Как преодолеть творческий кризис мой опыт

Как преодолеть творческий кризис: мой опыт

Вдохновение и творческий кризис всегда рядом, но все же между ними есть разница.

Вдохновение , на мой взгляд, – это настроение, душевный подъем, это особое состояние «легкости» творчества, когда все удается – и сложные вещи тоже. Творческий кризис – это как раз потеря озарения, догадки, идей.

Писательский кризис чаще всего связывают с отсутствием идей. Мне кажется, это не совсем так. Вернее, это одна из причин, но есть и другие. К примеру:

– идеи есть, а вот умения их воплотить – нет;

– чувство неудовлетворения от собственных результатов;

– опустошенность после завершения большой работы;

– невозможность ориентироваться в потоках информации тоже может вызвать кризис;

– неудовлетворение от переноса того, что в голове, на бумагу (файл) – так называемая «немота»;

– ощущение, что все уже написано, сказано;

– отсутствие читателей и ощущение ненужности творчества и т.д.

Причин много, и у каждого писателя они свои.

Я попробовал собрать способы и приемы выхода из творческого тупика, озвученные в сети (как и в случае с вдохновением). Заметил, что, часто и для возврата вдохновения, и для выхода из творческого кризиса, предлагаются одни и те же способы. Потому я их рассортировал и выделил те, которые необходимы (или называются необходимыми) для преодоления творческого кризиса.

И снова мы с Тином проводили эксперименты на себе и пришли к выводу, что способов много, но выбор их в большей степени индивидуален, чем выбор при возврате вдохновения.

Посмотрите таблицу, а как с ней работать, чтобы и вам она принесла пользу, вы уже знаете .

