Как искусных дел мастеру стать фотомерчендайзером

Книги, которые стоит прочитать всем рукодельницам

Многие рукодельницы, начав заниматься любимым творчеством, приходят к тому, что хочется монетизировать свое хобби. В один прекрасный день тебе надоедает выслушивать от родных и знакомых усмешки и рекомендации пойти работать на «нормальную» работу и не заниматься ерундой! Но постепенно набивается рука в выбранном творчестве, начинают появляться заказы и новые идеи! Хочется роста и как Мастера своего дела, и в продажах!

И тут возникает много вопросов:

Как же научиться грамотно продавать свои изделия?

Как научиться продавать много и стать востребованным?

Как стать брендом?

Как выходить из состояния перегорания?

Есть несколько отличных книг, которые смогут помочь в этих вопросах не только начинающим рукодельницам, но и уже тем, кто на пороге того, чтобы получать от хобби денежку и выйти на новый уровень продаж.

Конечно, не всем эти книги могут понравится, выбирать уже Вам!

Охота на работу: кладовщик и мерчендайзер

1. Анна Тюхменева «Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества»

Призвание Мастера — творить, заниматься любимым делом, созидать красоту. Когда Мастер назначает цену за свою работу, то он становится бизнесменом, а его творчество — бизнесом.Если хотите добиться успеха, то научитесь смотреть на хобби, сразу как на бизнес! В книге представлены упражнения, которые помогут вам в продвижении. Выполняйте их шаг за шагом и это принесет вам процветание.

Мне книга понравилась. Написана легким языком.

2. Эль Луна «Между надо и хочу»

Для кого эта книга? Для всех, кто хочет изменить свою карьеру и жизнь, найти свое истинное призвание и смелость для того, чтобы ему следовать.

В этой книге есть отличные упражнения, которые помогут вам сделать выбор направления своего пути. Например: Упражнение некролог. Надо в одном написать что будет, если вы продолжите идти по тому пути, который у вас сейчас. А в другом: что будет, если вы выберете для себя то направление пути, если прислушаетесь к своему «хочу»!

Профессия мерчендайзер не правленая

3. Яна Франк «Муза, где твои крылья?»

В этой книге можно найти опыт преодоления жизненных барьеров, когда кажется, что весь мир ополчился на тебя! Когда кажется, что родные и близкие толкают тебя к пропасти, причиняя добро своими советами, упреками и возражениями от выбора твоего пути в мире творчества! Там много ценных советов, упражнений и то, как найти свое вдохновение, свою Музу.

4. Остин Клеон «Кради как художник»

Работа Мерчендайзера | Часть 3 Финал

Книга рассказывает о том, как «плагиатить» с умом. Все «оригинальное» в этой жизни было свистнуто с умом, проработано, наполнено изюминкой. И если копнуть поглубже, всегда можно найти корни этого оригинального. Сохраняйте сворованное, записывайте мысли, референсы и мелькнет та изюминка, что сделает вас и ваши творения «Оригинальными». Так же в книге много ответов на вопросы начинающих рукодельников: когда перейти на удалёнку, когда начать продавать масштабно, что делать с вдохновением и откуда его брать.

Работа Мерчендайзер, обман, плюсы и минусы, личный опыт

5. Тит Нат Хан «Мир в каждом шаге»

Книга великого духовного лидера о том, как найти спокойствие и гармонию внутри себя в любых обстоятельствах. Медитации и дыхательные практики смогут помочь вам находить вдохновение там, где вы бы его никогда и не подумали искать. Эта книга о том, как находить взаимопонимание с людьми, с этим миром и наполняться энергией жизни.

ЧТО ТАКОЕ МЕРЧЕНДАЙЗИНГ? | ПРОСТЫМИ СЛОВАМИ

6. Джулия Кэмерон «Поиск источника»

Книга рассказывает о том, как удержать свою творческую Музу, как подключаться к потоку идей, что предпринимать в моменты творческого кризиса. Подойдет для новичков, которые только хотят или мечтают окунуться в мир творчества.

7. Айше Берсел «Жизнь как конструктор»

В этой книге автор рассказывает, как круто взять и поменять свою жизнь немного потренировавшись перед этим. За 4 этапа: деконструкция, принятие новой точки зрения, реконструкция и воплощение вы создадите свою новую жизнь. В этих упражнениях вы все разложите по полочкам: дом, семья, хобби, работа и взглянете на все под другим углом.

Суть дизайна жизни состоит в том, чтобы сохранить то, что нам нравится; избавиться от того, что не нужно; трансформировать то, что мы не можем изменить, в то, что можно применить с пользой.

