Как наше слово отзовется, или Учимся составлять описание работ на материале отзывов

Как наше слово отзовется, или Учимся составлять описание работ на материале отзывов

По образованию я филолог, поэтому всегда и везде обращаю внимание на слова, речевые обороты, ошибки, выразительные приемы и так далее.
Вот и Ярмарка Мастеров — это для меня, помимо прочего, еще и тексты, описывающие и оценивающие, рекомендующие и рекламирующие, болтающие и выясняющие отношения. Когда-нибудь я напишу серьезную и немного скучную статью в научный журнал, посвященную, например, речевым стратегиям в блогах. А сейчас хочу поставить теорию на службу практике и облегчить задачу тем, кто каждый раз испытывает муки слова, составляя описание своей работы.

Частный случай проблемы состоит в отсутствии нужных слов для доходчивого и цепляющего описания авторского творения. Корень зла в том, что мы не очень хорошо представляем, по каким параметрам описывать свою же работу. Заимствовать чужие тексты как-то не комильфо, а вот воспользоваться хвалебными оценками из отзывов – сам Бог велел. Зачем гадать, как наше слово отзовется в умах и сердцах покупателей, если они сами (покупатели) уже поделились тем, что для них важно и значимо? Причем сделали это на языке, который им понятен и близок.

Эта идея не мое ноу-хау, но вряд ли кто-то до этого брался систематизировать материал отзывов.

Принцип общий для описания любых изделий, но я рассмотрю только то, что касается вязаных вещей (моя тема!).

Итак, за что же говорят спасибо заказчики мастерам спиц и крючка?

Список параметров располагается по убыванию частотности/популярности. Слова-характеристики, взятые из отзывов, выделены курсивом.

Фактура. Мягкость пряжи, ее «неколючесть», приятность на ощупь – это то, что больше всего делает покупателей довольными. Пушистость тоже приветствуется.

Эльфия Дорофеева, президент Ассоциации развития качества дошкольного образования (АРКАДО)

Эмоции, настроение. Здесь самым ценным является ощущение уюта, которое дает вязаная вещь. Многие описывают радость, удовольствие, наслаждение и позитивное настроение от ношения веселых митенок или задорной шапочки.

Общая оценка. Удовлетворение от покупки примерно в 7 случаях из 10 выражается при помощи слов чудесный, шикарный, замечательный, восхитительный, великолепный, потрясающий, превосходный, волшебный, отличный, обалденный, клевый.

Согревающие свойства. Прилагательное теплый самая популярная характеристика любого вязаного изделия. И это не удивительно, ведь вязаная вещь просто обязана хорошо греть, чтобы можно было зарыться в нее с носом, если на улице трескучий мороз.

Следующие три пункта имеют одинаковый вес в просмотренных мной отзывах.

Качество исполнения. Аккуратность работы бросается в глаза даже неискушенным заказчикам. Знатоки же восхищаются тонкой, ювелирной работой. Отмечается и то, что качество может быть настолько профессиональным, что вещь становится фирменной.

Красота. Красивые и нарядные вещи трогают женские сердца, о чем они примерно через раз пишут в своих отзывах.

Цвет и рисунок. Предметом любования чаще всего становятся яркие цвета. Большинство, оценивая цвет, ограничивается общей превосходной оценкой (приятный, необычный, необыкновенный, красивый, праздничный, изумительный, сногсшибательный, ошеломительный), но некоторые заостряют внимание на отличном сочетании цветов, оттенке (завораживающего цвета морской волны), рисунке (чудесные узоры, интересный, изумительный рисунок) или другой цветовой особенности (искристый).

Стиль. К этому разделу я отнесла обозначение того, насколько платье, кофточка, кардиган или шапочка вписываются в образ хозяйки. Многие описывают тот счастливый случай, когда изделие сидит хорошо, идеально (по высоте и объему), великолепно, облегает так, как хотелось и смотрится при этом благородно. Другие добавляют, что вещь получилась стильной, женственной и элегантной.

Миссия СМИ: воспитание или обслуживание

Общественное признание. Думаю, что, покупая красивую, стильную и нарядную вещь, мы все хотим не просто тихо радоваться отражению в зеркале, но и получать комплименты от окружающих. Приятно не оставаться незамеченной, привлекать к себе внимание, чувствовать себя центром внимания всегда: и в будние и в праздники и даже сводить кого-то с ума . Более прагматичные ценят, что приобретенное ими вязаное изделие можно носить в самых разных вариациях, зимой и летом, одеть на работу, в офис, в театр, в гости и на торжественные мероприятия и это будет смотреться достойно и презентабельно.

Пряжа. Относительно немного людей отмечают качество пряжи. Но те, кто это делает, ценит ее шелковистость, пушистость, натуральность, благородство, высокое качество и отличие от обычной недорогой пряжи.

На этой десятке самых популярных оценок в отзывах я остановлюсь. Хотя список можно продолжать, выделив еще параметр «оригинальность». Это свойство ценится любителями ручного творчества, иначе бы они не писали очень оригинальная шапка, оригинальная задумка, неординарная вещь, эксклюзивный свитер, есть только у одного человека. Отклик у покупателей найдет и «предназначение вещи»: прекрасный подарок (для мамы и мужа), защита от напора первых морозов предзимья и прочее.

Статья не имеет цели представить все возможности русского языка для рекламного описания выставленной в магазине вещи. Она просто дает содержательные ориентиры и словарь-минимум для составления этого описания.

Движущая сила успешных продаж

Продажи всегда были и остаются одной из самых востребованных тем. Ярмарка Мастеров не исключение, где успешные покупки счастливых и благодарных заказчиков — это венец большой работы мастера. Складывается же этот труд из множества граней, где само произведение мастера занимает главный первый план. На этом сам мастер-художник может остановиться и просто доверить свой магазин человеку, который будет его грамотно вести, прилагать усилия для привлечения такого количества заказов, которое необходимо мастеру. Такие случаи есть, но намного чаще авторам дается возможность самим поучаствовать в создании и ведении магазина. Никто не запрещает художнику заниматься еще и магазином, каждый выбирает путь самостоятельно.

Мне изначально было очень интересно узнавать все самому, желание это присутствует и теперь, а опыт все множится и им то мне хотелось бы с вами поделиться. Может быть виной всему Художественно-промышленное образование, позволяющее уделять внимание экономике, родственники, ведущие бизнес и показывающие пример или желание изучить что-то новое для себя.

Итак, управляя магазином на Ярмарке Мастеров, можно использовать следующие рычаги для получения заказов:

  • добавление новых работ;
  • наличие готовых работ;
  • подписка на магазины успешных мастеров;
  • специфика и контингент сайта;
  • наличие товаров различных по своей стоимости.


Добавление новых работ.

