетнее рискованное предприятие, потребовавшее от него сверхъестественно точной и тонкой работы. Для начала Пелличоли закрепил живописный слой на стене с помощью только что изобретенного шеллака, абсолютно чистого воска.Такого успеха многие специалисты в этой области не ожидали.

С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барчилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра.

Группа реставраторов под руководством синьоры Барчилон поставила перед собой две цели. Первая была вполне традиционной – сделать всё возможное для того чтобы предотвратить дальнейшее разрушение «Тайной вечери». Вторая заключалась в том, чтобы очистить фреску от многочисленных напластований разных эпох, оставив на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие только то, что было написано самим Леонардо да Винчи.

Перед началом собственно реставрационных работ фреска была подвергнута тщательному обследованию с использованием самых современных технологий. Такому же тщательному обследованию была подвергнута и кирпичная кладка стены. С помощью сверхмощных микроскопов, рентген-аппаратов и технологии инфракрасной рефлектоскопии был досконально изучен каждый миллиметр шедевра Леонардо да Винчи. «Тайная вечеря» также скрупулёзно исследовалась методами современного химического анализа для того чтобы определить состав красок и лаков, которые составляли живописный слой фрески.

Реставрационные работы осуществлялись крайне осторожно. В своей книге синьора Барчилон вспоминала, что результат работы её группы за один день иной раз заключался в том, что они могли очистить фрагмент фрески площадью с почтовую марку.

Перед Пинин Брамбиллой Барчилон, как и перед многими её коллегами-предшественниками, стал вопрос: что же делать после того, как расчистка фрески была произведена? Иначе говоря, нужно ли было оставить «Тайную вечерю» в том виде, в котором она оказалась после «демонтажа» слоёв краски, нанесённых в более поздние эпохи, или же попытаться заново «переписать» работу Леонардо?

Рабочая группа синьора Барчилон подтвердила вывод Мауро Пелличоли о том,

что от работы Леонардо на стене бывшей трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие осталось самое большее – 30%.

И если оставить всё, как есть, то фреска будет выглядеть как своего рода лоскутное одеяло с массой пустых фрагментов, оригинальная живопись которых за прошедшие века была окончательно утрачена.

В конце концов, было принято следующее решение: фрагменты фрески, не подлежащие восстановлению, переписать заново акварелью более приглушённых цветов, тем самым, не вводя зрителей в заблуждение,

дать им понять, что эти, более тёмные, фрагменты не являются оригинальной работой Леонардо да Винчи.

Реставрация фрески, как уже было сказано, в общей сложности продолжалась 21 год.

Когда 28 мая 1999 года роспись была открыта для осмотра посетителей, естественно, тут же разгорелись ожесточённые споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у ряда изображённых на фреске фигур. Одним из наиболее суровых критиков работы Пинин Барчилон был Джеймс Бэк, профессор истории искусств Колумбийского университета, специалист по искусству эпохи итальянского Возрождения.

Вебинар Дмитрия Нелепы : «Инновации в прямой реставрации зубов. На чём основан успех?»

А, к примеру, американский искусствовед Джеффри Морсбург задавалсяся резонным вопросом: «Сегодня мы можем только догадываться, как работа Леонардо выглядела изначально. Да, усилиями синьоры Брамбиллы и её коллег фреска была очищена от результатов всех предыдущих реставрационных потуг. Синьора Брамбилла говорит, будто бы в ходе реставрационных работ выяснилось, что из сохранившихся на стене монастыря росписей лишь 30% принадлежит руке Леонардо. Но вот вопрос: что она подразумевает под этими тридцатью процентами? 30% от общей площади красочного слоя до начала реставрации, или же 30% от того, что осталось на стене после расчистки росписи? Но в любом случае является фактом то, что синьора Брамбилла обнаружила лишь слабый след от руки мастера на некоторых фрагментах фрески».

Если руководствоваться вторым соображением Джеффри Морсбурга, то получается, что от изначального замысла Леонардо да Винчи в сегодняшней «Тайной вечери» после многочисленных переписываний, подправок и реставраций вполне могло остатьсявсего-то… 9% красочного слоя!

И вот тут возникает вопрос, не задаться которым невозможно: каков же, на самом деле, был замысел Леонардо?

Тайная вечеря Леонардо да Винчи. Коллекция @Телеканал Культура

Для данной публикации были использованы следующие материалы:

Спаситель мира (Salvator Mundi). ~1500 — 1501 гг., Леонардо да Винчи

1. Игорь ОСОВИН. Статья «Тайная вечеря» да Винчи в ХХ веке : реставрация Пинин Брамбиллы Барчилон и каков же был замысел Леонардо Да Винчи?»

2. Энциклопедия реставратора. «Реставрация фрески «Тайная вечеря» Леонардо Да Винчи.

Судьба «Тайной вечери»

Судьба «Тайной вечери»

Второй шедевр Леонардо миланского периода – «Тайная вечеря», самая знаменитая фреска в мире, которая на самом деле не является фреской.

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ МАГДАЛИНА ИЛИ ИОАНН

Она была почти утрачена и буквально воссоздана заново реставраторами. Правда, до сих пор не утихают споры – насколько нынешняя фреска дает представление о работе Мастера.

В 1490 году Лодовико Сфорца задумал разместить в главной церкви доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие усыпальницу герцогского дома Сфорца. И чтобы сделать ее еще более великолепной, поручил архитектору Браманте (будущему автору проекта собора Святого Петра в Риме) достроить церковь. Украсить трапезную церкви фреской Лодовико поручил Леонардо да Винчи.