8. Барбара Шер «Мечтать не вредно»

Книга с практическими заданиями как найти себя, свое предназначение в жизни и идти к своим целям. На многие вещи открывает глаза, позволяя взглянуть на ситуацию под другим углом. Помогает отбросить страхи на пути к цели и заняться тем, что нравится. Книга для тех, кто хочет претворить свои мечты в жизнь. Это полное руководство к действию.

Как я работал мерчендайзером в компании Пепси.

9. Твайла Тарп «Привычка к творчеству»

Настоящая работа: мерчендайзер

Сделайте творчество своей жизнью — такой девиз этой книги Здесь много упражнений для того, чтобы обрести вдохновение, удержать его, сделать творчество привычкой на каждый день, победить свои творческие затыки и организовать свое пространство, развить свою память и выбраться из ямы неудач.

10. Ада Быковская «Бизнес своими руками. Как превратить хобби в источник дохода»

Эта книга – для тех, кто хочет превратить свое хобби в свой бизнес. Для тех, у кого уже есть частная практика и, может быть, пока не очень много заказчиков, но зато множество вопросов. Что нужно знать, если хочется продавать сделанные своими руками украшения или игрушки? Как определить, сколько они могли бы стоить? Что сделать, чтобы их заметили, захотели купить и купили? А если вы, к примеру, преподаватель или стилист – где повесить объявление о своих услугах? Как найти клиентов? Как понять, смогут ли доходы от продаж заменить зарплату, если уйти с работы и заниматься тем, чем всегда хотелось?

11. Антон Монин и Ирина Лакото «И радость творчества, и полный кошелек»

Эта книга о том, как превратить свое любимое дело в источник стабильного и постоянного дохода. Воспользуйтесь авторской системой построения своего дела и начните продавать свои изделия или услуги, даже если вы ненавидите и не умеете продавать.

В книге описаны 20 блоков маркетинговой системы «Дело для Денег и Души». Создайте их хотя бы в «минимальной комплектации» и получайте доход от 15 000 рублей в неделю, не работая в офисе, занимаясь своим любимым делом. Свое дело – это альтернатива работе по найму, с одной стороны, и бизнесу в привычном его понимании – с другой. Система, изложенная в книге, подходит для людей творческих профессий, фрилансеров, специалистов, работающих дома, хендмейдеров… Не гадайте, подойдет ли она вам. Просто идите блок за блоком – вам понравится легкость, простота и эффективность этой системы построения своего дела. И доход на счете, который вы обязательно получите, если в точности выполните все рекомендации авторов.

12. Дария Бикбаева «Включите сердце и мозги. Как построить успешный творческий бизнес»

Как быть, если нелюбимая работа превращается в унылое зарабатывание денег? И зачем тратить жизнь на то, что не любишь? Любимое дело может быть профессией и приносить доход, давать чувство радости и гордости за свой труд.

Автор книги Дария Бикбаева когда-то сама прошла этот путь и сейчас создает творческие бизнес-проекты, продюсирует таланты и успешно учит этому других.

Эта книга поможет соединить бизнес и творчество, любимое занятие и доход, а главное – найти себя, жить по своему собственному сценарию, творить и получать радость от каждого прожитого дня.

Мерчендайзер профессия

Вы найдете в книге простые и понятные проверенные инструменты, которые помогут найти свое призвание и начать свой бизнес. Подробный план действий и множество успешных историй из творческого бизнеса.

13. Кари Чапин «Handmade. Придумай и сделай бизнес своими руками»

Готовы ли вы сделать из хобби дело своей жизни и зарабатывать, занимаясь любимым творчеством? Автор бестселлеров о handmade-бизнесе Кари Чапин уверена — вы готовы!

В своей книге Кэри рассматривает все основные вопросы, связанные с трансформацией хобби в успешный бизнес — от бизнес-планирования, тайм-менеджмента и распространения продукции до расширения производства, поиска финансирования и решения юридических вопросов.

Обучение мерчендайзеров — опыт Leader Team | iSpring

С этой книгой вы сможете наладить собственный бизнес и отказаться от рутинной работы по найму.

Мерчендайзер — Один день из жизни

14. Алекс Корнелл «Опять творческий кризис? 90 проверенных способов преодолеть кризис и снова найти вдохновение»

PowerStaff : : Преимущества работы мерчендайзера

С творческим кризисом сталкиваются практически все, кто работает в творческой сфере. Каждый новый кризис не похож на предыдущий, и важно уметь преодолевать его всякий раз заново.

Эта книга расскажет вам, как преодолеть себя, как находить вдохновение, как найти выход из любой, казалось бы безнадежной ситуации. Это-сборник рассказов людей, добившихся успеха и столкнувшимися с трудностями на своем пути к цели, побеждая прокрастинацию и потеряв вдохновение. Все это мотивирует и подталкивает к действиям.