Способы и приемы Плюсы Минусы Мои комментарии Комментарии Тина
Возвращение идей
Медитация 15 минут в день расслабления и якобы «недумания» отвлекают от размышлений, выводят из тупика, возвращают силы, энергию, появляются новые идеи и вдохновение Речь не идет о сне Не знаю, нужно попробовать… Если я найду эти самые 15 минут))) Не умею) Мне кажется, сразу усну
Переключитесь на раздумья о будущем Способ помогает на время забыть о проблеме, о задаче, которая не поддается решению, а позитивные картины будущего дают отдых и новые решения Размышления об апокалипсисе не способствуют вдохновению Хм… одни фантазии заменяются другими. Да, это помогает Я часто думаю о нём, но зависимости от вдохновения не замечал)
Переключитесь на воспоминания Аналогично, приятные воспоминания возвращают силы и энергию, в них же можно найти решение задач Трудно иногда отделить хорошие и плохие воспоминания Трудно сказать, наверное, этот способ не для меня. Во всяком случае, я его не связываю с преодолением творческого кризиса Точно так же. Из прошлого можно утянуть ощущения, но это лишь детали, когда вдохновение уже есть. Зависимости вдохновения от приятных или страшных воспоминаний не замечал
Пробуйте что-то новое Любое творчество требует новизны, стоит ее поискать, и тогда вы получите новые идеи Способ труден, когда вы, к примеру, уже обдумали сюжетный ход рассказа Это хорошо, когда что-то начинаешь, а когда «скелет» сделан, новое может увести в сторону. Отсюда ведь желание авторов запихать в рассказ все, что он видел и знает с момента рождения Новые идеи и жанры – вот как конкурсные – в сочетании с установкой – вдохновляют. Вернее, служат направляющими, по которым будет расти цветок рассказа. Почему бы не вырастить?)))
Наблюдения Наблюдение за миром, за людьми, за ситуациями и действиями рождает определенные рефлексы и новые мысли Не все умеют правильно наблюдать Это я люблю, приходится иногда мысли записывать на чем попало))) Наблюдения дают замечательный материал для отдельных сценок. И могут подопнуть вдохновение, особенно когда «мысля пошла»
Эксперименты Если рассказ не пишется, а идея есть – экспериментируйте с сюжетом, с набором героев, как с кубиками, изменяйте, меняйте местами, введите в рассказ то, что вам раньше казалось немыслимым и т.д. В результате в процессе таких изменений появятся новые идеи Или уничтожат рассказ Я часто так делаю))) Помогает Это сложно, но вдохновляет)
Саморазвитие Учитесь, познавайте, развивайтесь, осваивайте новое, исследуйте – развитие является основой творчества. Иначе – никак Можно увлечься чем-то другим и бросить, к примеру, писательство. Важны цели Я жадный в этом отношении, хватаю все, и все использую потом Обязательно. Когда изучаешь предмет, который описываешь – вдохновляешься ого-го, вплоть до изменения сюжета
Размышляй Творческая задача требует размышлений. Они уведут вас от шаблонов и стереотипов Шаблоны и стереотипы – не всегда вред Ну куда ж без этого?))) Дык это обязательно. Ещё скажите «не забывай дышать»
Собирай Собирайте свои идеи, впечатления, ощущения… Записывайте, консервируйте, сохраняйте черновики – это все может однажды пригодиться. А в период кризиса возврат к старой вещи может быть способом его преодоления Не забудьте про порядок, архив – это не хаос Согласен на 100 % Это, скорее, привычка, чем метод вдохновения)
Интеллектуальные игры
Свободные ассоциации Откройте словарь на любом слове и запишите все связанные с ним мысли, которые возникнут в вашей голове. Или загадайте два случайных числа, соответствующие номеру страницы и строке, затем откройте и найдите соответствующее место в книге. Или попросите кого-то дать вам ассоциацию, поработайте с ней. В результате – масса новых идей Помните о случайности Интересно, да, вот иногда разговор в нашем чате дает толчок что-то написать У меня, к несчастью, их слишком много, и потому статистически использую редко. Большинство идей гаснет за отсутствием времени на воплощение
Свободное письмо Фрирайтинг : вы должны в течение небольшого отрезка времени, допустим, 10 минут, без пауз и обдумывания писать все, что только придет вам в голову. Иногда получается очень интересно Потом придется дорабатывать «что вижу, то и пою» Редко так пишу, очень. Чаще – стихи Раньше писал) Сейчас – редко, стараюсь «уложить» свободные размышления в рамки «долгов», например, в заметки или отчёты
Найди свою игру Интеллектуальных игр – много. Найдите те, которые вам интересны, и которые лично вас выводят из кризиса Никогда специально не искал, но, думаю, в этом есть смысл Не представляю)
Наши привычки и требования
Не ожидайте совершенства Довести все до совершенства – это хорошо, но бесконечно этого делать нельзя Помните о перфекционизме Ну… я очень требовательный к себе человек. Иногда это мешает))) Знаю, что совершенство – недостижимо, да и не абстрактно. Но именно работа над несовершенством даёт очень сильный творческий импульс
Не ждите Музу (вдохновения) Начинайте творить, не дожидаясь вдохновения. Ремесло и творчество, словно братья. Там где один, там и другой Трудно иногда понять – переросло ли ремесло в творчество Мне лично это помогает Ждать – не наш метод, жизнь коротка
Наше время
Творческие предложения Будьте активными, соглашайтесь на все творческие предложения, конкурсы, проекты – это дает новый опыт, знания и возможности На это нужно время Я хочу! Было бы еще побольше времени Люблю) Но не люблю участвовать в чём-то, что зависит от чужого вдохновения, если с ним проблемы)
Распределите время Иногда множество ваших идей мешает сосредоточиться на чем-то одном. Расставляйте приоритеты и распределите время Трудно иногда расставить приоритеты, обозначить цели Хороший совет, но не всегда ему следую, могу и увлечься чем-то другим Жизнь – непредсказуемая штука. Я бы заменил на «используйте время»
Не тратьте время на соцсети, почту, блуждание по сайтам и прочее Это отвлекает и забирает ваше время Угроза одиночества Странный совет, мир уже не существует без этого Да ну, ерунда. Выходить на улицу или гулять по сайтам – это хорошо, если в меру). И на вдохновение влияет позитивно, если влияет
Активизация творчества
Разделяй Отвлекись от глобальной творческой задачи, разбей ее на маленькие части, работай с ними последовательно, а потом собери обратно в одно целое, это помогает преодолеть кризис Избегай хаоса Пользуюсь иногда, особенно если это роман, скажем, или статья Это, скорее, метод, а не причина активизации. Работа логическими блоками организовывает
Визуализация Визуализация мыслей сразу их оживляет, вспомните черновики классиков, рисунки на полях Нужно вовремя остановиться Да, мне это помогает. Я очень люблю книги, в которых есть иллюстрации Люблю) Очень люблю рисовать картинки к тому, что пишу. Есть работы, которые вдохновляют самой атмосферой – что хочется бросить всё и бежать-писать
Найди причину ступора, тупика Если ты застрял – это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Отыскать ее – значит найти выход из тупика Иногда это трудно сделать самостоятельно Согласен, у всего есть причина, если ты ее понимаешь, то можешь устранить Ну нашёл. И что?)) Обычно это – внешние проблемы. Осознание их – не секрет и не решение
Сделай решение легким Иногда само решение задачи понятно автору, но оказывается очень тяжелым в исполнении. Отсюда остановка. Постарайтесь найти легкое решение творческой задачи или отложите на время Легкость – не всегда на пользу произведению, его смыслу Вот не знаю, я люблю сложные задачи, как раз они помогают преодолевать творческий кризис Неинтересно. Просто так съехать на санках – не так интересно, как на бобслее и не даёт такого кайфа и импульса повторить
Помни о читателе Целевая аудитория – это важно. Автор должен понимать, для кого он пишет. Эта направленность помогает сконцентрироваться на смысле произведения и на адресате, создает мотив для творчества Вечный вопрос: кто за кем идет? Иногда думаю))) Читатель – стимул писать «под него». В принципе, иногда помогает)
Творческая паника Творческая паника заставляет хвататься за все сразу, в итоге до конца не доводится ничего. Используйте все перечисленные способы, чтобы ее не допустить Эмоции иногда не поддаются Опять же, не знаю, не помню такого Паника? Не понимаю
Рутинная работа Редактирование, корректирование, чтение вслух, правки разного рода – все это рутинная работа, которую можно делать в период кризиса, и которая помогает его преодолевать Ее все равно нужно делать А я люблю эту работу и тоже считаю творческой Рутинной работой можно увлечься и перепахать горы. Она может увлечь сильно, и если это – писательство, то, наверное, тоже
Принцип «первой фразы» Никогда не зацикливайтесь на начале. Иначе – тупик. Пишите сразу черновик и ничего не правьте до поры, до времени Все же этому есть предел Конечно, всегда есть возможность вернуться к началу. Но обычно мой черновик не очень длинный, потому что меня в конце концов начинает раздражать неправленый текст. Однако способ быстрого письма очень хорош Нет, при письме оставляю «маркеры», где меня не устраивает текст. И, пока пишу, «вторым слоем» додумываю эти места и возвращаюсь. Игнорировать второй слой – почти насилие, зачем?