Фреска должны была располагаться на торцевой стене трапезной. Размер поражал воображение – 4,6 х 8,8 метра. Никто прежде не писал картин таких размеров.

Леонардо работал медленно и в принципе не любил технику фрески, которая накладывала на художника ограничения по времени. Эта техника существовала уже тысячелетия: роспись делалась по влажной штукатурке, в результате чего краски намертво связывались с основой. Недостаток ее в том, что работать приходилось очень быстро, к тому же при большом размере фрески художник писал ее частями и обязан был точно рассчитать, какую часть работы он сможет выполнить до тех пор, пока штукатурка не высохнет, и именно такой кусок и подготовить под роспись.

Леонардо решил отказаться от подобного приема – он стал искать возможность делать роспись по сухой стене, как прежде писал картины на грунтованных досках. Поэтому он оштукатурил стену и покрыл ее свинцовыми белилами – что делается при грунтовке доски для живописи, но не используется при настенной росписи. Свою «Тайную вечерю» Леонардо начал писать темперными красками с добавлениями масла. Подобный прием позволил ему достичь необычного эффекта – на белом грунте смесь масляных и темперных красок буквально засияла. Но своей техникой Леонардо обрек картину на разрушение. К тому же при подготовке стены к росписи пространство внутри заполнили щебнем, но монастырь был расположен в низине, сырость и соль стали проступать на кирпичах и разъедать штукатурку, а затем и живописный слой.

После захвата Милана в 1500 году повстанцы сломали шлюзы, и трапезная оказалась затопленной так, что на полу стояла вода. Это наводнение привело к образованию первых трещин.

О «Тайной Вечере» Леонардо Да Винчи

Художник, обладавший гением Леонардо, должен был понимать, как чудовищно нарушает сложившуюся и веками проверенную технологию.[21] Кто знает, быть может, создавая свой шедевр, он намеренно обрек его на недолговечность, как бы подчеркивая краткость пребывания Христа среди людей краткостью сияния совершенства своей картины. Как о Христе остается лишь легенда, рассказы учеников, так от божественной картины останется лишь призрак, намек на прежний блеск.

Тайна фрески Леонардо | Тайная вечеря

Джорджо Вазари написал, что в 1560 году смог разглядеть на стене лишь несколько пятен. Скорее всего, Вазари преувеличивал, он вообще-то любил это делать.

Спустя сто лет после написания фрески монахи проделали в стене дверной проем, чтобы удобнее было носить блюда с кухни в трапезную. В результате часть фрески была уничтожена в том месте, где располагались ноги Христа. Сейчас этот проем заложен кирпичом, но фреска в этом месте так и не восстановлена. О том, что именно было уничтожено, можно судить по ранним копиям – их сохранилось минимум три, сделанных сразу же после написания фрески Мастером.

Пытаясь сохранить исчезающую работу Леонардо, над ней повесили большой занавес. Но этим сделали только хуже – влага не испарялась со стены, к тому же ткань отлично сметала остатки краски.

В 1726 году наконец было принято решение реставрировать фреску. Художник Микеланджело Белотти записал утраченные участки масляными красками и покрыл фреску лаком. Спустя 50 лет следующий реставратор удалил лак и стал писать практически новую фреску поверх работы Леонардо. Он не закончил работу, потому как возмущенные ценители искусства потребовали выгнать его из трапезной. Однако вскоре у фрески появились новые враги – во время Итальянской кампании французы устроили здесь конюшню. Наполеоновские солдаты развлекались тем, что бросали камни в головы апостолов. Затем в трапезной сделали тюрьму. После поражения Наполеона в трапезную пожаловал еще один реставратор похуже врага. Некто Стефано Барецци славился тем, что ловко снимал со стен старые фрески и переносил их в музейные залы. То же самое он вознамерился проделать и с «Тайной вечерей». Однако Барецци не знал, что фреска Леонардо не является по сути фреской, что это роспись по сухой штукатурке, и, прежде чем горе-реставратор сумел это сообразить, он изуродовал центральную часть росписи. Когда до него наконец дошло, что «Тайная вечеря» неотделима от стены, ему ничего не оставалось, как приклеить назад сколотые куски. Шли годы, фреску по-прежнему пытались реставрировать, как подсказывали фантазия и собственное воображение художников. Среди «экзотических средств» восстановления картины применялось мытье росписи каустической содой.

Только в начале XX века началась реальная научная реставрация – фреску стали изучать и уже на основании полученных данных расчищать от последующих наслоений и укреплять красочный слой и штукатурку. Но тут началась Вторая мировая война – и всем стало не до работ по реставрации. Фреску заложили мешками с песком, чтобы сохранить на случай бомбардировки, и только поэтому она уцелела, когда 15 августа 1943 года в трапезную угодил снаряд. Стена устояла, но треснула в нескольких местах.

Новую реставрацию сделал в 50-х годах двадцатого века Мауро Пелличоли, он расчистил фреску от новых записей, грязи и лака и ввел в красочный слой шеллак – спиртовой раствор природной смолы. С его помощью удалось вернуть первоначальный цвет росписи, были восстановлены головы апостолов Варфоломея и Филиппа, руки Христа (прежде их было невозможно разглядеть), стало заметно, что первоначально одежда Христа – алого цвета.