Говоря о добавлении работ в магазин, позволю себе маленькое уточнение: наличие качественного профессионально выполненного продукта не дает никаких гарантий успешных продаж. Ведь, например, в той же резьбе по дереву встречаются магазины, где имеет место быть ковыряние тупым инструментом, «аховые» композиции, совершенно не развивающие художественный вкус потребителя, но у таких магазинов есть продажи, прекрасно наличествующие рядом с безобразием в искусстве. Уровень у всех разный, путь также свой. Что самое пожалуй поразительное, так это потрясающая универсальность Ярмарки Мастеров. Вы можете быть прекрасным художником, составлять удивительной красоты коллекции, но они не будут пользоваться популярностью и не попадут на главную до тех пор, пока вы не оторветесь от своих кистей и мольберта, и не изучите множество статей на тему составления коллекций. А уникальность портала состоит в том, что даже у художников, витающих в облаках, в своих фантазиях, есть возможность привлечь продажи, не вникая особо в алгоритмы работы магазина. Если вы относитесь к такой категории и вам не интересно вести магазин, просто добавляйте новые работы как можно чаще.

И для таких мастеров нет ничего проще, поскольку они живут созданием новых творений, им не так интересно делать повторы, а в названиях их работ отсутствуют ключевые слова, но их все равно находят и приходит популярность. Не призываю именно так вести свои дела, но простое и достаточно частое добавление новых работ обеспечивает наличие просмотров. Новая работа у нас получает несколько десятков просмотров в день в течение нескольких недель. Потом она же может иметь то же количество просмотров в месяц, что раньше за один день.

Наличие готовых работ.

Ни для кого не секрет, зачастую у художника то густо, а то пусто. «Снежный ком» из заказов сменяется тишиной. В это время можно выполнить что-то для себя, чтобы выйти из еще одного состояния знакомого многим, а именно «Сапожник без сапог».

Но в период затишья можно также наполнить магазин готовыми работами и выполнять их по мере нарастания нового «кома» из заказов.

Например, вы точно знаете, что на одно или ряд ваших произведений есть устойчивый периодический спрос определенного сегмента рынка. Воплощаемся на время в «ремесленную шкуру» и просто штампуем одно и тоже пока не надоест. И снова не запросится обратно художник.

Для покупателя готовые работы возможность не ждать заказа, а оформить понравившееся сразу.

Еще один плюс наличия готовых товаров — это участие во всевозможных торгах, аукционах будь то лично у себя в блоге или в совместных с другими мастерами акциях.

Готовую работу, зная ее художественную ценность, привлекательность и востребованность, можно выставить в качестве подарка за определенную рекламу в виде участия ваших работ, например, в коллекциях других пользователей. Условия такого участия варьируются, кто-то предлагает выбирать победителя по количеству лайков, кто-то за наибольшее количество раз попадания коллекции на главную и так далее.

Подписка на магазины успешных мастеров.

Желательно подписаться на несколько магазинов и выработать для себя что-то свое, но на основе опыта других мастеров. Такая подписка даст вам возможность уменьшить время на самостоятельное изучение сайта. Манера ведения магазина у всех разная. Считается, что слишком назойливое ведение блога, большое количество активности в виде писем на почту подписчикам влияет негативно на их количество. Но, давайте разберемся подробнее. Есть у меня пример очень характерный. Решил подписаться на одного мастера, дабы перенять что-то у него полезное. В ответ каждый день на почту приходило по несколько писем о смене статуса этого мастера, о новой записи в блоге и так далее. Большинство записей касалось скидок ежедневных на ту или иную работу. Такая каждодневная чистка писем на своей почте стала отнимать время. Продолжать поддерживать этого мастера мог в социальных сетях, поэтому подписку на Ярмарке Мастеров убрал. В итоге, что получил мастер от своей такой навязчивой казалось бы деятельности. У него просто не оказалось в один момент всего лишь одного подписчика, который и так не являлся его покупателем.

У каждого мастера есть свои «фишки», записи о которых будут приходить вам на почту. Не имея таких подписок и открыв магазин на Ярмарке Мастеров можно просто не узнать о массе всевозможных приемов многих успешных мастеров, ведь определенные записи делаются только кратковременно на период действия той или иной акции, а потом удаляются дабы не «засорять» блог и не двигать приоритетные свои публикации.

Например, приходит письмо на почту о том, что в конце рабочей неделе будет открыт аукцион. В день аукциона снова приходит письмо о том, что аукцион открыт и можно участвовать. Зачем делается два письма? Чтобы подготовить покупателей заблаговременно. Такой анонс необходим, несомненно он прибавит посетителей на акцию, нежели внезапное оповещение в день аукциона или например, за сутки до начала. Это пример только одного из нюансов, влияющих на продажи. Таких рычагов у каждого мастера может быть очень много, где то они глобальны и ими многие пользуются, а где-то вариативны и эксклюзивны.

Не имея подписки на таких мастеров, мы не узнаем о таких важных «фишках» и «аргументах» продаж.

Специфика и контингент сайта.

Исходя из своего опыта, могу сказать определенно, Ярмарка Мастеров дает возможность реализовывать очень разнообразные товары. Но, если сравнивать, например наш ассортимент произведений, выполненных из дерева, где есть разделение на мебель, скульптуру, украшения, то заказы на первые 2 категории скорее эксклюзивны, а вот украшения — это более массово что ли востребованная область творчества именно на Ярмарке.

Жизнь мамы♥ Алена Попова — методика монтессори, финансовое воспитание детей

Согласитесь, продавать на нашем любимом сайте садово-парковую скульптуру из металла или керамики в натуральную величину и по дорогой цене будет гораздо сложнее, чем бижутерию. И такие расклады нельзя не учитывать.

Наличие товаров различных по своей стоимости.

Предположим, у нас есть магазин, в котором представлены исключительно украшения из золота и серебра. Мы знаем, что украшения на сайте востребованы, но продаж нет или они единичные. Возможно, причина в стоимости работ и отсутствия разброса в цене. Может кому-то нравится именно такой почерк мастера в работах, но возможность приобрести по такой цене нет. И тогда имеет смысл добавить более доступные по цене произведения. Это увеличит количество отзывов, прибавит доверия к магазину и может повлиять на продажи более дорогих работ соответственно.

Это мое видение, мой опыт, систематизированный в этих 5 пунктах. Конечно же, он не весь, есть еще что сказать по теме заказов.

Надеюсь материал будет полезным и плодотворным.

��Фёдор Иванович Тютчев — Нам не дано предугадать …

Спасибо за внимание!

С уважением Владимир Колесьянкин.

В публикации использованы иллюстрации художника Marius van Dokkum (Мариус ван Dokkum).

Качественные методы. Полевые социологические исследования

Sorry, preview is currently unavailable. You can download the paper by clicking the button above.

Методика преподавания литературы Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям Источник

Как меняется настроение героя в течение всего дня? Какими художественными средствами выражены эти изменения?

Беседа подготавливает учащихся к написанию этого сочинения либо в жанре литературоведческой статьи, либо в жанре эссе (в зависимости от творческих наклонностей пишущих). Кто берется за написание эссе, работает по индивидуальному плану. Для статьи литературоведческого характера возможен следующий план:

I. Композиционная роль описания дня Раскольникова накануне убийства в романе «Преступление и наказание».

Журналист как соцработник: работаем с собственными стереотипами | Виктория Дини | Онлайн ЛШ-2020

II. Авторская позиция и способы раскрытия ее в романе в описании дня героя.

1. Способы изображения бедственного положения Раскольникова: описание жилища, внешнего вида героя, окружающий пейзаж, образ жизни. Сочувствие автора персонажу.