Поразмышляв и заполнив таблицу, мы с Тином пришли к выводу, что преодолеть творческий кризис чаще всего помогают вполне простые вещи:

1. Наблюдения

2. Эксперименты

3. Саморазвитие

4. Визуализация

5. Рутинная повседневная работа

КАК Я ПРОЖИВАЛА ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС

Интересно, ваше мнение совпадает с нашим?

Как просто преодолеть творческий кризис?

Есть хорошее слово «пахать». Пахать – в любом случае. Работать и понимать, что творческий труд тебе самому нужен…

И вот смотрел я все эти собранные способы и приемы, думал, и чего-то мне не хватало. Хотелось бы сказать еще вот о чем: на мой взгляд, есть вещи, которые в многочисленных статьях о вдохновении, творческом тупике или не называются, или не объясняются.

Важная вещь – это эмоциональная среда автора .

Представьте, писатель пишет роман. Он вживается в судьбу героев и раз за разом переживает определенное эмоциональное состояние. Как и актеру на сцене, ему бывает очень сложно переключить его на другое, но актер этому – учится!

Нам часто снятся сцены из будущего романа или рассказа, мы все время думаем об этом, мы огорчаемся или любим вместе со своими героями.

Выйти из этого состояния – нужно уметь. А это не так-то просто.

Многие авторы после завершения очередного произведения чувствуют опустошенность. Вот эту пустоту хорошо бы заполнить новыми впечатлениями, идеями, даже проблемами.

Иногда помогает прием «кино» , когда автор как бы мысленно монтирует фильм, смешивая разные сцены будущего рассказа и не позволяя себе крепко погрузится в эмоции одной сцены.

Творческое развлечение – тоже неплохой выход их кризиса. Когда автор так и эдак, словно карты, тасует поступки своих героев – это помогает ему обрести новые идеи.

Однако многие не умеют остановиться, пишут серии, не понимая, что все уже – конец.

И тут нужны новые эмоции и длительный отдых, возможно, с переключением на что-то другое. Известно же, что Л. Толстой, «отдыхая» от «Войны и мира», учил и выучил некоторые языки.

Поиск и устранение причины.

Важно, на мой взгляд, найти, точно установить причину потери вдохновения и творческого кризиса. А причины бывают разные.

Внешние причины обнаружить довольно легко: это и неприятности на работе, в институте, нахамивший продавец или водитель автобуса, усталость, проблемы в семье, бытовые трудности, отсутствие необходимых ресурсов для творчества и т.д.

Лично мне трудно творить, если я, скажем, поссорился с кем-то. А однажды я обнаружил причину кризиса в – не поверите – сломанном чайнике. Реально: я не мог писать нормально, все время отвлекаясь на кипячение воды в кастрюльке. И серьезное, и смешное может быть причиной.

Все эти причины бывают не только негативными. Вполне позитивные вещи тоже могут выбить вас из творческой колеи. К примеру, если у меня вечером свидание, я думаю о свидании, а не о новой главе романа.

Внутренние причины не так просто бывает обнаружить.

Отсутствие идей – не причина сама по себе. Почему их нет? Вот в чем вопрос.

И тут, если вы поищите причины, иногда происходят очень интересные вещи. К примеру, вы набросали сюжет рассказа, а он не пишется, вы мучаетесь и не понимаете, что ваше внутреннее «Я» изо всех сил сопротивляется тому развитию и действиям героя, которые вы придумали. Или же вам элементарно не хватает опыта, знаний, чтобы развить идеи. А может «разброс» идей не дает вам возможности поставить точку.

Но! Важно не только найти причины, но и устранить их . Иначе ничего не получится. И если для возврата вдохновения нужно будет с кем-то помириться – придется это сделать. И если для новых идей нужно освоить новые знания – придется это сделать.

Больше скажу – даже из состояния горя людей выводило творчество. И я знаю таких, которые написали одну книгу – книгу памяти – но это их самих вернуло к жизни. Что уж тут говорить о сломанном чайнике, сам факт существования которого прямо просится в памфлет?

Как выйти из творческого кризиса. Эмоциональное выгорание блогеров.

Мы же с вами понимаем, что проблемы в нашей жизни существуют всегда: большие или маленькие, трагедийные или не очень, но, так или иначе, нам их приходится решать.

Вот уж поистине «…что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! Я знаю — гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» – писал В. Маяковский.

Что же делать? А вот тут поможет, на мой взгляд, мотивация.

Мотивация как способ преодоления творческого кризиса.

Собственно говоря, мотивация в самом примитивном значении – это понимание того, для чего (или для кого) ты вообще что-то делаешь.

Я категорически не верю писателям, которые утверждают, что им глубоко начихать на мнения читателей и что якобы они пишут исключительно для собственного удовольствия.

Даже если это и так (поверхностно), то мотив творчества все равно будет присутствовать.

Очень часто мотивация появляется спонтанно, из внешней среды .

К примеру, есть люди, которые вас поддерживают. Они ждут вашего творчества, они вас читают, они вас критикуют – в любом случае, они к вам неравнодушны. Таких людей может быть много, а может быть, что это два близких друга или парочка родственников.

Очень сложно что-то писать в полном одиночестве. Наверное, поэтому огромное количество графоманов, найдя двух-трех поклонников своей графомании, держатся за них, как за спасательный круг. И это хорошо. Это вдохновляет. Человек творит – для них. Конечно, желательно при этом не чувствовать себя звездой и учиться. Вспомним знаменитые строчки: «…хвалу и клевету приемли равнодушно…»

Мне в этом отношении повезло: мое творчество поддерживают родные люди, друзья и любимый человек. У меня есть круг читателей, чье мнение мне ценно и которых я уважаю и люблю. Мой любимый человек замирает и практически не дышит, когда я что-то там творю. И это ведь тоже одна из причин теперь уже и любви, а не только творчества.