Загадки «Тайной Вечери» Леонардо да Винчи

Возможно, фреска была повреждена не так уж и сильно, и уж точно Вазари преувеличивает степень ее разрушения. Так, известный английский путешественник Генри В. Мортон, посетивший Милан в 1964 году, сообщает, что ожидал увидеть полностью разрушенную картину, но…

«Я был удивлен помимо своей воли. С картины нельзя сделать репродукцию. Открытки или даже большие иллюстрации в книгах не в силах передать и капли впечатления, которое испытываешь от огромной работы… Хотя цвет ушел и выражение лиц можно себе представить лишь приблизительно, одно осталось как прежде – это композиция картины, ее общий настрой. Перед тобою две группы взволнованных людей в ритмическом движении, разделенные спокойной фигурой Христа. Я забыл, что смотрю на разрушенную картину. Мне казалось, что я вижу ее в первые месяцы создания, когда Леонардо медленно, часть за частью, занимался ее выстраиванием. Какая сила воображения заключена в этой работе! Сколько застолий посетил в Милане Леонардо, чтобы схватить все эти жесты и позы. С каким вниманием наблюдал он за людьми в трактире: вот они режут хлеб, или нечаянно просыпают соль, или шепчут соседу что-то на ухо. Кому из них пришло в голову, что художник обессмертит их простые движения?»

Тайна пасхальной вечери

В конце 70-х начинается новая реставрация – окна в трапезной заделали и создали в ней искусственный климат с поддержанием необходимых влажности и температуры. Роспись исследовали с помощью рентгеновских и инфракрасных лучей и сравнили с рисунками, которые хранились в королевской библиотеке Виндзорского замка. С фрески удалили слои засохшего масла и клея, синтетических и натуральных смол, поскольку много лет реставраторы считали нужным записывать утраченные участки масляными красками. Теперь все эти слои были сняты, остались лишь те участки, что принадлежали кисти Леонардо, – так утверждают реставраторы. Те участка фрески, которые невозможно было восстановить, написали заново акварелью – тонкими вертикальными линиями.

И вот в 1999 году фреска вновь была открыта для просмотра.

Ранее невиданные фрески да Винчи представят зрителям (новости)

Стали заметны такие детали, как вышивка голубой нитью на скатерти или цветочный орнамент на гобеленах. Впрочем, есть немало искусствоведов, которые считают, что реставрация фрески навредила росписи.

Тайная вечеря, Леонардо да Винчи — обзор картины

Спорить, так это или нет, – бесполезно.

Остается, как советовал Генри Мортон, просто забыть, что вы смотрите на разрушенную картину, и постараться увидеть ее такой, какой она была в первые месяцы ее создания…

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи

«Тайная вечеря» — гениальная работа Леонардо да Винчи. Она всегда вызывает большой интерес не только потому, что это известное произведение, но и потому, что оно полно смыслов и подтекстов, которые мы не в состоянии точно интерпретировать. Это удивительная театральная сцена, в которой всё сконцентрировано на психологизме. Таинственность картины заключена в разнообразии мыслей. В ней отображён весь комплексный гений да Винчи, собраны все его знания в одном образе.

Что такое Тайная вечеря Леонардо да Винчи и где она находится

«Тайная вечеря» — это настенная живопись, написанная Леонардо да Винчи по заказу Людовико Сфорца, герцога Милана, в период с 1494 по 1498 год в Трапезной церцви Санта Миария делле Грацие в Милане. Это 4 года очень медленной, практически медитативной работы, которой предшествовали исследования образов апостолов, сохранённые в Королевской библиотеке Уиндсора/Royal Library, Windsor. Свободное использование перспективы позволило Леонардо создать очень живые и монументальные образы, своего рода trompe l’oeil, обман зрения, как будто апостолы сидят в самой Трапезной.

«Тайная вечеря» стала символом нового искусства. Леонардо сосредоточил в ней всю свою науку, все свои исследования — не только художественные, но и математические, инженерные, оптические и акустические. Помимо задачи изобразить важнейший момент Евангелия, в котором объявляется о главном в истории предательстве, целью Леонардо было изобразить душевные порывы. Имеется в виду реакция, выраженная в разных эмоциях, каждого из двенадцати апостолов на слова «Один из вас меня предаст».

Эта работа Леонардо да Винчи с момента её появления на свет и по сегодняшний день не перестаёт восхищать, удивлять и будоражить сердца. Это одна из самых цитируемых работ мирового искусства начиная с XVI века вплоть до серийных интерпретаций Энди Ворхола и китчевых постановок Ла Шапеля XX века.

Главной проблемой «Тайной вечери» является её особая хрупкость. То, что мы видим сегодня — это лишь тень от того, чем она была изначально. Леонардо, несмотря на то, что хорошо знал технику фресковой живописи, требующую быстроты выполнения работы, решил поэкспериментировать и написать «Тайную вечерю» как настенную живопись, то есть той же техникой, которую он использовал при написании картин на холсте. С одной стороны, это позволило ему добиться нового, естественного изображения, но с другой — живопись практически сразу начала осыпаться и терять свой первоначальный цвет.

Попытки реставрации, а точнее фактического перекрашивания Тайной Вечери проводились неоднократно начиная с XVIII века. Последняя серьёзная и самая грамотная реставрация была проведена в 1977-1999 годах под руководством Пинина Брамбиллы Барчилона, когда она наконец была освобождена от многочисленных вторичных слоёв краски, оставив её первоначальный вид, освежив лишь некоторые просветы акварелью.

Какой момент Тайной вечери изображён в работе Леонардо

В отличии от Тайных вечерь других авторов, работа Леонардо отличается невероятной внутренней подвижностью. Леонардо, как мы уже говорили, — это художник состояний души, художник взаимоотношений. Композиция разделена на четыре группы по три апостола, которые между собой разговаривают, оживляются, возбуждаются и всячески проявляют свои эмоции и состояние своей души. И это именно то, что Леонардо старается передать, выбрав в качестве источника вдохновения живое повествования Евангелия от Матфея.