2. Изображение Достоевским личности Раскольникова.

3. Приемы раскрытия жизни «униженных и оскорбленных» в романе:

а) судьба Дуни Раскольниковой;

б) эпизод встречи с пьяной девочкой и его композиционная роль.

Учимся писать тексты под любые задачи

4. Сон Раскольникова, его роль в характеристике личности героя, в разъяснении его авторской позиции.

От младенца до подростка: простые правила воспитания

5. Особенности повествовательной манеры Достоевского (сочетание событий с внутренними монологами героя, построение монологов).

6. Речевые характеристики персонажей.

7. «Случайные обстоятельства» и их значение в судьбе Раскольникова.

III. Отношение писателя к замыслу героя.

«Нам не дано предугадать» Ф. Тютчев. Анализ стихотворения

(фрагменты урока подготовки к сочинению по теме «Тема труда и счастья в творчестве А.П. Чехова»)

Фрагмент первый . Выбор эпиграфа из «Записных книжек» и произведений А.П. Чехова: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья; если же оно проистекает не отсюда, а из теоретических или иных соображений, то оно не то», «Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. », «Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию трудолюбие!», «Какое счастье. служить народу, какое счастье!» («Ионыч»), «Праздная жизнь не может быть чистою» («Дядя Ваня»), «Человек должен трудиться. и в этом одном заключается смысл его жизни, его счастье, его восторги» («Три сестры»).

Фрагмент второй. Заслушивание и корректировка развернутых устных рассуждений по каждому из вопросов подготовленного учащимися плана сочинения. Преподаватель следит за тем, чтобы в каждом ответе-рассуждении были следующие компоненты: основное положение, сформулированное в результате анализа произведений Чехова; развитие этого положения, отражающее собственный взгляд на проблему; оценка позиций писателя и его героев; рассмотрение художественных средств, способствующих раскрытию той или иной идеи; убедительная аргументация.

Пример рассуждения о смысле труда в понимании разных персонажей чеховских произведений и самого автора.

«Доктор Старцев много работает в земской больнице, трудится с интересом и с увлечением рассказывает Екатерине Ивановне о своей работе; недаром, впоследствии, вспоминая их беседы, она скажет: «. у вас работа, благородная цель в жизни. Вы так любили говорить о своей больнице. Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье!» Да и сам Старцев в то время, видимо, думал так же, и Чехов, казалось бы, незаметной деталью подчеркивает счастливое состояние героя, несмотря на то, что тот был небогат: он любил ходить пешком, напевать романс на слова Дельвига; «пройдя девять верст. он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, ему казалось, что он с удовольствием прошел бы еще верст двадцать». Далее мы видим, как с изменением отношения к жизни резко меняется и отношение героя к собственному труду, к больным. Работал он также много: у него была «громадная практика в городе», и он не бросал земства. Однако мотивы деятельности Старцева стали уже иными, далекими от идеи «служения народу» («жадность одолела»). Нажива, личное обогащение — вот цель постоянных усилий Ионыча. Однако именно тогда, когда герой достигает богатства, он становится поистине несчастлив, недоволен жизнью: ему скучно и одиноко, никто его не интересует, больные раздражают. Ионыч кричит на них неприятным голосом, и единственным развлечением для него стали разноцветные бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов и считал».

Фрагмент третий . Выбор жанра письменной работы и ее структуры. Вот некоторые варианты построения сочинения в жанре литературно-критического эссе:

1.1. Вынесение в начало работы яркой мысли Чехова о труде, о счастье, ее конкретизация в процессе обращения к художественным произведениям (с включением ответов на рассмотренные вопросы).

1.2. Анализ высказываний мыслей и поступков героев в сочетании с собственными раздумьями пишущего о смысле труда и счастья с позиций современного читателя.

ТРИЗ педагогика как технология повышения продуктивности образовательного процесса

II. Рассмотрение темы труда и счастья по ходу чтения произведений Чехова, раскрытие позиций писателя по тем или иным вопросам в сочетании с собственными раздумьями учащихся, выявление общечеловеческого значения и глубины чеховских идей о духовной и нравственной сущности труда.

Лекция «Исцеляющие Мандалы света»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте темы письменных работ для учащихся V-VII, IX и X классов по творчеству М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя (см. школьные программы по литературе). Подготовьте темы по творчеству этих же писателей для выпускного экзамена (XI класс).

2. Сформулируйте темы экзаменационных сочинений по материалам изучения литературы в XI классе, в том числе и темы «сквозные».

Как превратить любимое дело в бизнес?

3. Разработайте методику урока по обучению девятиклассников изложению с элементами сочинения. Подберите текст для такого изложения.

4. Напишите сочинение на одну из тем, предложенных в данной главе учебника (см. материал о тематической классификации сочинений).

5. Разработайте конспект урока обучающего сочинения, желательно с использованием материала сочинения, написанного лично вами.

6. Проведите в школе урок обучающего сочинения, проведите урок-сочинение, соберите, проверьте и проанализируйте работы учащихся. Подготовьте конспект урока по анализу написанных сочинений, руководствуясь изложенными в главе требованиями к сочинениям на литературную тему.

7. Напишите рецензию на одно из пособий, посвященных работе над сочинениями.

Литература
Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного до вступительного. — М., 1997.
Голубков В.В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.
Гринина-3емсковa A.M. Сочинения в газетных жанрах (IV-VIII классы). — М., 1977.
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. — М., 1997.
Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1980.
Крундышев А.А. Сочинение как вид самостоятельной работы. — М., 1987.
Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. — М., 1988.
Литвинов В.В. Сочинения в старших классах средней школы. — М., 1975.
Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. — М., 1987.
Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему. — М., 1995.
Павлов И.П. Уроки обучающего сочинения в старших классах. — М., 1960.
Развитие речи учащихся IV-X классов в процессе преподавания литературы в школе. — М., 1985.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. — М., 1985.

Ф.И. Тютчев «Нам не дано предугадать» — Слушать и Учить аудио стихи

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Ф.И. Тютчев » Нам не дано предугадать » | Учи стихи легко |Караоке|Аудио Стихи Слушать Онлайн

Внеклассное чтение — одно из важных направлений в работе учителя-словесника. В методике преподавания литературы прочно утвердилось положение о том, что уроки литературы, связанные с внеклассным чтением, активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, является опорой школьного курса.

Опыт передовых педагогов прошлого и творчески работающих современных учителей-словесников показывает, что выход в широкое внеклассное чтение, постоянная опора на индивидуальный читательский опыт учащихся, учет их читательских интересов — это тот резерв литературного образования, использование которого может дать положительный эффект.

Путь отечественной методики к читателю-школьнику был долгим и неровным. Его характеризовали подъемы и спады, удачи и поражения, яркие эпизоды сотрудничества учителя и учеников и годы отчуждения.