Как преодолеть творческий кризис

Я глубоко сочувствую тем авторам (особенно начинающим), родные которых восклицают: «Уж лучше бы ты делом занялся!» Ребята, держитесь, есть и другие мотивы творчества.

Во-первых, есть все же читатели, критики, есть сообщества (сайт) .

артблок и творческий кризис

Я думаю, тут не нужно стесняться просить рецензию, на нашем вот сайте можно и рецензию заказать , и напрямую обратиться к инквизитору с просьбой прочитать работу. Бояться этого не нужно, наоборот, ругают вас или хвалят – это сообщество, которое даст вам опыт.

КАК ПОБОРОТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС?? РАССКАЗЫВАЮ!!

Во-вторых, нет мотива – создайте его сами!

Пусть это будет что угодно: от мечтаний, что ваш рассказ о том, как землеройка обрела смысл жизни, получит нобелевскую премию в области литературы до представлений, как его прочитает ваш друг или кто-то на сайте, что вы сами будете счастливы и довольны.

Тут важна степень вашей адекватности и восприятия: не секрет же, что авторы, которые обрели вдруг пару читателей, звездятся так, словно их уже издали миллионным тиражом на Марсе.

Недооценка часто создает условия для творческого кризиса. Однако и переоценка тоже.

Если вы научитесь держаться «золотой середины» – вы продвинетесь ой как далеко.

Про себя скажу – я себя чаще всего недооцениваю, и мне это очень мешает.

В результате пришел я вот к таким выводам:

1. Не бывает универсальных способов, у всех все индивидуально. И тут, как ни странно, нужно вдохновиться, чтобы эти самые собственные способы отыскать и потом их использовать.

2. Элементарная лень и отсутствие ответственности за свое творчество очень часто принимаются за потерю вдохновения и творческий кризис.

3. Неумение искать, отсутствие знаний приводят к вечным риторическим вопросам-всхлипам: как мне вернуть вдохновение или преодолеть кризис?

Как – понятно же. А вот что ты при этом делаешь – никто не видит. Любые действия лучше, чем бездействие.

Это что касается моего личного отношения к подобного рода вопросам.

Добавить комментарий

Уважаемые комментаторы!

Просим придерживаться правил цивилизованного общения, то есть:

Что такое творческий кризис? Рассказывает психолог Матвей Зотов

— не переходить на личности, обсуждать текст и персонажей, а не автора/читателя;

— не изображать из себя «звезду» во избежание конфуза;

— не советовать членам администрации сайта, как им выполнять свою работу;

— отдельно — избегать оскорблять гипотетических читателей, членов администрации, сайт, авторов;

4 способа преодолеть творческий кризис | Логомашина учит

— прислушиваться к словам модератора: он приходит, когда есть весомая причина.

Комментарии

Вот и я добралась до этой статьи, долго не могла откоментировать, в голове роились разные мысли, вопросы. Никак не получалось собрать их в кучу и связно написать отзыв. Что могу сказать? У меня кризисы начинаются с приходом теплого времени года. так уж вышла, что я человек не теплолюбивый и комфортно себя чувствую в относительной прохладе. А когда приходит тепло или жара, начинаю расслабляться и на рабочий лад вообще не выстроиться. В основном летом занимаюсь только правками, практически ничего не пишется. Ну, и далее остановлюсь немного на некоторых пунктах.

Конечно стараюсь заниматься саморазвитием и меньше сидеть в интернете. В последнее время замечаю, что в интернет стараюсь заходить только по двум причинам: узнать погоду, почистить почту от спами, да и всё собственно. Браузер у меня в основном всегда открыт только по одной причине — в том же ВК включаю свой плейлист. А ещё фильмы просматриваю и новинки книжного (последнее лучше б не видела! Честно).
Так же в последнее время стараюсь что-то записывать, ибо держать в голове всю ту кучу информации, различные сцены, которые обязательно должны состояться в работе, становится архитяжко. И теперь пытаюсь сделать хотя бы их наброски на бумаге, таскаю с собой блокнот. Хотя потом может всё измениться и быть написано не так, но чувство, что этот набросок не потеряется в дебрях памяти сильно успокаивает.
насчёт найти свою игру — поскольку я геймер, то игры для меня самый важный источник вдохновения, не знаю, как бы я была без них и вообще смогла бы творить.
А вот не ждать Музу уже научилась давно, она. гадина приходит в самый неподходящий момент. Я её научилась вызывать (ага, как Дьявола))), нахожу композиции, под которые пишу и просто начинаю писать. Пишу от балды, а там, две минуты послушал музыку и всё — дальше идёт как по накатанной. Всё равно потом сидеть и редактировать, так какая разница, что там полно неуклюжих предложений. правда, частенько после правки появляются только новые
В общем, огромное спасибо за интересную статью. Из неё можно многое увидеть, в том числе и посмотреть на творческий кризис, что с ним, в принципе, вполне можно справится.