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.» (Евангелие от Матфея, гл. 28)

Леонардо придаёт смысл этому великому возбуждению среди апостолов, сидящих за столом, желающих узреть предателя. В лицах апостолов смешиваются чувства любви, страха, гнева, боли и сожаления о том, что не могут до конца понять своего Учителя. Точно так же и предательство Иуды просматривается в каждой тщательно продуманной детали работы.

Сила композиции Тайной вечери

Несмотря на своё плачевное состояние, красота Тайной Вечери Леонардо остаётся первоначальной, потому что притягивает она высочайшей интеллектуальностью своей композиции. Апостолы выглядят невероятно правдоподобно, как будто заваливают Христа вопросами: «Да что ты говоришь?», «Что ты хочешь этим сказать?». Один апостол смотрит на него с подозрением. Другая группа апостолов смотрят не на Иисуса, а стараясь понять смысл его слов. Андрей поднимает руки, Иаков тычет пальцем, словно угрожая, Фома разводит руки, ошеломлённый и раздражённый, Филип, опять же, жестами, как бы порицает: «Я столько для тебя сделал, я отдал тебе своё сердце, а ты ко мне так относишься!».

Но самая удачная и эмоционально насыщенная группа — это группа с Иудой. У Иуды темнее кожа, чем у других, это единственная застывшая фигура. Пока другие движутся в оживлении — Иуда спокоен, потому что то, что он должен сделать он сделает.

Самый необычный образ — это образ апостола Иоанна. Американский писатель Дэн Браун в своём романе «Код Да Винчи» увидел в нём образ Магдалены, но на самом деле Иоанн и раньше изображался всегда рядом с Иисусом и в его чертах всегда присутствовала некая женственная грация. Само присутствие женщины в те времена за столом, где сидят одни мужчины, было априори невозможно. То есть фигура, склонившая ухо к губам Петра, слушая то, о чём ему по-секрету хочет поведать апостол, может быть только Иоанном. Благодаря такой композиции, между Иисусом и Иоанном формируется идеальный перевёрнутый треугольник, великолепная «V», которая оставляет Иисуса в своём одиночестве. Такое отделение Иоанна от Иисуса является огромным композиционным новшеством в подобной иконографии.

Как Леонардо писал Тайную вечерю

Благодаря писателю Маттео Мария Банделло, современнику Леонардо, мы знаем всё о том, как Леонардо писал свою знаменитую работу. Банделло в тот период как раз находился в Милане, а посмотреть на то, как мастер создаёт свой шедевр мог абсолютно каждый в реальном времени, зайдя в Трапезную церкви Санта Мария делле Грацие.

По впечатлениям писателя, работы походили скорее на праздник, чем на строительство. Банделло оставил об этом событии весьма тщательное описание, своего рода хронику, помогающую воссоздать весь творческий процесс художника. Например, он пишет, что Леонардо любил, когда, заходя в церковь, люди смотрели на его работу и оставляли свои комментарии, к которым он всегда прислушивался. Он пишет, что часто Леонардо приходил чуть свет, взбирался на леса и начинал работать целый день, до позднего вечера, не прерываясь даже на обед и не выпуская ни на минуты кисти из рук, вовлечённый полностью в процесс. А в другие дни он мог не подходить к работе по 2, 3, 4 дня, мог просто ходить вокруг неё часами и всматриваться. Мог стремглав лететь в церковь, в каком-то порыве, а взяв кисть сделать два мазка и остановиться.

Гений Леонардо был анархическим. Он шёл на поводу у своего вдохновения и не подчинялся никаким законам техники. Он работал исключительно когда у него было желание, нарушая все временные нормы фресковой живописи. Именно поэтому он создал шедевр, который дошёл до нас полуразрушенным, но и именно благодаря этому его «Тайная Вечеря» стала шедевром.

Что изображено на «Тайной вечере» Леонардо да Винчи на самом деле?

Канадский писатель Росс Кинг ( Ross King , р. 1962), живущий сейчас в Великобритании , сделал имя на книгах , объясняющих отдельные шедевры или события в истории искусства. В его библиографии — издания о флорентийской живописи , о Микеланджело , расписывающем потолок Сикстинской капеллы , о рождении импрессионизма.

Цветная революция да Винчи

Специфика нанесения красок на свежую штукатурку при создании фресок связывала художников по рукам. Они могли использовать лишь те пигменты , что выдерживали влияние известковой штукатурки. И это были не самые яркие оттенки — например , умбры или охры. Леонардо не желал мириться с ограничениями , ему во что бы то ни стало хотелось добиться яркости , которую давали минеральные пигменты , не способные противостоять извести: ультрамарин , азурит и киноварь.

Эксперименты с составом красок для « Тайной вечери», по сути , стали началом конца настенной росписи да Винчи. Но это широко известный факт ( о том , как фреска

10 СКРЫТЫХ ДЕТАЛЕЙ НА ЗНАМЕНИТЫХ КАРТИНАХ

Любопытнее то , что в поисках способа сделать цвета максимально яркими художнику удалось открыть закон дополнительных цветов. За несколько столетий до того , как в 1839 году француз Мишель-Эжен Шеврёль изобрел цветовой круг , на примере которого изучают азы рисования , Леонардо рассуждал о том , как насыщенность тех или иных оттенков меняется в зависимости от расположенных рядом с ними цветов.