Словесники постепенно приходили к мысли о необходимости серьезного изучения и учета читательской индивидуальности; в процессе преподавания складывалась методика изучения, ведущая свое начало от педагогов конца XIX — начала XX в.: Х.Д. Алчевской, Н.А. Рубакина, А.П. Нечаева, Ц.П. Балталона и др Словесники прошлого вынуждены были признать не только существование внеклассного чтения, в котором преобладала не классика, а «сыщицкая литература», приключения и фантастика, но и тот факт, что читаемые школьниками вне класса книги часто «гораздо сильнее влияют на воспитание и развитие молодого существа, чем классные уроки» (А.И. Незеленов).

Особый интерес представляет идея индивидуализации чтения, пропагандировавшаяся в начале XX в. в работах Н.А. Рубакина, писавшего о необходимости «приспособления списков рекомендуемых книг к личностям тех читателей, которым они указываются», и считавшего более важным изучение не читающей массы, а отдельных читателей (Рубакин Н.А. Избранное: В 2 т. — Т. 2. — М., 1975. — С. 67, 140).

В начале 20-х гг. популярными были социологические опросы, выявлявшие общую картину чтения в стране. Разнообразные методы изучения читателей нашли отражение в сборнике «Детское чтение: методы изучения» (1928), подготовленном под руководством Н.А. Рыбникова.

Тренды Инстаграм Instagram Stories 2021 Как Продвигать Себя в Сторис?

В 60-70-е гг., после долгого затишья в изучении читателей, был проведен целый цикл крупномасштабных социологических исследований («Советский читатель», «Книга и чтение в жизни небольших городов», «Книга и чтение в жизни советского села», «Исследование художественных интересов современных школьников» и др.), в которых в значительной мере были сглажены все острые углы. Правда, авторы последнего исследования, приводя цифровые данные, свидетельствующие о преобладании интереса к литературе среди других художественных интересов школьников, все же отмечали: «Наибольшим престижем у ребят пользуется литература, однако реально они прежде всего интересуются кино» (Исследование художественных интересов современных школьников. — М., 1974. — С. 68).

Интересный материал о читателе-школьнике представлен в вышедших в 50-70-е гг. работах психологов и методистов Л.В. Благонадежиной, О.И. Никифоровой, Н.Д. Молдавской, Л.Г. Жабицкой, М.Д. Пушкаревой, Л.Н. Рожиной, О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана, Н.А. Бодровой, Л.Т. Пантелеевой, В.П. Полухиной и др. В проведенных в последние годы исследованиях читательских интересов школьников все чаще прослеживается мысль о растущем разрыве между уроками литературы и внеклассным чтением, об отсутствии устойчивой мотивации к чтению, отмечается падение роли учителя в формировании читательской культуры школьников. Педагог И.А. Бутенко предложила учащимся VI-X классов назвать основные источники информации о книгах. Результаты опроса довольно неожиданны: основные источники — мать, отец, одноклассники, родственники и книги, а далее — учитель, сам школьник и библиотекарь. Обсуждают с юным читателем прочитанные им книги чаще всего родители, реже — друзья или никто. Учителя и библиотекари при этом вовсе не упоминаются (Бутенко И.А. Чтение по заданию и по потребности // Советская педагогика. — 1989. — № 10).

Об этом же свидетельствуют и читательские биографии выпускников школ:

«В школе читаю приключенческую литературу, фантастику, про войну. А проходим что-то в основном неинтересное. Таким образом, к VII-VIII классу художественную литературу читаю чуть реже, чем от случая к случаю».

«Моим чтением (вне класса) интересовались только в начальной школе. Потом, как правило, для уроков я читала по заданию, а для себя — по желанию. Уроки внеклассного чтения за все годы ни разу не совпали с желанием (и ни разу не вызвали желания читать)».

Современная методика признает изучение проблем, связанных с чтением школьников необходимой предпосылкой и обязательным условием эффективности процесса обучения литературе. Какие методы изучения чаще всего используются в практике работы учителей-словесников?

Как я работаю в проекте Счастливая Семья -Ольга Краснова

В ходе фронтальной, групповой или индивидуальной беседы учителя с учениками возможно выяснение целого ряда сведений об особенностях читательской ситуации в классе, о направленности читательских интересов, уровне восприятия и характере оценки литературных произведений учащимися. Индивидуальная беседа, в которой школьники иногда открываются с самой неожиданной стороны, часто оказывается решающим моментом в установлении контакта между учителем и учеником.

Анализ письменных работ учащихся (сочинений, письменных ответов на вопросы, рефератов, отзывов о прочитанных книгах и т.д.) поможет учителю определить особенности восприятия литературного произведения как на этапе первоначального самостоятельного чтения, так и после анализа или обсуждения произведения на уроке, проследить рост читательской культуры, уровень сформированности умений самостоятельно анализировать и оценивать литературные произведения. Сочинения типа «Моя домашняя библиотека», «Что я хотел бы изменить в своем чтении» и т.п. могут дать дополнительный материал о мотивах и характере чтения школьника. Многие проблемы, поднятые в таких сочинениях, могут стать предметом обсуждения на уроках и в индивидуальной беседе.

Читательские биографии , широко использовавшиеся в практике старых словесников, дают учителю интереснейший материал об особенностях эволюции читательских интересов школьников, о становлении читательской индивидуальности, о роли семьи и школы в воспитании читателя. Есть о чем задуматься учителю, получающему в выпускном классе такую информацию о себе: «Преподаватель ведь искренне хочет научить нас. Разумеется, он знает несравненно больше, чем ученики, помнит, что было самому интересно. Но, во-первых, личный опыт не всегда показателен. Во-вторых, учитель ограничен программой и вынужден гнать одно за другим, у него не остается времени просто показать, как читать, а не листать книгу. В результате у ученика в голове чаще вывески, чем произведения».

Читательский дневник , дающий возможность длительного наблюдения за чтением учащихся, их литературным развитием, особенно активно пропагандировался педагогами начала XX в. Однако строго оговоренная структура дневников, формальный подход к работе с ними, не учитывавший возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, во многом способствовали дискредитации данной формы работы.

Между тем известно, что отдельные школьники ведут записи о прочитанном, хотели бы планировать свое чтение, заинтересованы в тактичных советах старшего товарища. Опыт такого сотрудничества описан в методической литературе. В V-VI классах школьники с удовольствием работают с читательскими дневниками, если учитель подходит к этой работе творчески, не сковывает их инициативы. Читательские дневники пятиклассников — это чаще всего красочно оформленные альбомы, в которых основное место занимают иллюстрации к прочитанным книгам, краткие аннотации, отрывки из произведений, списки литературы для внеклассного чтения, литературные игры (ребусы, кроссворды, викторины), задания к урокам внеклассного чтения.

Изучение библиотечных формуляров , популярное в прошлом, сегодня менее эффективно, особенно в городских школах. Как показывают наблюдения, большая часть книг, читаемых учащимися, берется ими из домашней библиотеки или у товарищей.