15. Наталья Беркетова «Продавая эмоции, или как создать свой творческий бизнес за 2 месяца»

Создать бизнес на своем творчестве — заветная мечта большинства творческих людей. По прочтении, получите волшебный «пендель», если всё не торопитесь и боитесь начать свой бизнес. В этой книге есть пошаговый план, как начать свой бизнес отбросив все страхи сомнения. Книга написана легко и понятно с примерами и без «воды».

16. Дмитрий Кот. «Продающие тексты: модель для сборки. Копирайтинг для всех»

Книга для тех, кто хочет писать продающие описания к своим работам для размещения их на сайтах, своих страничках или для рекламы. В этой книге есть готовые шаблоны, которые применимы к любому бизнесу. Только бери и делай! Получаешь полную систематизацию в приёмах и подходах.

17. Дэм Роэм «Визуальное мышление. Как «продавать» свои идеи при помощи визуальных образов»

Образы и рисунки позволяют наглядно отражать сложные понятия, объединять и обобщать информацию, они полезны для прояснения и разрешения любых вопросов — от деловых ситуаций и политических неурядиц, до технических сложностей, конфликтов и даже личных проблем.
В этой книге вы узнаете о:
4 шагах визуального мышления;
5 ключевых вопросах, необходимых для четкого описания идей;
6 способах представления идей другим людям.

18. Светлана Воинская «Сотвори и продай. Как превратить свое хобби в Дело и добиться успеха»

О том, как начать зарабатывать на том, что делаешь своими руками. Как открыть собственный хендмейд-бизнес без бюджета? Как выгодно представить свои работы публике, и где ее найти? Как сэкономить на продвижении, и где продавать свои изделия? Как стать звездой хендмейда, и где потом проводить мастер-классы? И наконец, как создать собственную дизайнерскую марку?

Насчет этой книги идут споры. Кто-то ее критикует, а кто-то использует как настольную книгу. После долгого колебания я все-таки включила ее в свой список.

19. Тина Силиг «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след».

С чего начинать собственное дело? Где найти прибыльную идею? Как научиться решать проблемы? Над чем лучше работать и на что тратить свои силы и время?

Большинство людей ограничены лишь наличием у себя своей энергии и воображением, а эта книга поможет смотреть на любую задачу с другой стороны и видеть не одно решение, а несколько.

20. Стивен Р. Кови «7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности»

Пожалуй, эта книга не нуждается в представлении. Она как карта с навигацией, как системно можно изменить себя и свою жизнь. Это книга о самосовершенствовании, достижении целей. Она покажет вам, как поставить правильно цели и приоритеты.

РАБОТА МЕРЧЕНДАЙЗЕРОМ ТО О ЧЕМ ВАМ НЕ СКАЖУТ ЧАСТЬ 2

Вот такой обзор книг я составила. Понятно, что книг по саморазвитию, развитию бизнеса, поиска творческого вдохновения очень много, но эти я бы выделила отдельным списком. Тут есть что почитать, а главное, применить и достичь результата.

Всем удачи на вашем выбранном пути и пусть Муза не покидает вас никогда!

Ну, а если вы посчитаете, что этот список может пригодиться вашим друзьям рукодельникам, да и не только им, то поделитесь этой статьей! Кто-то прочтет одну из этих книг, применит, и его жизнь поменяется. Это же здорово!

Перспективные идеи бизнеса с использованием дерева

В большинстве случаев, идеи для бизнеса находятся на поверхности, ведь все гениальное просто. Бизнес по дереву это отлично доказывает. Давайте посмотрим, что же можно изготавливать и продавать из дерева.

Изготовление этнических сувениров

В России очень много туристических городов, где ежедневно бывают сотни и тысячи туристов со всей страны и даже мира. Туристы, как правило, хотят приобрести памятную вещь связанную с поездкой именно в этот город или место. Именно поэтому, бизнес-идея по изготовлению деревянных этнических сувениров рентабельна и перспективна.

Вы можете выбрать следующие направления деятельности:

  • Изготовление образцов животных-эндемиков (которые обитают лишь на конкретной территории России);
  • Изготовление магнитиков;
  • Картины из местных пород деревьев;
  • Изготовление посуды и предметов интерьера из дерева.
  • Низкие затраты на сырье (от 1000 рублей);
  • Высокий спрос;
  • Быстрая окупаемость (цена одного изделия обычно в 4-5 раз превышает его себестоимость).
  • Необходимо ознакомиться с историей города, местных жителей и существующими устоями;
  • Сбыт лучше осуществлять около достопримечательностей города или на вокзалах, а для этого необходимо заранее согласовать продажу с администрацией, дирекцией.

Мерчендайзер

Развивающие игры для детей

Деревянные игрушки являются наиболее подходящими и самыми безопасными для детей.

КАК СТАТЬ МЕРЧЕНДАЙЗЕРОМ? | ОФОРМЛЕНИЕ НА РАБОТУ, ЧТО НУЖНО?