Да Винчи писал , что особенно ярко выглядят цвета , «окруженные своими прямыми противоположностями». Так , согласно его теории , красный выигрывает в соседстве с желтым или белым , но никак не фиолетовым. Более того , его можно в некотором роде считать предтечей импрессионизма благодаря утверждению: «Поверхность всякого теневого тела причастна цвету противолежащего ему предмета» .

То , что тени не черные и не серые , но приобретают оттенки в зависимости от разных условий — революционная по тем временам мысль , недоступная пониманию современников. Но Леонардо пошел еще дальше , разработав состав для изображения синей тени: смесь шеллака ( смолы оранжевых оттенков , выделяемой самками некоторых насекомых-червецов) и яри-медянки — сине-зеленых кристаллов ацетата меди. Присутствуют цветные « импрессионистские» тени и на «Тайной вечере».

Не всякое сечение – золотое

Часто исследователи пытаются объяснить гармонию пространства и композиционных решений на работах да Винчи применением принципа золотого сечения , или , как его еще называют , «божественной пропорции». Одним из доказательств считают то , что художник был в дружеских отношениях с математиком-францисканцем Лукой Пачоли , автором трактата « О божественной пропорции». К тому же Леонардо нарисовал иллюстрации к этой работе своего товарища.

Только вот написание « Тайной вечери» было окончено за 10 лет до того , как он работал над ними. Да и сам Пачоли нигде не упоминал о том , что золотое сечение — ключ к безотказно работающему приему композиционного построения для произведений искусства. Кроме того , в многочисленных заметках да Винчи полностью отсутствует всякое упоминание о божественной пропорции. Разве не упомянул бы он о ней хотя бы раз , рассуждая о пропорциях в своем « Трактате о живописи», если бы он действительно усматривал в золотом сечении формулу идеальной композиции?

Музыкальная гармония «Тайной вечери»

Итак , Леонардо да Винчи не был приверженцем теории « божественной пропорции». Но все же пространство « Тайной вечери» подчиняется определенной закономерности. Создание музыкальных инструментов было одним из многочисленных увлечений художника , и он верил , что принципы музыкальной гармонии можно воплотить и в архитектуре.

В этом первопроходцем он не был: еще Пифагор выдвигал подобные идеи. Не чужды были они и кумиру да Винчи , итальянскому ученому-гуманисту Леону Баттиста Альберти , считавшему , что музыкальные гармонии «способны заполнить взгляд и разум несказанным восторгом» и деятелям искусства стоит воспользоваться ими в своих работах. Более того , надгробный памятник Козимо Медичи авторства Верроккьо, одного из учителей Леонардо , создан в соответствии с музыкальным ладом.

Секреты «Тайной вечери» Леонардо да Винчи

Надгробная плита над могилой Козимо Медичи , авторства Верроккьо , 1465 г. Церковь Сан Лоренцо , Флоренция. Ее симметричные геометрические формы воспроизводят музыкальные созвучия. Фото: liveinternet.ru

На одном из набросков к «Тайной вечере» записаны в столбик несколько чисел: -6.3−6-4 = 32. Росс Кинг считает , что эти расчеты указывают на планы Леонардо рассчитать параметры пространства картины по принципам музыкальной гармонии. Дело в том , что ноты и тональные интервалы можно передавать числами , исходя из того , как будет меняться высота звука в зависимости от длины струны , например. Если разрезать струну пополам , то ее звучание изменится на октаву , поэтому октаву можно обозначить соотношением 1:2. Две трети от целой струны дадут интервал в пятую долю ( 2:3), а три четверти струны — четвертую долю ( 3:4).

Предположительно , числа на эскизе да Винчи отображают соотношение между четвертой и пятой частями октавы ( 3:4:6), октавой ( 3:6) и пятой частью ( 4:6). Если стену трапезной в пространстве « Тайной вечери» разделить на 12 частей , то потолок на первом плане содержит шесть таких отрезков , что дает соотношение 1:2 ( октава). Дальняя стена содержит 4 таких части , а ширина между центрами боковых окон — 3. Таким образом , получается пропорция 12:6:4:3 — такое же соотношение , как между шпалерами на стене. Возможно , Леонардо действительно пытался превратить ноты в музыку , которую можно увидеть.

Был ли Леонардо да Винчи еретиком?

Художник , кажется , был идеальной мишенью для всевозможных теорий заговоров. Действительно , круг его интересов был настолько широк , что не только для среднестатистического жителя средневековой Европы , но и современников более просвещенных эпох такой тяготеющий к знаниям и вечно озабоченный различными опытами эксцентрик затягивал если не на дьяволопоклонника , то на алхимика или как минимум еретика.

На самом деле с религией у Леонардо все обстояло гораздо сложнее. Обладая привычкой не принимать на веру буквально ничего , он подвергал пристальному изучению все , что попадало в его поле зрения. Приступив к работе над « Тайной вечерей», он приобрел и начал тщательно штудировать Священное писание. Об этом свидетельствуют его заметки , сделанные по ходу чтения Библии , где он задается вопросами вроде: могли ли сорок дней и сорок ночей проливных дождей полностью покрыть поверхность Земли до того уровня , на котором находят ракушки , и если да , куда потом ушла вода , и так далее.

В попытках ответить на свои вопросы да Винчи заходит в тупик: «Здесь естественные причины отсутствуют , потому необходимо для разрешения таких сомнений призвать на помощь чудо» . И это не единственный случай , когда результатом научных изысканий художника становилось убеждение в том , что к мирозданию причастны высшие , непостижимые эмпирическим путем , силы.