Анкетирование получает все большее распространение. Знакомство с новым классом, планирование системы уроков внеклассного чтения, определение направлений в индивидуальной работе, подведение итогов — все эти важные моменты в руководстве внеклассным чтением можно сочетать с проведением небольшой анкеты. Если учащиеся почувствуют, что их мнения и пожелания учителю действительно интересны и он учитывает их по возможности в своей работе, ответы на вопросы анкеты не будут формальными, как это иногда бывает. Многие учителя-словесники довольно скептично относятся к анкетированию, что отчасти справедливо, ибо оно все-таки не заменит живого общения с читателем-школьником.

«Онлайн — урок. Время экспериментов или возвращения традиций?»

Тестирование , особенно популярное в последние годы, поможет выявить уровень литературной эрудиции, начитанности на разных этапах работы с читателем-школьником, однако данные, полученные в результате проведенного тестирования, также должны дополняться, корректироваться при помощи других методов изучения читателя (индивидуальной беседы, изучения письменных работ или др.).

Внеклассное чтение на уроках литературы

Уроки по основному курсу литературы всегда опирались на широкое внеклассное чтение. На это нацеливали и школьные программы, и учебники, особенно дореволюционные, предусматривавшие обращение к читательскому опыту учащихся, сопоставление самостоятельно прочитанных произведений с изучаемым литературным материалом. М.А. Рыбникова, говоря о роли сопоставления как методического приема, предлагала чаще использовать этот прием на уроках, потому что, «чем больше связей, ассоциаций, взаимно перекрещивающихся сопоставлений, тем лучше воспринимается каждое из встретившихся в курсе произведений» (Голубков В.В., Рыбникова М.А. Изучение литературы в школе II ступени. — М., 1930. — С. 33).

Какие пути сближения классного и внеклассного чтения в процессе изучения программного материала можно наметить?

Во-первых, систематическое использование внеклассного чтения на уроках разного типа и на разных этапах изучения темы (традиционные поэтические пятиминутки, небольшие обзоры новинок литературы, индивидуальные и групповые задания на материале внеклассного чтения).

Во-вторых, организация самостоятельной исследовательской работы учащихся над избранной ими темой, предполагающей выход во внеклассное чтение и серьезно разрабатываемой в течение года, с возможным, но не обязательным включением результатов этой работы в уроки по программе.

В-третьих, планирование системы письменных работ по основным темам курса с учетом работ, выходящих за рамки темы, предполагающих сопоставления, обзоры, анализ самостоятельно прочитанных произведений и т.д.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях — это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Основным содержанием одного из вступительных занятий по теме «А.С. Пушкин» в IX классе могут стать споры о Пушкине, начавшиеся еще при жизни поэта и не утихающие до сих пор. На уроке прозвучат фрагменты из воспоминаний современников, строки из поэтической Пушкинианы, в том числе и «страшно вольные, ничего общего с канонизированным Пушкиным не имеющие, и все имеющие — обратное канону» (М.И. Цветаева), отзывы о Пушкине русских литераторов разных эпох: Ф.И. Тютчева, И.С. Тургенева, П.В. Анненкова, Ф.М. Достоевского, А.А. Григорьева, В.С. Соловьева, Д.С. Мережковского, В.В. Розанова, А.А. Блока, А.А. Ахматовой и др. Отдельные фрагменты урока подготовит вместе с учителем группа учащихся, увлекающихся поэзией.

На вступительном уроке по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в VII классе зачитываются два фрагмента, воссоздающие быт и нравы запорожского казачества (из «Тараса Бульбы» и «Страшной мести»). Что сближает эти два фрагмента? Семиклассники (только некоторым знакомы обе повести) увидят совпадения места и времени действия, близость описаний запорожцев по настроению и, может быть, заметят перекличку имен главных героев, Данилы Бурульбаша, который первоначально назывался у Гоголя Бульбашкой, и Тараса Бульбы. Но это только начало работы группы учащихся, получающих задание: внимательно перечитав обе повести, провести их сопоставительный анализ, отыскать сходные мотивы, образы, детали и подумать над тем, что отличает эти повести.

На последующих уроках по повести «Тарас Бульба», обращаясь к описаниям жизни запорожцев, картинам природы в повести, говоря о товариществе и борьбе запорожцев с врагами, об отношении Тараса Бульбы к жене и сыновьям, о судьбах главных героев, учитель использует и результаты самостоятельной работы группы учащихся, выбравших особое направление в работе по программной теме и пытающихся решать на уроке литературы более сложные задачи.

На уроках, посвященных анализу произведения, обращение к индивидуальному читательскому опыту школьников является одним из условий продуктивности работы с текстом, более глубокого постижения программного материала, особенно в историко-литературном курсе, где важен социокультурный и историко-литературный контекст, литературные связи и влияния. Иногда выход за рамки текста диктуется самим автором (литературные реминисценции, заимствования и подражания, эпиграфы к произведению и его частям и т.д.). При анализе пушкинской «Капитан ской дочки» невозможно пройти мимо эпиграфов, не только возвращающих нас к наиболее характерным примерам из отечественной словесности XVIII столетия и тем самым дополняющих портрет времени, но и определенным образом направляющих наше восприятие. Роман А. Белого «Петербург», открытие которого школой еще впереди, наполненный цитатами, реминисценциями и образами из русской классики XIX века, не доверит своих многочисленных тайн читателю, незнакомому с произведениями Пушкина, Гоголя, Л. Толстого, Достоевского.

Т. Манн говорил об особом значении для автора «подкрепляющего чтения», высоких образцов литературы, «чтение которых поддерживает в нем творческий дух и которым он стремится подражать». Столь же необходимым оказывается такое «подкрепляющее чтение» и для читателя, познающего литературный текст.

Важность дополнительного внеклассного чтения отмечали многие учителя-словесники прошлого, широко использовавшие в своей работе прием сопоставления, причем не только проблемно-тематического (преобладающего в современной методической литературе), но и основанного на достижениях исторической поэтики, сравнительно-исторического изучения литературы. Эффективность такого изучения во многом зависела от рациональной организации внеклассного чтения, индивидуализации учебных заданий и основательно разработанной системы самостоятельных письменных работ. Вот какие темы для рефератов и сочинений рекомендовал в своих учебниках для старших классов гимназий методист Ю.Н. Верещагин: «Историки поневоле» Шиллер и Гоголь»; «Роб Рой» В. Скотта и «Капитанская дочка» Пушкина»; «Страшная месть» Гоголя в ее отношении к «Вечерам на хуторе близ Диканьки» и «Миргороду»; «Борис Годунов у Пушкина и А.К. Толстого»; «Мертвые души» Гоголя и «Записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса» и т.п.

Задачи заключительных занятий часто совпадают с задачами вступительных уроков. Учителю снова нужно найти оригинальный подход к теме, стимулировать читательские интересы учащихся, создать установку на самостоятельное чтение произведений писателя. Здесь возможны и итоговая викторина, и литературная композиция, и сопоставление различных трактовок и версий произведения, и обсуждение последних публикаций, связанных с изучаемым литературным материалом.