Я добралась до статьи! Перечитывала несколько раз, искала для себя выход в текущем застое. Перечисленные причины творческого кризиса – вот всё про меня)

АРТБЛОК //Творческий кризис // 4 способа победить нерисуй

Ну и дальше по пунктам)

Медитация. Не умею. Не умею отключаться или успокаиваться.
Переключитесь на раздумья о будущем . То ли я пессимист, то ли ещё какая причина, но размышления о будущем наводят на меня уныние.
Переключитесь на воспоминания. Та же история что и со взглядом в будущее.
Пробуйте что-то новое. Помогает, если это новое получается. В противном случае только усугубляется ситуация.
Наблюдения. Не люблю наблюдать за людьми. За природой, за животными намного приятнее) но всё равно это редко помогает.
Эксперименты. Хм, да есть такое. Например, переосмысление ситуации и дальнейшего сюжета приходит, если взглянуть на неё с другого ракурса, глазами другого героя, например.
Саморазвитие. Оно помогает, находишь интересные лазейки для рассказа, интересные моменты) Но, вот начинаешь вроде читать, допустим, об одежде для героев и тут бац, уже святая инквизиция, дворцовые перевороты… фавор… миньоны?… о.О
Размышляй. Эм… естественно! Как же без этого?
Собирай. Редко что записываю, не привыкла. Больше держу в голове…. И там начинается хаос, а порой и интересные логически нелогичные цепочки, порождающие новые идеи.
Свободные ассоциации. Только недавно попробовала такое. Осталось добиться достойного результата.
Свободное письмо. Тоже недавно такое произошло. Стоял сюжет, долго. И, решив плюнуть на всё и писать, как пишется, дописала главу до финала)
Найди свою игру. Не пробовала
Не ожидайте совершенства. Перфекционизм… пока я не буду довольна результатом, буду страдать, шлифовать и опять страдать.
Не ждите Музу (вдохновения). Бывает, но трудно даётся в таком состоянии. Чаще выходит наоборот муза налетает и пишем рассказ)
Творческие предложения. О даааа, конкурсы. Походу так в последнее время только и выходит творить) и не с целью победить, а именно свои силы попробовать в новом, для собственного саморазвития. Бросаю вызов самой себе.
Распределите время. Бывает, но редко помогает. Скорее под настроение выбираю из текущих рассказов что-то подходящее и работаю над ним. Или идея сама приходит, и тогда пишу что-то новое, пока не отпустило или не покинуло вдохновение.
Не тратьте время на соцсети, почту, блуждание по сайтам и прочее. Безумно отвлекает. В последнее время, если уже пишу, стараюсь абстрагироваться от всего. Выключаю все такие отвлекающие странички, программки и прочее. А то, как по закону подлости, веселуха в чате, пишут в личку или что-то ещё. И Муза обижается.
Разделяй. Составить план и отработать каждую сценку по отдельности – только недавно так начала работать.
Визуализация. Мне помогает. Ищу портреты героев, пейзажи, декорации подходящие и тому подобное. Целые коллекции собраны)
Найди причину ступора, тупика. Это как развязывать запутавшуюся гирлянду новогоднюю. Без этого никуда, хоть и сложно и порою хочется порвать всё! >. Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Как преодолеть ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС художнику ВЫХОД ИЗ ДЕПРЕССИИ

Чем больше читаю твои мысли и твои размышления о вдохновении и о кризисе, тем больше убеждаюсь — дело в нас самих. Эти вот способы преодоления кризиса. это всё некая «точка спокойствия». Что-то, на что мы переключаем мозг, чтобы справиться с ситуацией.

У меня пару раз было так: я вижу у себя в голове картинки, чувствую историю, знаю, что надо написать — а не могу. Предложения выходят кривые и всё не так. Что делать. Отдохнуть. Просто, да, заняться повседневными делами — дома или на работе — переключиться на другое творчество — мне в этом плане помогает рисование, вышивка, шитьё и прочее — наблюдения, конечно — мир ведь удивительный (вы видели северное сияние вот на днях? В городе! Северное. Сияние. Это же просто невероятно!). И вот когда ты себе говоришь «я сейчас отдохну, через час (через день, через неделю) вернусь к этому, дальше будет дело техники. Именно в тот момент, на который вы себя «запрограммировали» сами не заметите, как сядете писать.

На счёт плохих/хороших эмоций-ситуаций не знаю, честно говоря. Я могу писать даже если поругалась с кем-то, это меня отвлекает от негатива, я успокаиваюсь и потом уже могу решить проблему спокойно. А уж в хорошем настроении и подавно — кажется, что можешь всё, лёгкость такая накатывает.

Творческий кризис мешает писать. Что делать? / #Парамыслей

А в любом случае — мотивация. Так или иначе, она очень нужна.
Я не понимаю не только тех авторов, которые говорят, что пишут для себя, а не для читателей, но и не понимаю тех, кто говорит о фанфиках в стиле «Зачем тут стараться? Это же не литература, я просто балуюсь». Дело в том, что со словами нельзя баловаться. Будь это рассказ, фанфик, рекламный слоган, инструкция.

Хорошая статья, Аль, спасибо. )) Очень интересно видеть перед собой не только перечисления каких-то основных тезисов, но и видеть, как ты или Тин комментируете эти тезисы со своей стороны. Тоже такое. вдохновение от ваших экспериментов. ))

эмоциональное выгорание и творческий кризис|как бороться и мой опыт

И снова множество полезных советов наряду с поводом для размышлений. Как по мне, творческий кризис — дело затяжное, и тут одних прогулок или нужного настроения, как в случае с вдохновением, недостаточно. То есть, чтобы выбраться из чего-то более длительного и серьезного, понадобится что-то такое же сильное. равное по эффекту.

Переключиться — вполне логичный способ. Чем больше думаешь о проблеме, тем труднее она кажется и труднее из нее выбраться. Лучше всего — забыть и на некоторое время занять голову чем-то другим. Хотя иногда мысли (от которых пытаешься избавиться), хочешь того или нет, все равно лезут в голову.