Направлений производства детских игрушек из дерева огромное количество:

  • Развивающие бизиборды;
  • Кубики;
  • Мини-кухня;
  • Домик для кукол;
  • Ксилофоны;
  • Мозаики, пазлы, пирамидки;
  • Дудочки;
  • Автомобили, паровозы, железная дорога;
  • Каталки, толокары.

Ознакомившись с имеющимися на рынке предложениями деревянных игрушек, становится понятно, что большая часть из них импортируется из Китая (хотя древесину эта страна закупает в России). Этот факт обуславливает дополнительные наценки, которых можно избежать, сумев организовать производство на родине.

  • Возможность самостоятельной реализации через торговые площадки, а также можно наладить сотрудничество с сетями детских магазинов;
  • Относительно низкий порог входа (около 10 000 рублей);
  • Необходимо продумать интересный концепт изделия и обязательно добавить к нему красок;
  • В производстве лучше избегать клеевых растворов и другой химии;
  • Можно специализироваться лишь на одном виде игрушек или производить изделия только для конкретной возрастной категории детей;
  • На сегодняшнем рынке присутствуют около 5 крупных производителей деревянных игрушек.
  • Прочность изделий позволит легко перевозить и доставлять игрушки до покупателей.
  • Большое разнообразие вариантов изделий;
  • Ввиду натуральности и экологичности материала, игрушки из дерева стоят дороже.
  • Высокие транспортные издержки, связанные с весом готовой продукции.
  • Дерево не подходит для изготовления «водных» игрушек.

Отделочные материалы

Бытует фраза, что ремонт – дело вечное, он никогда не заканчивается, а лишь приостанавливается. Сейчас очень много разнообразных отделочных материалов для создания интерьеров квартир и домов, а наибольшей популярностью пользуются те, что выполнены из дерева.

Предприниматель может заработать приличное состояние, направив производство на изготовление следующих материалов:

Мерчандайзинг для начинающих — базовые навыки

  • Кухонные фасады (многие считают дерево непрактичным материалом для кухонных фасадов, однако покрыв его защитным средством материал становится изюминкой интерьера);
  • Межкомнатные и входные двери;
  • Лестницы (выполнение лестничных конструкций оплачивается очень высоко – от 20-40 тыс. за заказ);
  • Напольные покрытия.
  • Обязательно потребуется навык работы со специальными слесарными инструментами;
  • Процесс сопровождается тщательными расчетами;
  • Хороший спрос обусловлен популярностью воплощения в доме эко-стиля;
  • Потребуются существенные затраты на покупку материалов;
  • Первоначальные издержки производства от 50-80 тыс. рублей;
  • Окупаемость – около полугода.

Поделитесь в комментариях своими идеями перспективных направлений связанных с деревом.

Есть такая профессия: кожевенных дел мастер – человек, владеющий одним из самых древних искусств человечества

Когда думаешь про кожевенного мастера, невольно представляется рослый богатырь, от которого пахнет кожей и клеем. Даша Куканова совсем не Илья Муромец, она хрупкая и нежная, и невероятно живая – любовь к творчеству и ручному труду озаряет ее лицо почти физически ощущаемым сиянием.

Кожевенное мастерство – древнейшее умение. Кажется, выделывать кожу человек научился раньше, чем внятно говорить. Чего только сегодня не делают из этого материала: элегантные сумки, невероятные панно, седла и сбруи. Кожевенное искусство почитается во всех странах и считается настоящей мужской работой, требующей огромного терпения и силы.

Сколько Даша помнит, папа всегда что-то строгал, вырезал, мастерил, рисовал. А скоро тяга к прекрасному обнаружилась и в ней. Тогда Дарья еще смутно представляя свое будущее, но пошла учиться на дизайнера. Проработала три года с текстилем и скоро поняла, что хотела бы создавать сама – шить да строгать. И однажды в одном из торговых центров Даша увидела отдел с авторскими изделиями из кожи: панно, картины, сумки, карты, светильники поразили ее до глубины души.

Даша поехала к хозяевам отдела в мастерскую, потому что поняла – сейчас или никогда! Либо она устраивается туда работать, либо так и останется на уже наскучившей работе с нереализованным потенциалом и рвением. «Возьмите меня к вам, я все умею!» – сказала она и уговорила. Так начался кожевенный путь нашей героини.

Как работает кожевенный мастер и с чем? Какова цель в работе? Какие задачи ставит?

Кожевенный мастер – ремесленная профессия, зачастую тяжелая. Мы работаем со шкурами животных различной выделки, станками, молотками, клеями, иногда металлом, деревом. Мне в работе нравится то, что я своими руками создаю вещи, которые сама же придумала и которые будут полезны другим людям. Я уверена, что ручной труд – это что-то настоящее, живое, природное. Стремление к настоящему и есть моя цель и задача.