Идея заключительного занятия по поздним повестям И.С. Тургенева «Песнь торжествующей любви» и «Клара Милич», вызвавших в свое время и недоумение, и восхищение читателей и критиков, может возникнуть на первых уроках, посвященных биографии и творческому пути писателя. Группа десятиклассников, избирающая для самостоятельной разработки тему «Любовь в произведениях Тургенева», готовит урок по повестям, демонстрирующим новые грани таланта Тургенева, тонкого психолога, блестящего стилиста, отдавшего дань «чистому искусству».

Опора на самостоятельно прочитанное необходима и при обращении к вопросам теории и истории литературы. Здесь особенно важна «разумная литературная начитанность» (В.П. Острогорский), в том числе и знание избранных страниц мировой литературы. Индивидуализация заданий и в этом случае оказывается не менее эффективной, нежели коллективные экскурсы в теорию и историю литературы. Старшеклассникам можно предложить такие специальные темы для индивидуальной разработки в течение учебного года: «Фольклор и литература»; «Библейские образы и мотивы в литературе»; «Герой и его прототипы»; «Фантастика в русской литературе»; «Подтекст»; «Литературные мистификации»; «История русского романа» и т.п.

Результаты самостоятельной исследовательской работы учащихся включаются в уроки по основному курсу, учитываются при написании итоговых сочинений, сдаче устного экзамена по литературе.

Обращение к внеклассному чтению на уроках должно быть естественным и зависящим, во-первых, от характера изучаемого литературного текста, а во-вторых, от реальной читательской ситуации в классе. Лучшие учителя-словесники стремятся при этом не только учитывать индивидуальный читательский опыт своих воспитанников, но и тактично направлять их внеклассное чтение, «учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творчеством, т.е. радостью и победой» (Г.А. Гуковский).

Уроки внеклассного чтения

Уроки внеклассного чтения давно вошли в практику преподавания литературы. Без них теперь трудно представить уроки литературы в школе. Яркость и даже праздничность, проявляющаяся в выборе места проведения и оформления, широкое использование форм внеклассной работы, свободный выбор произведений для обсуждения, возможность обращения к современной литературе, новым изданиям классики — эти особенности уроков внеклассного чтения привлекли к ним внимание учителей и учащихся. Однако стали ли такие уроки праздником для многих или это, как литературные беседы в XIX веке, только отдельные эпизоды сегодняшней школьной практики? Ответы выпускников средних школ говорят скорее о последнем:

«В школе я в основном читала литературу только по программе. Даже на уроки внеклассного чтения было неинтересно идти, они воспринимались как обычные уроки. Не могу вспомнить ни одного интересного урока внеклассного чтения. Правда, в средних классах они проходили немного живее».

«Начиная с IV класса, в нашей школе стали довольно-таки интересно проходить уроки внеклассного чтения. Почти всегда на них приглашалась наша библиотекарь, которая приносила с собой книги. На этих уроках устраивались викторины по фантастике, историческим книгам и т.д. В VII классе я стал много читать, читал даже собрания сочинений. Потом меня заинтересовала современная зарубежная литература, и тут была полностью потеряна связь между моими читательскими интересами и уроками».

Некоторое снижение интереса к урокам внеклассного чтения в 70-80-е гг. во многом объяснялось их излишним регламентированием. Массовая школьная практика почти не выходила за рамки списков литературы, помещенных в программе и ставших фактически обязательными. Беседы по современной советской литературе в старших классах, хотя их и называли иногда уроками внеклассного чтения, были обычными уроками по программе, материалы которых включались в экзаменационные билеты.

Заметное оживление уроков внеклассного чтения наблюдалось в конце 80-х гг., когда в средних классах были введены дополнительные часы на обсуждение книг, самостоятельно прочитанных учащимися. Появилась возможность проводить целые циклы уроков внеклассного чтения. Шире стали использоваться на уроках приемы внеклассной работы (игры, викторины, кроссворды, концерты, спектакли, конкурсы и т.д.). Вышедшие в последние годы многочисленные хрестоматии, специально предназначенные для внеклассного чтения, во многом облегчили работу учителя-словесника. В старших классах на уроки пришла так называемая «возвращенная литература», новинки современной литературы, последние журнальные публикации (пик интереса к ним пришелся на конец 80-х и начало 90-х гг.). Выбор произведений стал более свободным. Однако основное противоречие между чуждым всякой регламентации индивидуальным чтением и обязательностью урока, заключенное в феномене урока внеклассного чтения, по-прежнему остается.

Психолог А.А. Леонтьев выделяет следующие основные направления руководства чтением с социально-психологической точки зрения: 1) воспитание потребности в чтении; 2) расширение содержания чтения и направленности читательских интересов; 3) совершенствование культуры чтения; 4) организация информа- ционного потока, целевая ориентация определенного типа книги на определенную категорию читателей (Проблемы социологии и психологии чтения. — М., 1975. — С. 40). На каждом этапе литературного образования реализуются все эти направления, однако каждый этап имеет и свои специфические задачи.

В младших классах на первом плане стоит задача воспитания любви к книге, потребности в чтении, формирование устойчивого интереса к литературе. В.А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Я видел важную воспитательную задачу в том, чтобы каждый мальчик, каждая девочка, кончая начальную школу, стремились к уединению с книгой — к раздумьям и размышлениям. Уединение — это не одиночество. Это начало самовоспитания мыслей, чувств, убеждений, взглядов. Оно возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность» (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1974. — С. 206).

В средних классах, когда интенсивно расширяется круг чтения школьников, когда в их чтение вливается громадный поток «взрослой» литературы, когда складывается дифференциация читательских интересов, на первый план выдвигается задача формирования разносторонних читательских интересов, а также совершенствование читательского восприятия, развития художественного вкуса.

В старших классах особенно важной становится задача развития личностного подхода к литературному произведению, самостоятельности эстетических оценок. Интересы старшеклассников, в том числе и читательские, уже сформировались. Недооценка этого факта при планировании уроков внеклассного чтения, выборе произведений для обсуждения и форм проведения уроков может привести в результате к отчуждению между учеником и учителем.

Обычно учителя-словесники планируют проведение уроков внеклассного чтения между отдельными темами, связывая эти уроки с изучением программного материала. Однако такая обязательная их увязка с основным курсом не всегда необходима. Достаточно «независимыми» могут быть «библиотечные уроки», обзоры новинок литературы, а также уроки внеклассного чтения, посвященные писателю-юбиляру или интересной журнальной публикации.

Наиболее последовательно реализуются в школьной практике проблемно-тематические связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения. Чаще всего учителя переносят обсуждение проблем, поднятых в произведениях, изучаемых по программе, и на уроки внеклассного чтения. В старших классах таким образом связываются классика и современная литература, исследуются преемственность, традиции и новаторство в решении русскими писателями «вечных вопросов».