Наблюдения — да, они могут неожиданно на что-то подтолкнуть. Причем это происходит само по себе, что очень хорошо. То есть, ты не изматываешь себя попытками что-то придумать, мысля приходит сама, когда какое-то замеченное явление задействует раздумья, и тогда понеслась.

Эксперименты и что-то новое — тут больше для опытных писателей, у которых есть способности это сделать. У начинающих обычно не тот уровень мастерства, чтобы использовать написание чего-то для раскачки. Мы хоть бы то, что есть, смогли до ума довести.

Саморазвитие — это да. Когда занимаешься чем-то другим или что-то изучаешь, может раскрыться второе дыхание. Такие вещи нередко могут пробудить желание что-то написать.

Про интеллектуальные игры. Я думаю, здесь не только подойдут те, что напрямую связаны с писательством. Есть масса упражнений для мозга, которые развивают ту или иную его способность. Если всерьез этим заняться, то можно даже улучшить себе, к примеру, логическое мышление, и оно в будущем поможет. А также просто разные развивающие небольшие задания и упражнения. Для анализа, для умения строить ассоциации и прочее.

Не ждать Музу — скорее, не концентрироваться на одном. Не идет эпизод, напиши другой. Никакой эпизод не идет — попробуй написать скелет, набросать примерно фразы, построить план. А там, гляди, и мысля пойдет.
По поводу распределения времени — не все зависит от тебя. Но с тем временем, что только твое, да, нужно уметь распоряжаться. Хотя. я не знаю. Иногда жертвую одними делами ради других, просто потому что на данный момент чего-то хочется больше.

Визуализация — с рисованием у меня туго, но зато люблю в голове «кино снимать», сначала сам фильм, а потом — включу подходящую музыку и нарезаю из этих кусков клип. Это весело, конечно. Но моя проблема в том, что могу сорок минут прокручивать в воображении одну сцену со всеми деталями, эмоциями, интерьером и т.д., а на листе получится простое «Он ушел». Это преувеличение)) Но проблема с передачей на бумагу большая.

Рутинная работа — способ не тратить время зря, если ничего не можешь пока придумать. Ага)
Принцип первой фразы — да. Бывает, даже не подозреваешь, что тебя на каком-то моменте просто понесет, хотя вроде ни вдохновения не было, ни настроения, а тут из нескольких слов целая сценка получилась.

Это про меня. Как дописала мидик (полгода), так словно жизнь закончилась. Настолько я привыкла, что работала над ним регулярно. Это проблема, так как поначалу не знаешь, куда себя деть, особенно, когда пока нет идей для других произведений.
Весь февраль не могла вылезти из такого состояния. А потом знаете, что меня «вернуло к жизни»? Любопытно, потому что как раз закончились каникулы в универе (да, они у нас такие длительные), началась реальная работа. Не знаю, я из тех людей, которые успевают и вообще могут больше сделать тогда, когда намного больше дел и работы на них наваливают. Учеба заставила меня пахать, наверное, голова тоже стала работать лучше, и это спасло. Теперь вновь готова творить. Надеюсь.

Помогает, когда произведение в процессе или хотя бы есть задумка. Честно говоря, такое «кино» собственного производительства заставило меня взяться написать да хоть что-то первую вещь. Истории с картинками в воображении блуждали всегда, но прежде они не были таким четкими, яркими, подробными. И я просто поняла, что нельзя держать все в себе, в конце концов, попытаться можно. Не получится — то не получится, не умру же от этого.

Внешние причины — в некотором плане, с ними бороться труднее, потому что с ними как раз невозможно бороться, остается переждать, пережить. Мы не можем влиять на жизнь вокруг нас, поставить на паузу.
Внутренние — труднее в том плане, что выбить из себя какую-то дурь психологическую, комплексы и так далее практически невозможно. Разве что вы очень целеустремленный человек.

Мотивация — согласна. Легче всего было тогда, когда регулярно поддерживали.
Про близких, которые не поддерживают, — ага. Тут дележ на две категории — на тех, кто серьезно не воспринимают и советуют поискать дело поважнее и на тех, которые вроде как позитивно относятся, и поддерживают вроде как, но не интересуются. Вот, например, друзья, которые поддерживают тебя, но в то же время, когда просишь их прочитать хоть что-нибудь из твоего творчество, потому что интересно же их мнение, им, не до того. Допустим, люди сыграли в интерес ради вежливости, а на самом деле им все равно.

Как мне нравится вывод — «лучше действие, чем бездействие». Ведь чистая правда)
Большое спасибо за статью — она не только описывает способы преодолеть проблемы, но еще и мотивирует делать что-либо, взяться за работу.

Как преодолеть творческий кризис

Что такое «писательский затык»?

Творческий кризис (или писательский затык как его называют некоторые) — состояние, когда автор, как бы он ни хотел, не способен написать ни строчки, поскольку ничего нового и оригинального в голову не лезет. Это не глобальный кризис, а временное состояние, которое все авторы время от времени переживают.

Как можно выйти из подобного состояния? Дам три совета, которые помогают мне:

Совет № 1

Часто причиной возникновения писательского блока является страх. Страх перед неизвестностью. Опасение, что сценарий (пьеса, роман, рассказ) не получится. Боязнь, что будет хуже, чем вы могли бы написать.

Чтобы избавиться от страха, отбросьте все оценивающие суждения. Разрешите себе писать плохо! Неважно, что сейчас не всё получается. Всё равно позднее вернётесь и исправите написанное.

Полностью освободитесь от эмоциональной зависимости писать хорошо с первого раза. Даже гении так не писали. Кажется, Гоголь мог одну и ту же строчку по 70 раз переписывать. А чем вы хуже? Пишите, как пишется. И не переживайте по поводу качества. За шлифовку возьмётесь позднее, когда будете редактировать рукопись.