Курс обучения «Мерчендайзер» — 9 секретов продающего мерчандайзинга

Где этому можно обучиться? Допустим, человек, хочет стать кожевенным мастером, как ему дальше быть? С чего начать?

Сейчас есть всевозможные мастер-классы, а также видео на ютубе. В Петербурге существует даже специальная школа кожевенного мастерства, куда можно купить как разовый абонемент, так и проходной билет на целый курс. Каждый приходит в это дело своим путем. А начать, думаю, стоит с главного – понять, что ты от этого хочешь? Зачем оно тебе нужно? И дальше искать пути: смотреть ролики, ходить на мастер-классы, устроиться в мастерскую подмастерьем.

Какие личные качества нужны, чтобы заниматься этим?

Во-первых, стойкость. Готовность к тому, что ничего вначале не будет получаться. Надо быть готовым к травмам. Когда новенький первый раз прибивает палец молотком, мы шутим, мол, «прошел боевое крещение». Во-вторых, надо иметь развитую фантазию, а также конструктивное мышление.

Какие сложности бы вы отметили на этом профессиональном пути? К чему надо быть готовым?

Лично я бы отметила сложности физического плана. Девочка, которая никогда не поднимала ничего тяжелее своей дамской сумочки, вдруг получила в руки молоток и пачку с кожей. Вечное отсутствие маникюра. Руки, которые болят с непривычки, опухшие по утрам пальцы. Так что от такой работы становишься сильнее и выносливее однозначно. Также нужно быть готовым к большой конкуренции.

Кто клиенты кожевенного мастера? Где он может работать?

Кожевенный мастер может работать во многих местах. Обувные, автомобильные, реставрационные мастерские, в сфере дизайна, если знать, как правильно применять свои знания и умения. Клиентами могут быть и крупные корпорации, которые заказывают бизнес-подарки или сувениры для своих работников, и частные лица, и дизайнеры интерьеров. И обычные простые люди, как я, мои друзья или родители, которые выбирают в подарок кошелечек, сумку или милую брошку.

Как проходит рабочий день кожевенного мастера?

Я просыпаюсь в 8 утра, сначала проверяю почту и все интернет-площадки, где выставлены наши работы, выкладываю посты, списываюсь с клиентами. Затем иду в мастерскую и по намеченному плану работаю: либо делаю заказ, либо шью новую модель. После работы в мастерской я обычно иду на почту отправлять посылки и затем еще раз проверяю почту. Вечером всегда проверяю, все ли намеченные дела завершены, всем ли ответила, укладываюсь ли я в сроки и просматриваю план на следующий день.

Без чего кожевенному мастеру не обойтись? Я думаю, что самое важное, без чего не обойтись кожевеннику – это своя мастерская. Не уголок или отдельная комната дома. А целая мастерская. Работа с кожей все-таки в какой-то степени токсична – мы пропитываем шкуру, используем клей, имеем дело с кожаной пылью. Плюс постоянный шум – то станок работает, то молотком стучишь. Что касается инструментов, у меня в мастерской стоит небольшой станок для обработки краев, пресс для тиснения и набор различных инструментов, большинство из которых можно купить в любом строительном отделе – молотки, линейки, резаки.

Говорят, что тайны истинного творчества сокрыты в искусных руках народных мастеров. Только они – благодаря освоению техник, передаваемых поколениями – способны создать нечто настоящее, непосредственно влияющее на душу, очаровывающее ее. Вещи, которые выходят из рук Даши – тому подтверждение.

Узнать больше о Даше и ее творчестве можно здесь https://vk.com/id23004324

Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Сила и мудрость

Сила и мудрость

«Большая сила побуждает к великой мудрости» — в этом известном афоризме традиционного ушу тонко подмечена основа гармоничного воспитания бойца, сочетающего в себе единство духовного совершенствования и боевой практики. Скрытый смысл этой максимы и других, подобных ей, зачастую не сразу подмечается даже искушенными в боевых искусствах представителями западной традиции.

Может быть, все это — не более чем обыкновенный восточный трюизм, облеченный в мудрую традиционную форму, и мы напрасно ищем за глубокомысленной фразой духовное откровение старых мастеров? Не покажутся ли нам рассуждения о добродетельных поступках воинов, их высокой гуманности и мудрости немного наигранными, чуть театрализованными и рассчитанными «на публику»?

А если все же допустить, что за всем этим стоит вполне реальное, абсолютно конкретное состояние духа учителей ушу и их объяснения добродетельной мудрости следует понимать не через логически-холодный разум, а осознавать сердцем? Спросим себя, почему известные наставники в своих трудах больше места уделяют именно нравственному воспитанию человека, причем не в затертом утомительными рассуждениями западном смысле нравственности, но именно как проявлению чистого, запредельно спокойного, светло-доброго состояния сознания, непротиворечивого взаимопреемствования мира и человека?