Урок внеклассного чтения по рассказам «Он живой!» и «Зачем я убил коростеля?» В.П. Астафьева в VI классе. Ученикам представляется не только новое для многих из них писательское имя, но и оригинальное художественное воплощение традиционной для русской литературы темы взаимоотношений человека и природы в произведениях современного автора. Один из основных приемов работы на уроке — сопоставление особенностей астафьевских рассказов о природе (авторская боль за человека и природу, чувство вины, мастерство описаний, жестокость отдельных эпизодов, публицистичность, автобиографичность рассказов и т.д.) с ранее изученными и самостоятельно прочитанными школьниками произведениями.

Эпиграфом к уроку внеклассного чтения «Образы защитников родной земли в повести Е.И. Носова «Усвятские шлемоносцы» в X классе могут стать знаменитые строки, открывающие третий том романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»: «. и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Работа с текстом повести Е.И. Носова проводится по такому плану:

1. Как в повести показаны ненужность, противоестественность войны с точки зрения простого труженика? Какие символические образы используются при этом автором?

2. Как в повести развиваются традиции патриотической темы в русской литературе?

3. Какова роль сцены сбора мужиков у деда Селивана в повести?

4. Какие черты главного героя повести Касьяна убеждают в том, что он сумеет защитить свой дом, свою землю от врага?

Значительно реже учитываются учителями историко-литературные связи, кроме, пожалуй, самой распространенной «связи по автору», когда для беседы на уроке внеклассного чтения отбираются другие произведения писателя, изучаемого по программе, или книги, посвященные его жизни и творчеству. Иногда на уроках внеклассного чтения обсуждаются и произведения других авторов, близкие по времени написания, имеющие сходную творческую судьбу, созданные в русле одного литературного направления. Обращение к произведениям зарубежных писателей отчасти восполняет пробелы в литературном образовании, дает возможность выхода на проблемы взаимодействия литератур, литературных связей и влияний.

Урок внеклассного чтения «Герои произведений Ф. Шиллера» в VII классе познакомит учащихся с личностью знаменитого немецкого поэта, оказавшего большое влияние на русскую литературу, с его балладами в переводах В.А. Жуковского, с отдельными сценами из его драмы «Вильгельм Телль» (рассказы о подвигах Телля, сцена с яблоком, побег Телля, финал восстания против австрийцев и др.). Разговор о героическом народном характере, начатый на уроках по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», может быть продолжен при обсуждении шиллеровской версии легенды о благородном стрелке Вильгельме Телле. Романтический герой привлекает внимание читателей этого возраста, поэтому на уроке возможно самое активное использование индивидуального читательского опыта учащихся, их впечатлений о книгах В. Скотта, Ф. Купера, В. Гюго и других писателей-романтиков.

Для урока внеклассного чтения «По страницам современной Пушкинианы» в IX классе, который стоит начать с краткого очерка истории отечественной Пушкинианы, учащиеся подбирают последние сборники, посвященные Пушкину («Друзья Пушкина», «Венок Пушкину», «России первая любовь: писатели о Пушкине, поэты — Пушкину», «Солнце нашей поэзии: из современной Пушкинианы», «Светлое имя Пушкин: проза, стихи и пьесы о поэте» и др.). Этот урок-обозрение завершит чтение фрагментов из недавних публикаций Пушкинианы русского зарубежья (статьи В.В. Розанова, А.М. Ремизова, Д.С. Мережковского, В.Ф. Ходасевича, В.В. Набокова и др.).

Мало внимания уделяет школьная практика и теоретико-литературным связям классного и внеклассного чтения. Между тем уроки внеклассного чтения могут существенно расширить представления учащихся о литературных жанрах, поэтических формах, средствах художественной изобразительности, особенностях стихотворной речи.

На уроке внеклассного чтения «Басни в стихах и прозе» в VI классе после вступительного слова учителя «Из истории басни как литературного жанра» заранее подготовленные учащиеся представляют краткие биографические справки о знаменитых баснописцах разных времен и народов: Эзопе, Федре, Ж. Лафонтене, Г.Э. Лессинге, И.И. Дмитриеве, И.А. Крылове и др., читают или инсценируют их басни. Следующий этап урока — чтение и сопоставительный анализ басен «Жук и муравей» Эзопа, «Хомяк и муравей» Лессинга, «Стрекоза и муравей» Крылова (герои, мораль, язык).

«Тинлидер 3000». Первая встреча с ребятами.

Одна из основных задач урока внеклассного чтения «Ямб в русской поэзии» в IX классе — развитие интереса к форме литера турного произведения. Опыт показывает, что обращение к вопросам теории и истории стиха на уроках может стать стимулом к самостоятельному чтению лирических произведений, а иногда и к созданию собственных стихов. Примерный план этого урока:

1. Чтение эпиграфов к уроку (пушкинские строки о ямбе из «Евгения Онегина» и «Домика в Коломне») и стихотворений, написанных ямбом.

2. Беседа о ритмико-интонационных возможностях ямба, реализуемых в многообразии тем и идей, настроений и образов, в произведениях разных жанров.

3. Сообщения «Из истории ямба» (версия о происхождении названия, Аристотель о ямбе, спор Тредиаковского и Ломоносова, ямб в поэзии XIX в. и т.д.).

4. Обсуждение планов-проспектов поэтических антологий «Ямб в русской поэзии», подготовленных группами учащихся: представление антологии составителями, чтение вступительной статьи и избранных страниц, выступления рецензентов.

5. Выразительное чтение стихотворений русских поэтов, написанных ямбом (по выбору учащихся). Представление новых поэтических сборников («Жизнь природы там слышна», «Как наше слово отзовется», «Я помню чудное мгновенье», «1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников» и др.).

6. Чтение пародий Козьмы Пруткова, написанных ямбом и хореем (запланированный литературный розыгрыш).

Помимо внутрипредметных связей в практике отечественной школы давно были намечены и широко используются и межпредметные связи уроков внеклассного чтения с уроками истории, географии, музыки и изобразительного искусства. Интересно проходят такие уроки, как «Зима в русской поэзии, живописи и музыке», «Исторические события и герои в романах В. Скотта», «Путешествия русских писателей», обсуждения новых книг из серий «Жизнь замечательных людей», «История Отечества», «Жизнь в искусстве» и др.

При планировании системы уроков внеклассного чтения важно предусмотреть:

— разумное сочетание произведений русской и зарубежной классики и современной литературы;

— тематическое разнообразие («Проблема героя в литературе», «Война и мир», «Человек и природа», «Нравственные искания», «Нравственный идеал» и т.д.);

— сочетание произведений разных жанров (в соответствии с реальной картиной чтения, а также интересами самого учителя и учащихся);

— чередование разных видов уроков внеклассного чтения (беседа, обзор, композиция, концерт, семинар, викторина, экскурсия, собеседование, консультация и т.д.) и приемов активизации читательской самостоятельности учащихся (различного рода групповые и индивидуальные задания, использование других видов искусства, межпредметных связей, технических средств обучения);

Практики к программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» | Вебинары Воспитатели России

— систематичность и последовательность в овладении навыками работы с книгой (работа с библиотечным каталогом, со справочным аппаратом книги, аннотирование, работа над отзывом, рецензией, обзором, рефератом и т.д.).