Тайная Вечеря — шокирующее послание да Винчи. читает Викрам

Славой еретика Леонардо обязан Вазари, который в первом издании своих « Жизнеописаний» 1550 года представил живописца чудаковатым безбожником , не чуравшимся еретических рассуждении. Но 18 лет спустя , во втором издании своего бессмертного хита , Вазари не только благополучно « забывает» о ереси да Винчи , но вносит существенное дополнение о том , что «чувствуя приближение смерти , стал усердно изучать все , что касалось религии , истинной и святой христианской веры» .

Возможно , такая резкая смена позиции была связана со знакомством Вазари с Франческо Мельци в 1566 году. Любимый ученик и главный наследник художника познакомился с Леонардо еще в детстве и был близок с ним до самой смерти. Видимо , ему удалось развеять заблуждения составителя летописи Ренессанса. И , хотя « ложечки нашлись», осадочек остался , и репутация еретика прочно закрепилась за да Винчи на долгие века.

Верующий антиклерикал

Согласно да Винчи , тело человека можно расчленить , а вот душу — нельзя , как невозможно постичь чудеса силой одного ума. Да-да , один из наиболее ученых художников своего времени верил в иррациональное , и даже считал , что наука — один из путей созерцания и понимания сущности Творца. Защищая своих коллег-живописцев , которые работали в церковные праздники вопреки уставу , он писал: «Подлинное понимание всех форм , какие есть в творениях Природы , есть способ постичь суть создателя всех этих удивительных вещей и способ возлюбить столь великого изобретателя» .

В то же время Леонардо не было чуждо неприятие института Церкви в том виде , с которым ему приходилось сталкиваться , и он предавал едкой критике как отдельных ее представителей , так и целые сословия. В записях художника встречается резкое высказывание «фарисеи — сиречь святые отцы» , то есть обвинение священнослужителей в лицемерии. Сюда же можно отнести его загадку о людях , которые живут в богатстве и помпезных зданиях , доказывая , что «это есть средство подружиться с Богом» .

Но , будучи человеком здравомыслящим , да Винчи не был склонен стричь всех под одну гребенку и встречать людей по одежке. При всем его скепсисе в отношении монашеских орденов , он водил дружбу с отдельными их представителями. Например , с ученым монахом ордена францисканцев Лукой Пачоли , как уже упоминалось выше.

Разгадка кода да Винчи

Все эти факторы , видимо , стали причиной того , что уже в наше время художнику стали приписывать самую несусветную ересь: начиная от участия в тайном ордене , что хранит сверхсекретные знания о потомках Христа , и заканчивая появлением на «Тайной вечере» Марии Магдалины вместо одного из апостолов.

Принадлежность художника к великим магистрам призрачного приората Сиона — тайного общества , якобы созданного в Иерусалиме в 11 веке с целью хранения и передачи доказательств рождения ребенка у Марии Магдалины и Христа — была опровергнута в судебном порядке. Согласно этой теории прямые потомки Спасителя стали основоположниками царственной династии Меровингов , с 5 по 8 века правившей государством , расположенным на территории современной Франции и части Германии.

На самом деле возраст этой легенды — чуть более полувека: таинственный Приорат был изобретен в 1950-е годы Пьером Плантаром , который считал себя последним из династии Меровингов ( и прямым потомком Христа соответственно). В чем он и вынужден был признаться в 1993 году на заседании французского суда.

Выдумщик , по которому горькими слезами плакала палата с соседями вроде Наполеона Бонапарта , фальсифицировал список великих магистров тайного ордена , куда вместе с Леонардо да Винчи вписал еще Исаака Ньютона и Виктора Гюго , а потом подбросил « документ» в Национальную французскую библиотеку. Ну , а писатель Дэн Браун воспользовался неуемной фантазией мошенника и состряпал крепкий бестселлер , принесший ему не один миллион вполне реальных американских денег.

Кто все-таки сидит рядом с Христом на «Тайной вечере» да Винчи?

В те времена присутствие Марии Магдалины в этой сцене никого не могло удивить , так как в Средние века ее почитали наравне с другими апостолами. Радикально заблуждался Дэн Браун и приписывая одному из своих персонажей реплику: «Леонардо был достаточно мастеровит , чтобы отобразить разницу между полами». Точнее , художник , безусловно , был способен отобразить эту разницу , только вот не всегда хотел.

Напротив , гораздо больше ему по душе было изображать андрогинных персонажей , которых легко отнести и к женскому , и мужскому полу. В этом контексте можно вспомнить юного ангела на картине « Мадонна в скалах» и еще одного Иоанна — Крестителя. Некоторые исследователи ( например , искусствовед Сильвано Винчети , обнаруживший в 2022 году останки Караваджо) выдвигали предположения , что даже признанный во всем мире идеал женственности — Мону Лизу — Леонардо писал со своего юного фаворита Салаи.

При желании , можно заметить сходство Джоконды и Давинчевского Иоанна Крестителя ( читайте аннотацию к картине, чтобы узнать , что Салаи послужил и ему моделью) с Апостолом Иоанном из «Тайной Вечери». Всех их объединяет загадочная улыбка , которая была не так давно расшифрована немецкими учеными.

Леонардо не был революционером , придавая женственные черты образу Иоанна Богослова. Так как он считался самым молодым среди апостолов , его нередко изображали как нежного , гладколицего и женоподобного юношу. Поэтому версия апостола Иоанна Да Винчи не выходила за рамки установленного образца портретируемого и не вызывала удивления у современников.