Этот особый путь нравственно-духовного воспитания через боевые искусства, ведущий к реализации природной чистоты человеческого духа, носит название «удэ» — «боевая мораль», или «боевая добродетель», а если толковать весьма расширительно — то «благое качество, достигаемое через занятия боевыми искусствами». Именно этому качеству испокон веков отводилось важнейшее место во всех школах ушу.

Вот один из ярких примеров. Известный мастер XVIII века из Хэнани Чан Найчжоу в «Книге о технике боя» («Уцзишу») в первых главах и предисловии к своему опусу больше внимания уделял понятию добродетельного поступка, почтительности и скромности бойца, нежели описанию ударов. Он считал, что ушу начинается с воспитания души, а отнюдь не с объяснения техники поединка. Вот его слова: «Изучая кулачное искусство, надо прежде всего совершать добродетельные поступки, в мирских делах быть почтительным и скромным, не вступать в бой с другими людьми. Только таким образом можно стать истинным человеком и благородным мужем».[48]

Не покажется ли нам парадоксальным, что боевое искусство, одна из целей которого заключается в умении нанести своему сопернику максимальный урон, должно начинаться с овладения некими моральными нормами, причем это овладение заключалось не в механистическом заучивании правил поведения, но в их интериоризации, «погружении внутрь сознания», когда предписания становились основой истинной натуры человека. «Боевое искусство создано для того, чтобы им никогда не пользоваться», — подтверждает этот парадокс другая сентенция из ушу. Однако этот парадокс становится закономерностью и необычайной продуманностью, если мы будем учитывать тот факт, что культура, воспитывавшая в своих недрах столь искусных бойцов, вырабатывала и определенные нормы регуляции отношений этих людей с самим обществом. Общество, равно как и сами мастера, должно быть уверено, что их искусство никогда не будет обращено во вред людям.

Неправильно определять «боевую добродетель» как набор каких-то нравственных качеств, как раз «нравственного» тут мы не встретим. Это особая форма существования, стилистика жизни в ушу, по сути — каждодневное существование на грани человеческого и небесного.

Годами проверялся ученик, прежде чем его допускали до истинных тайн школы, до наиболее эффективных приемов и методов. Удэ постепенно превращалась не столько в ряд запретов, сколько в пробуждение общегуманного начала в человеке. Из моральных понятий, навязываемых извне человеку, боевая мораль превращалась в «отклик Дао» внутри него. Примечательный факт — ученику редко запрещалось что-нибудь делать, ему лишь объясняли, что тот или иной поступок несопоставим с идеальным образом последователя ушу. Остальное он мог решать сам: либо следовать предписанным путем боевых искусств, либо пребывать в мире иллюзий, считая, что может существовать боевое искусство без морально-духовного подвижничества.

Конечно, мы говорим о некоем идеальном варианте, но, как ни странно, этот идеал бойца воплощался в Китае не столь редко, как это было с западными нравственными идеалами. Боевая добродетель представлялась не как набор скучноватых морализаторских поучений и разрозненных дидактических наставлений, но как раскрытие высочайшей тайны души мастера («истинного человека»!), которую он передавал последователю, — слепок человеческого духа, достигшего своей вершины.

Удэ начинается с воспитания скромности — проявления особого уважения как к учителю и собратьям, так и ко всем окружающим. Ученик, который выказывал подобострастное поклонение учителю, но был груб и заносчив по отношению к обычным людям, считался утерявшим важнейшую черту боевой добродетели — всеобщность принципа искренности — и зачастую изгонялся из школы. Учитель мог строго наказать ученика за то, что он демонстрировал знания ушу без явной необходимости, добиваясь дешевой популярности.

К правилам «боевой морали» относили не только нравственно-душевные качества, но и саму серьезность человека в процессе обучения. В тренировке необходимо соблюдать «золотую середину», «не торопиться и не медлить», как учили китайские мастера, «позволять вещам и самому человеку развиваться естественным образом, своими советами помогая ученику, но ни в коем случае не приказывая. «Каждый должен следовать в обучении своим собственным склонностям», — объяснял учитель тайцзицюань Ян Чэнфу.[49]

Настоящий учитель живет внутри самого человека, новичок просто не замечает его. Этот внутренний учитель, по сути дела, и есть незамутненная природа человека (син), его врожденно-чистые свойства, которые равны самому Дао. Наставник в ушу лишь помогает пробудить этот изначальный мир внутри человека, но основной духовный процесс остается за самим обучающимся. Учитель подсказывает методы тренировки, объясняет приемы, своим поведением и состоянием устанавливает для подопечного некую точку устремлений, горизонт развития. А вот чтобы подойти к нему, требуются особое терпение, моральное усилие, выраженное в серьезности, покой души и неторопливость — качества, которые предписаны правилами поведения ученика.