Совет № 2

Ещё одна причина писательского блока — отсутствие информации. Сценарист или автор пишет, пишет и вдруг — «стоп кран»: нет идей для продолжения. Что можно сделать? Исследовать возникшую проблему в контексте места, времени и характера персонажей. Посмотрите, всё ли вы знаете о своих героях? Каков их характер, достоинства и недостатки? Если герои обладают определёнными качествами, то несложно определить, как персонажи должны вести себя в той или иной ситуации.

Если события происходят в далёкой исторической эпохе, убедитесь, что вы знаете достаточно об этом времени. Почитайте исторические книги, учебники, романы. Расширяйте знания!

Если сцена должна произойти в определённом месте, представьте его. Нарисуйте план местности или здания. Что там делают ваши персонажи? Как они появляются и куда уходят? Исследуйте все детали, факты и возможности.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС?

Собирайте как можно больше информации. Больше информации — больше идей.

Совет № 3

Никаких отговорок. Никаких завтра. Начните здесь и сейчас. Просто садитесь и пишите.

Установите лимит: 1, 3, 5 или десять страниц в день. Определите срок, когда вы должны закончить книгу или сценарий. Если не укладываетесь, ничего страшного. Перенесите дату на более удобный день. Не забывайте про мотивацию. Поощряйте себя. Напоминайте, что сможете получить, когда закончите работу. Возможно, вы — гений, чьи произведения стоят не только больших денег, но и Оскара, и Букера, и даже Нобелевской премии. Но если вы свой сценарий или книгу не закончите, то никто никогда не узнает о вашем таланте, и никто никогда не сможет оценить тех идей, которые вы намереваетесь предложить миру.

Пишем книгу: Как преодолеть творческий кризис

Творческий кризис – явление распространенное, и бояться его не стоит. Рано или поздно он проходит обязательно. Конечно, если вы не будете сидеть сложа руки, а станете активно разбираться – что же это за зверь такой и как с ним лучше обращаться. А чтобы легче было с кризисом справиться, мы с вами на сайте Школы и подняли эту тему.

Напомню, в первой статье – «Пишем книгу: Творческий кризис и его причины» – мы подробно рассмотрели, чем творческий кризис отличается от просто «ступора», и попытались понять, откуда же он берется. А сейчас пойдем дальше и попробуем найти, во-первых, выход из творческого кризиса, а во-вторых, противоядие от него.

Итак, после опознания причин нужно сделать две важные вещи.

Два шага к преодолению творческого кризиса

Первое: собственно, выйти из кризиса. Как? Постепенно и осторожно, с помощью поездок, позитивных эмоций и отключенности от писательства.

Читайте, гуляйте, общайтесь, сделайте то, что вы мечтали (например – прыгнуть с парашютом), но боялись или откладывали. Подождите, когда мысли о творчестве перестанут давить, когда вернутся «потерянные» слова, когда истории вновь с вами «заговорят».

Иногда для выхода хватает месяца, а иногда – и года мало. Автор данной статьи, например, творческий кризис преодолевала два года. И все преодолимо, если не опускать рук.

ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС | 3 ПРИЧИНЫ АРТБЛОКА | ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ

Второе: на основе причины-«провокатора» вырабатывайте иммунитет. Чтобы вас не придавило следующей встряской. И над преодолением других причин кризиса подумайте: кто предупрежден – тот вооружен. И, конечно же, ищите стимулы для писательства, исходя из причин. Стимул – это вдохновение, а без него – никуда.

Как выработать иммунитет против творческого кризиса

И напоследок – советы, для преодоления и во избежание:

1. Никогда не ставьте творчество во главу угла.

Самые страшные кризисы случаются у тех, для кого писательство – это и самореализация, и работа, и источник дохода. Если есть работа – не забрасывайте, творчество – штука капризная, а есть хочется каждый день.

Также полезно иметь пару смежных увлечений – верстать буктрейлеры к чужим книгам, фотографировать, вышивать, плавать, заботиться о бездомных животных, писать статьи – то есть все, что будет созидательным и в удовольствие. И если вдруг нагрянет кризис, у вас найдется отдушина, чтобы не впасть в уныние.

2. Отслеживайте свой личностный рост и записывайте успехи.

КАК ПОБЕДИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ КРИЗИС?

Замечайте смены установок и мировоззрений, анализируйте новые темы и идеи. И примеряйте их к творчеству, записывайте набросками то, что кажется неподходящим. Может быть, через пару лет вам надоест писать фэнтези, вы решите взяться за мистику – и вот они, старые идейные заметки, ждут своего часа.

И точно так же отмечайте любые достижения и успехи, которые у вас случились. Удачный поворот сюжета, необычный и живой герой, дописанный рассказ, вдохновляющий отзыв, новая публикация – пусть все идет в блокнот или альбом успехов. В будущем он станет вам большим подспорьем.

3. Знайте сильные и слабые стороны своих произведений.

Перечитывайте свое творчество постоянно. Ищите и находите не только плохое, но и хорошее – удачные образы, меткие фразы, интересные сравнения. И, участвуя конкурсах, вручая критикам меч, имейте щит. Но и о мече тоже знайте. Мысли о собственной гениальности отодвиньте в сторону до лучших времен – они не помогут пережить строгий разбор. А вот взвешенное понимание и честность помогут понять, куда двигаться дальше, где учиться, что преодолевать, а что – развивать.

4. Не гнобьте себя и не равняйтесь на классиков.