Что едят апостолы на «Тайной вечере» Леонардо?

Да Винчи был по сути первым , кто « закатил пир», изображая известную евангельскую сцену. Чаще всего последнюю трапезу Христа живописали аскетичной , тем более что первоисточник не дает особых подробностей касательно набора яств. Вопреки предшественникам , помещавшим на картину главным образом необходимые для причастия хлеб и вино ( в лучшем случае прибавляя к ним маленького ягненка), Леонардо накрыл целую поляну.

Одно из трех больших общих блюд в центре стола уже стоит пустым , за исключением ломтика фрукта ( возможно , граната) на краю. Зато перед апостолом Андреем стоит блюдо , наполненное рыбинами. Появление рыбы не так неожиданно , поскольку она неоднократно упоминается в Евангелии , да и некоторые из апостолов сами трудились рыбаками до того , как их призвал Христос. К тому же рыба — один из древних символов самого Христа. По-гречески первые буквы слов Jesus Christos Theou Uios Soter ( Иисус Христос — Божий Сын Спаситель) составляют слово ichthus — «рыба».

Последняя реставрация позволила разглядеть еще одно блюдо: нарезанного кусками угря , поданного с ломтиками апельсина. Во время написания « Тайной вечери» подобное лакомство могло украсить стол в самых знатных домах , и Росс Кинг выдвигает две версии , почему художник мог поместить столь нетрадиционное для сюжета Тайной вечери блюдо.

Согласно одной из них , поскольку картина была частью тщеславного плана Лодовико Сфорца , то , возможно , Леонардо хотел отобразить роскошные хлебосольные приемы своего покровителя. А второе предположение ссылается на рассказ писателя 15 века Джентиле Сермини , где именно блюдо из угрей с апельсинами выступает символом чревоугодия. В произведении высмеивается священник , который спешит поскорее окончить богослужение , чтобы попасть домой к ужину и отведать угря , приготовленного по особому рецепту.

Тайна Пасхальной Вечери

Антиклерикальный дух рассказа был близок взглядам Леонардо. Но , с другой стороны , он написал изысканные яства на стене трапезной монастыря , члены ордена которого большую часть года могли принимать лишь хлеб и воду , а в остальное время — максимально простые блюда. Так что вполне возможно , что да Винчи все-таки не ставил цель издеваться над голодающей братией.

ЛЕОНАРДО да ВИНЧИ. «Тайная вечеря». Библейский сюжет

Немая сцена: причастие или предательство?

Двумя ключевыми моментами последней трапезы Христа , согласно Евангелию , были установление Таинства причастия и весть о том , что один из учеников предал Его. Долгое время была популярной теория , что Леонардо сосредоточился сугубо на эмоциональных реакциях апостолов в ответ на сообщение о предательстве. В этом был убежден и Гёте , такой трактовки придерживалось и большинство американских искусствоведов прошлого века.

Удивительные факты о самой загадочной работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Гёте не причислял себя к христианам , а в художественных школах США в ХХ столетии считалось прогрессивным отбрасывать религиозную составляющую картины Леонардо и относить его к «самым глубоко мыслящим ученым» своего времени ( хотя одно другому не мешает , если вспомнить рассуждения художника о роли Творца в создании человеческого тела). Но усилиями американских же исследователей этот односторонний взгляд начал постепенно пересматриваться.

Вслед за Лео Стейнбергом , посвятившему обширную статью разбору аргументов в пользу сакрального компонента « Тайной вечери» да Винчи , эту теорию поддержал его соотечественник Хорст Янсон , автор известного учебника « История искусств: Обзор изобразительного искусства от начала времен до наших дней». Он заметил , что внимание да Винчи занимала не только психологическая драма , а жесты Христа , которым художник уделял самое пристальное внимание , свидетельствуют об одновременном установлении им обряда причастия.

Леонардо был настолько озабочен точным отображением своего замысла , что для рук Христа он подыскивал отдельную модель. «Алессандро Кариссими да Парма — рука Христа» — значится в одной из его записных книжек. Никто прежде не был так озабочен жестами как средством выражения: среди эскизов его « Поклонения волхвов» есть два листа , исписанные всевозможными положениями рук в разных ракурсах. Помимо прочего , неспроста руки Христа являются центром композиции , образуя равносторонний треугольник в самом центре росписи.

Тайная вечеря (Леонардо да Винчи)

«Та́йная ве́черя» (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena) — фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Тайна Кода Да Винчи Что зашифровано в Тайной Вечери? Секреты Ватикана Документальные фильмы 2016 HD

Содержание

Общие сведения

Размеры изображения — примерно 450×870 см, оно находится в трапезной монастыря, на задней стене. Тема является традиционной для такого рода помещений. Противоположная стена трапезной покрыта фреской другого мастера; к ней приложил свою руку и Леонардо.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над фреской, образованные потолком с тремя арками. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами. Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена» [1] .

Известно о существовании трех ранних копий фрески, предположительно авторства помощника Леонардо.

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Техника

Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Фреску нельзя изменять во время работы, и Леонардо решил покрыть каменную стену слоем смолы, гипса и мастики, а затем писать по этому слою темперой. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.

Изображенные фигуры

Апостолы изображены группами по три человека, расположенными вокруг сидящей в центре фигуры Христа. Группы апостолов, слева направо:

В XIX веке были найдены записные книжки Леонардо да Винчи с именами апостолов; до этого с уверенностью идентифицировали только Иуду, Петра, Иоанна и Христа.