Примечательно, что большинство трактатов по ушу описывали обучение не как поэтапное овладение приемами, но как процесс становления сознания, или, как это часто называли во внутренних школах, «овладение истинной мыслью и истинным устремлением». Древний трактат из «Канона тайцзицюань» «Пять заметок об использовании мастерства» так описывает этапы саморазвития: «Глубоко изучай. Вникай, вопрошая. Тщательно продумывай. Отчетливо осознавай. Искренне следуй».[50] Процесс саморазвития, как видно, начинается с вопросов к учителю, пока наставления не войдут в плоть и кровь ученика и не станут неотъемлемой частью его души. И лишь затем начинается следование учению — фактически, само ушу. За всем этим стоят колоссальная тщательность и уважение к искусству. Об этом говорил учитель тайцзицюань Дун Иньцзе: «Метод человеческой гармонии заключен в том, что хотя вы и вступаете в поединок, но при этом должны оставаться вежливыми и не терять достоинства».[51] Обратим внимание на вежливость — не наигранную вежливость, но особый тип искренности, выражающий чистоту отношения к миру. В этом — глобальная вежливость к жизни, предел глубины человеческого сердца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Часть VII Мудрость

Часть VII Мудрость Мудрость — это видеть, как другие ошибаются, и знать, что это пройдет… 1. МудростьМатематики не изучают потусторонние миры, ученые занимаются реальной материей, окружающей их. Философы должны делать то же самое.Человечество в общей массе все еще

Мудрость колесника

Мудрость колесника Однажды колесных дел мастер делал колесо в нижней части дворца, а наследник Хуань из Цзи читал книгу в верхней его части.Отложив в сторону стамеску и деревянный молоток, мастер спросил принца, какую книгу он читает.— Ту, что хранит слова мудрецов, —

РАБОТА МЕРЧЕНДАЙЗЕРОМ ТО О ЧЕМ ВАМ НЕ СКАЖУТ ЧАСТЬ 1

Мудрость

Мудрость Мастеру нравилось, когда люди признавали свое

Радостная мудрость

Радостная мудрость Ваше упорство будет вознаграждено, и вы найдёте радость в преодолении препятствий. — Хелен Келлер В нашей кажущейся слабости и несовершенстве лежит ключ к постижению нашей истинной силы. Глядя в лицо разрушительным эмоциям и проблемам, случающимся в

6. Мудрость

6. Мудрость Мудростью называется аналитическая способность ума, позволяющая глубже проникнуть в природу вещей. В широком смысле она бывает двух типов: мудрость, исследующая абсолютную природу вещей, и мудрость, исследующая их относительную природу.Четыре фактора,

Мудрость Упанишад

Мудрость Упанишад Возлюбленные Воплощения Духа (атма-сварупа), мудрость древних заключена в Упанишадах. Они — ваше ценнейшее наследие.Существует 108 Упанишад, но десять из них наиболее важны и являются основными — Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Айтрейя,

Глава 13. Сила притяжения — сила желания

Глава 13. Сила притяжения — сила желания Как мы уже говорили, для того чтобы Желание обрело полную силу, необходимо избавиться от страха. Предположим, вы уже справились с этой частью задачи или, по крайней мере, начали двигаться в нужном направлении, так что теперь я хочу

Мудрость и современность

Мудрость и современность Сегодня, когда перед девушкой или женщиной встают трудные жизненные вопросы, к кому она обращается? Чаще всего к поисковым системам Интернета. Потому что чаще всего ей просто некому задать вопрос. Интернет предлагает много советов на разные темы,

Филиппов Б., Ястребицкая А. Европейский мир Х-ХV вв.

ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ IV. ГОРОДСКАЯ ЕВРОПА

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО ГОРОДУ НЮРНБЕРГУ

Глашатай городской привел Меня в большой красивый дол, Который был покрыт песком И опоясан дубняком. Мне показал старик-глашатай На крепость со стеной зубчатой: Стояла на скале она, Глубоким рвом окружена, И в небо башни возносила. Была в ней красота и сила; Искусных мастеров резцы Отделать окна и зубцы Сумели так, что дашься диву. Мы ближе подошли к обрыву И по подъемному мосту Вступили вместе в крепость ту. За крепостью открылся мне Чудесный вид: там в глубине Долины, город предо мною

1 О городах и городской жизни средневековой Европы см. Части третью, четвертую и пятую.