Разные весовые категории – это разные весовые категории. Не стоит сравнивать свои первые творения с произведениями тех, кто пишет и публикуется более десяти лет. Вернее, сравнивать можно, но только чтобы учиться у мастеров – приемам подачи информации, стилю, созданию образов. И стремиться писать лучше себя. Себя, заметьте, а не «его».

Говорят, что Александр Блок мечтал стать вторым Пушкиным или Лермонтовым, но прославился как Александр Блок. Зачем вам становиться вторым «кем-то», когда у вас есть все шансы стать «первым» самим собой?

5. Верьте в свои силы и пишите для себя.

Издательства отказали? Да, вы не подошли. Или издательства вам не подошли. Разобрались в причинах и пошли дальше – в Сеть. В разделе все молчат, а статистика посещений маленькая? Шевелитесь. Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Участвуйте в конкурсах, пиарьтесь и собирайте аудиторию.

Если же без откликов совсем тоскливо, а народ упрямо не читает, поищите через соцсети и писательские сайты единомышленников – желательно, из своего города или области. Образуйте творческое объединение, договоритесь читать друг друга, писать отзывы на новые произведения. И раз в месяц собирайтесь за рюмочкой чая в кафе – обсудить проблемы творчества вообще и своих произведений в частности.

Как Выйти из Творческого Кризиса

И, конечно, любите свое творчество и свою работу. Творчество – это ваше дело, и необходимо оно в первую очередь вам.

КАК ВЫЙТИ ИЗ ТВОРЧЕСКОГО КРИЗИСА?

Верьте в себя. Пишите для себя. Это главный «щит» от творческих кризисов и основа для его преодоления.

И помните – творческое молчание тоже необходимо: чтобы подвести итоги работы, оценить свой опыт, научиться чему-то новому. И творческий кризис – это только затишье перед бурей.

Как победить творческий кризис, начать писать и не останавливаться: как я пишу по статье в день

17 августа 2022 651

Творческий кризис может растянуться на годы. Рассказываю, как его побороть и писать не останавливаясь каждый день.

Как выйти из творческого кризиса?

Приехал в Израиль писатель всего на три дня. Его спрашивают:

— Вы что тут намереваетесь делать эти трое суток?

Он отвечает:

— Сегодня отдохну, а завтра буду писать книгу под названием «Израиль: вчера, сегодня, завтра».

Анекдот.

Как найти мотивацию и вылезти из творческого болота

Нет вдохновения? Не пишется… Как включить в себе Толстого, Дарью Донцову и Брайана Трейси?

Как копирайтеру справиться с творческим кризисом

Творческий кризис посещает часто не новичков, а старожил. Первым тоже трудно начать писать, но это — естественная неуверенность перед началом нового дела, она легко преодолима. Первая же удача, первая же заработанная, пусть и самая малая, сумма придает и сил, и веры в себя. И вот тогда, когда заработаны рейтинг и репутация, когда есть постоянные заказчики, когда найден уже алгоритм работы, наступает такой момент — не пишется! Что делать с этим ступором?

В первую очередь — не впадать в отчаяние. «Я исписался, я перегорел, у меня больше никогда ничего не получится». Эти мысли приходят, но пусть они так же и уходят. Не может человек исчерпать свои возможности, написав какой-то десяток или сотню статей. Это усталость, переутомление, что вполне естественное. Как с этим бороться? Конечно, отдохнуть. Но не просто лежать, уставившись в потолок, прокручивая в голове какие-то новые фразы, и уж тем более не сидеть за компьютером.

Возьмите выходной. Их придумали совсем не зря, и один-два дня не испортят отношений с заказчиками, а вот на качество работы повлияют благотворным образом. Так же, как в начале работы копирайтер сгоряча берет обязательство: «Ни дня без статьи!», так же надо установить и другой закон: «Ни недели без выходного!». Ну и о восьмичасовом рабочем дне не стоит забывать, если не хотите ускорит наступление пресловутого творческого кризиса.

Необходимы прогулки на свежем воздухе, это полезно во всех отношениях. Но так же необходимы и свежие впечатления! Пусть ваша прогулка будет целенаправленной — дойдите до библиотеки, до книжного магазина. Посмотрите новинки самых разных издательств, полистайте, вчитайтесь в некоторые фразы. Никогда не знаешь, какое неожиданное словосочетание западет в душу и даст идеи для новой работы. Читать пишущий человек должен обязательно, это и развивает мышление, и обогащает лексикон.

С этой же целью не лишним будет и общение с людьми, поход в театр или кино, просмотр интересных фильмов дома. Но и во время работы необходимо не забывать о необходимости «переключаться».

О том, что лучший отдых — это смена деятельности, все помнят с детства. Какие переключения могут быть у копирайтера? Тот же компьютер, та же клавиатура. Необходимо менять тему!

Если человек пишет день за днем о, допустим, кулинарии, то неудивительно, что в конце концов он начнет повторятся, изъясняться штампами. После нескольких месяцев и даже недель написания исключительно рецептов ему будет очень трудно переключиться на любую другую, самую легкую и знакомую тему, но и в кулинарии он уже не сможет писать так же интересно и оригинально. Конечно, никто не может быть сведущь во всех темах, но иметь в «своих» хотя бы 3-5 необходимо, меняя их регулярно.

Следуя этим простым советам, нетрудно будет победить пресловутый творческий кризис и предупредить его наступление. Во время выходных немного соскучиться по работе, во время написания статей на тему ремонта стосковаться по любимой кулинарии и так далее. И с новыми силами взяться за любимую работу!

Добавить комментарий