Анализ картины

Считается, что на фреске изображен момент, когда Иисус произносит слова о том, что один из апостолов предаст его («и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» [2] ), и реакция каждого из них.

Как и на других изображениях тайной вечери того времени, Леонардо располагает сидящих за столом на одной его стороне, чтобы зритель видел их лица. Большинство предыдущих произведений на эту тему исключали Иуду, помещая его одного за часть стола, противоположную той, за которой сидели остальные одиннадцать апостолов и Иисус, или изображая с нимбом всех апостолов, кроме Иуды. Иуда сжимает в руке небольшой мешочек, возможно, обозначающий серебро, полученное им за предательство Иисуса, или являющийся намеком на его роль среди двенадцати апостолов в качестве казначея. Он единственный поставил локоть на стол. Нож в руке Петра, указывающий в сторону от Христа, возможно, отсылает зрителя к сцене в Гефсиманском саду во время задержания Христа.

Жест Иисуса может интерпретироваться двояко. Согласно Библии, Иисус предсказывает, что его предатель протянет руку к еде одновременно с ним. [3] Иуда тянется к блюду, не замечая, что Иисус тоже протягивает к нему правую руку. В то же время Иисус указывает на хлеб и вино, что символизирует безгрешное тело и пролитую кровь соответственно.

Фигура Иисуса расположена и освещена так, что внимание зрителя обращено, прежде всего, на него. Голова Иисуса находится в исчезающей точке для всех линий перспективы.

Роспись содержит неоднократные отсылки к числу три:

  • апостолы сидят группами по три человека;
  • позади Иисуса — три окна;
  • контуры фигуры Христа напоминают треугольник.

Свет, освещающий всю сцену, исходит не из нарисованных сзади окон, а идет слева, как и настоящий свет из окна на левой стене.

Во многих местах картины проходит золотое сечение, например там, где Иисус и находящийся справа от него Иоанн положили руки, полотно разделяется в этом соотношении.

Повреждения и реставрации

Уже в 1517 году краска росписи начала отслаиваться из-за влаги. В 1556 году биограф Леонардо Вазари описал роспись как сильно разрушенную и настолько испортившуюся, что фигуры почти невозможно было узнать. В 1652 году через роспись был проделан дверной проем, позднее заложенный кирпичом; его видно до сих пор в середине основания росписи. Ранние копии дают основания считать, что ступни Иисуса были в положении, символизировавшем предстоящее распятие. В 1668 году над росписью с целью защиты повесили занавесь; вместо этого она перекрывала испарение влаги с поверхности, и, когда занавесь откидывали, она царапала отшелушивающуюся краску.

Первая реставрация была предпринята в 1726 году Микеланджело Белотти, который заполнил недостающие места масляной краской, а затем покрыл фреску лаком. Надолго этой реставрации не хватило, и другая была предпринята в 1770 году Джузеппе Мацца. Мацца счистил работу Белотти, а затем основательно переписал роспись: он переписал все лица, кроме трех, а затем вынужден был остановить работу из-за возмущения общественности. В 1796 году французские войска использовали трапезную как оружейный склад; они бросали камни в роспись и забирались на лестницы, чтобы выцарапать апостолам глаза. Затем трапезная использовалась как тюрьма. В 1821 Стефано Барецци, известный своим умением чрезвычайно аккуратно удалять фрески со стен, был приглашен для того, чтобы перенести роспись в более безопасное место; он серьёзно повредил центральную секцию, прежде чем осознал, что работа Леонардо не является фреской. Барецци предпринял попытку клеем прикрепить обратно поврежденные участки. С 1901 до 1908 Луиджи Кавенаги было впервые проведено тщательное исследование структуры росписи, а затем Кавенаги приступил к её расчистке. В 1924 году Оресте Сильвестри осуществил дальнейшую расчистку и стабилизировал некоторые части штукатуркой.

Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря»

Во время Второй мировой войны, 15 августа 1943 года, трапезная подверглась бомбежке. Мешки с песком предотвратили попадание осколков бомбы в роспись, но вредное воздействие могла оказать вибрация.

В 1951—1954 годах Мауро Пелличоли выполнил ещё одну реставрацию с расчисткой и стабилизацией.

Основная реставрация

В 1970-е фреска выглядела сильно разрушенной. С 1978 по 1999 годы под руководством Пинин Брамбилла Барсилон осуществлялся масштабный проект реставрации, целью которого была постоянная стабилизация росписи и избавление от вреда, причиненного грязью, загрязнением и неправильными реставрациями XVIII и XIX веков. Поскольку перемещение росписи в более спокойную среду представлялось непрактичным, в такую среду, запечатанную, с контролируемым климатическим режимом, была превращена сама трапезная, для чего пришлось замуровать окна. Затем для определения первоначальной формы росписи было выполнено подробное исследование с использованием инфракрасной рефлектоскопии и исследований образцов керна, а также первоначальных картонов из Королевской библиотеки Виндзорского замка. Некоторые области посчитали не подлежащими восстановлению. Их написали заново акварелью приглушенных цветов, чтобы показать, не отвлекая внимание зрителя, что они не являются оригинальной работой.

Реставрация заняла 21 год. 28 мая 1999 года роспись была открыта для просмотра. Посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести там только 15 минут. Когда фреска была торжественно открыта, поднялись жаркие споры по поводу сильного изменения цветов, тонов и даже овалов лиц у нескольких фигур. Джеймс Бек, профессор истории искусств в Колумбийском университете и основатель ArtWatch International, особенно строго оценил работу.

Добавить комментарий