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся»

Все изменения в реальной читательской ситуации при перспективном планировании учитель вряд ли сможет учесть, поэтому система уроков внеклассного чтения должна быть открыта для всего нового и интересного, появляющегося в литературе. Особенно это относится к урокам внеклассного чтения в старших классах, где необходимы не только традиционные беседы по современной литературе, но и обзоры, консультации, а также специальные часы на индивидуальные собеседования и консультации.

Основную работу по подготовке урока внеклассного чтения проводит небольшая инициативная группа из трех-четырех заинтересовавшихся темой урока ребят, которые выступают в роли организаторов, ведущих, основных докладчиков и их оппонентов, библиографов, оформителей и т.д. Они же помогают в распределении заданий между одноклассниками, вместе с учителем продумывают сценарий и оформление урока.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В.П. Острогорским, Ц.П. Балталоном, Ю.Н. Верещагиным, Н.В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

4. Разработайте цикл уроков внеклассного чтения по литературным сказкам в V классе. Как вы будете знакомить пятиклассников с биогра- фиями писателей-сказочников? Как сделать уроки живыми, интересными, запоминающимися? Какие литературные игры, конкурсы, викторины можно провести на этих уроках?

5. Продумайте план урока внеклассного чтения в старших классах, посвященного обсуждению одной из литературных новинок. Подготовьте вопросы для самостоятельной работы старшеклассников с текстом.

Литература
Внеклассная и внешкольная работа по литературе / Под ред. Я.А. Ротковича. — М., 1970.
Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе (IV-VIII кл.). — М., 1980.
Уроки внеклассного чтения / Под ред. Я.Г. Нестурх. — М., 1980.

Как наше слово отзовется, или Учимся составлять описание работ на материале отзывов

По образованию я филолог, поэтому всегда и везде обращаю внимание на слова, речевые обороты, ошибки, выразительные приемы и так далее.
Вот и Ярмарка Мастеров — это для меня, помимо прочего, еще и тексты, описывающие и оценивающие, рекомендующие и рекламирующие, болтающие и выясняющие отношения. Когда-нибудь я напишу серьезную и немного скучную статью в научный журнал, посвященную, например, речевым стратегиям в блогах. А сейчас хочу поставить теорию на службу практике и облегчить задачу тем, кто каждый раз испытывает муки слова, составляя описание своей работы.

Внимание: Слово! Работа со словом как основа понимания текста

Частный случай проблемы состоит в отсутствии нужных слов для доходчивого и цепляющего описания авторского творения. Корень зла в том, что мы не очень хорошо представляем, по каким параметрам описывать свою же работу. Заимствовать чужие тексты как-то не комильфо, а вот воспользоваться хвалебными оценками из отзывов – сам Бог велел. Зачем гадать, как наше слово отзовется в умах и сердцах покупателей, если они сами (покупатели) уже поделились тем, что для них важно и значимо? Причем сделали это на языке, который им понятен и близок.

Эта идея не мое ноу-хау, но вряд ли кто-то до этого брался систематизировать материал отзывов.

Принцип общий для описания любых изделий, но я рассмотрю только то, что касается вязаных вещей (моя тема!).

Итак, за что же говорят спасибо заказчики мастерам спиц и крючка?

Список параметров располагается по убыванию частотности/популярности. Слова-характеристики, взятые из отзывов, выделены курсивом.

Фактура. Мягкость пряжи, ее «неколючесть», приятность на ощупь – это то, что больше всего делает покупателей довольными. Пушистость тоже приветствуется.

Эмоции, настроение. Здесь самым ценным является ощущение уюта, которое дает вязаная вещь. Многие описывают радость, удовольствие, наслаждение и позитивное настроение от ношения веселых митенок или задорной шапочки.

Общая оценка. Удовлетворение от покупки примерно в 7 случаях из 10 выражается при помощи слов чудесный, шикарный, замечательный, восхитительный, великолепный, потрясающий, превосходный, волшебный, отличный, обалденный, клевый.

Согревающие свойства. Прилагательное теплый самая популярная характеристика любого вязаного изделия. И это не удивительно, ведь вязаная вещь просто обязана хорошо греть, чтобы можно было зарыться в нее с носом, если на улице трескучий мороз.

Следующие три пункта имеют одинаковый вес в просмотренных мной отзывах.

Качество исполнения. Аккуратность работы бросается в глаза даже неискушенным заказчикам. Знатоки же восхищаются тонкой, ювелирной работой. Отмечается и то, что качество может быть настолько профессиональным, что вещь становится фирменной.

Красота. Красивые и нарядные вещи трогают женские сердца, о чем они примерно через раз пишут в своих отзывах.

Цвет и рисунок. Предметом любования чаще всего становятся яркие цвета. Большинство, оценивая цвет, ограничивается общей превосходной оценкой (приятный, необычный, необыкновенный, красивый, праздничный, изумительный, сногсшибательный, ошеломительный), но некоторые заостряют внимание на отличном сочетании цветов, оттенке (завораживающего цвета морской волны), рисунке (чудесные узоры, интересный, изумительный рисунок) или другой цветовой особенности (искристый).

Стиль. К этому разделу я отнесла обозначение того, насколько платье, кофточка, кардиган или шапочка вписываются в образ хозяйки. Многие описывают тот счастливый случай, когда изделие сидит хорошо, идеально (по высоте и объему), великолепно, облегает так, как хотелось и смотрится при этом благородно. Другие добавляют, что вещь получилась стильной, женственной и элегантной.

Общественное признание. Думаю, что, покупая красивую, стильную и нарядную вещь, мы все хотим не просто тихо радоваться отражению в зеркале, но и получать комплименты от окружающих. Приятно не оставаться незамеченной, привлекать к себе внимание, чувствовать себя центром внимания всегда: и в будние и в праздники и даже сводить кого-то с ума . Более прагматичные ценят, что приобретенное ими вязаное изделие можно носить в самых разных вариациях, зимой и летом, одеть на работу, в офис, в театр, в гости и на торжественные мероприятия и это будет смотреться достойно и презентабельно.

Пряжа. Относительно немного людей отмечают качество пряжи. Но те, кто это делает, ценит ее шелковистость, пушистость, натуральность, благородство, высокое качество и отличие от обычной недорогой пряжи.

На этой десятке самых популярных оценок в отзывах я остановлюсь. Хотя список можно продолжать, выделив еще параметр «оригинальность». Это свойство ценится любителями ручного творчества, иначе бы они не писали очень оригинальная шапка, оригинальная задумка, неординарная вещь, эксклюзивный свитер, есть только у одного человека. Отклик у покупателей найдет и «предназначение вещи»: прекрасный подарок (для мамы и мужа), защита от напора первых морозов предзимья и прочее.

Статья не имеет цели представить все возможности русского языка для рекламного описания выставленной в магазине вещи. Она просто дает содержательные ориентиры и словарь-минимум для составления этого описания.

Добавить комментарий