135
Лежал. Он каменной стеною
Был огорожен от врагов;
Без счета было в нем домов —
Высоких, низких, новых, старых.
Не забывая о пожарах,
Их строили: возведена
Была защитная стена
Меж каждыми двумя домами;
Резьбой затейливой, зубцами
Украсили там щегольски
И скаты крыш и их коньки.
«Ты видишь ли сии строенья, —
Сказал старик, — и украшенья
Искусные, на фряжский лад.
Убранство княжеских палат
Напоминающее живо?
Смотри, как стройно и красиво
Тут улицы проведены.
Отсюда все они видны:
Их здесь — ни много и не мало —
Пять сотен с лишком ныне стало;
А лишек — двадцать восемь точно.
И все-то вымощены прочно!
Колодцы — сто шестнадцать счетом —
Полны до верха, а еще там
Фонтанов дюжина водой
Всех оделяет даровой.
Больших часов у нас шесть штук.
Из них четыре бьют все вдруг.
Двенадцать в городе холмов,
Одиннадцать больших мостов
(И все из камня, все как есть!),
Ворот же — ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов, и сала, и вина;
На всяк товар своя цена,

136
Обилен торг — куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит —
Большая, быстрая река!»
«Скажи, — спросил я старика, —
Как имя города сего?»
«Зовем мы Нюрнберг его».
Я снова: «Что ж за люди тут,
Во всех этих домах живут?»
«От мала до велика весь
Народ, что жительствует здесь,
Смышлен и трудолюбья полон:
Зато в достатке, а не гол он.
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел —
Я было стал считать, да бросил.
Затем, что их никак не счесть,
Тут все, какие в мире есть.
И каждый житель тут при деле.
Сбывает большинство изделий
Торговцам люд мастеровой,
Ну, а взамен несет домой
Товары, в коих есть потреба;
И нет товаров лучше, где бы
Ни стал разыскивать ты их.
Таких, чтоб с нашими сравнились,
Печатников и столяров,
Литейщиков и маляров,
Швецов и резчиков по камню
Встречать не довелось пока мне,
И ты не встретишь никогда,

Работа Мерчендайзером. Плюсы и Минусы работы.

137
Хоть все объезди города.
Ведь как работают-то славно!
Что до художеств — и подавно:
Сыщи, где лучше есть, поди-ка!
Ведь пенье, шпажный бой, музыка
Везде прославили сей град.
Во сне ты видел виноград
И сладкий сахарный тростник;
Теперь ты в тайну сна проник
И понял то, что образ сада
Был попросту виденьем града,
Открытого тебе сейчас».
Спросил я старца: «Кто ж у вас
Выращивает этот сад?»
«У нас есть мудрый магистрат,
И бдит без отдыха и срока
Его недреманное око.
Разбит заботой сих властей
Весь город на восемь частей;
Все женщины и все мужчины
Вошли в сто тридцать две общины1,
Имеет каждый из цехов
Своих присяжных мастеров.
Есть в граде сем законов свод:
Он толкованье нам дает,
Что можно и чего нельзя,
Всем нарушителям грозя
Суровой карой или пеней.
Для каждого из преступлений
Своя есть мера наказанья.
Все тяжбы и все злодеянья
Разбору подлежат суда,
Который справедлив всегда
И к пострадавшим и к виновным, —
Согласно с правом уголовным.
Судить слугу иль господина
Для наших судей — все едино.

1 Имеются в виду церковные приходы (приходские общины).

138
Уставы, стража и законы
В сем граде создают препоны
Для всяких злостных покусительств;
И лучшее из всех правительств —
Наш магистрат — ценим вельми
Любого звания людьми. »
Ганс Сакс1. Избранное. М., Л., 1959. С. 70-74.

2.ФРАГМЕНТЫ ИЗ ХРОНИКИ ДЖОВАННИ ВИЛЛАНИ

. В году от рождества Христова 1333. была Флоренция в состоянии такого великого могущества, счастья и блага, какого не знала она с 1300 г. и ранее.
В эти времена было во Флоренции около 25 000 человек от 15 до 60 лет, могущих носить оружие, из них 1500 горожан-нобилей. Полагаю, что во Флоренции было до 90 000 мужчин, женщин и детей. 1500 чужеземцев, странников и наемных солдат. В число этих жителей я не включаю священников и монахов. Мальчиков и девочек, которые обучаются чтению, насчитывается от 8 до 10000; мальчиков, изучающих счетное дело и арифметику в шести школах, — от 1000 до 1200; овладевающих грамматикой и логикой в четырех высших школах — от 550 до 600 человек. Церквей было тогда во Флоренции и в пригородах, считая и монастырские, 110. Мастерских цеха Лана было 200 и даже более, и производили они от 60 до 80 000 кусков сукна, что оценивалось в 1 200 000 золотых флоринов.

1 Ганс Сакс (1494-1576 гг.) — немецкий городской поэт эпохи Гуманизма и Реформации; был одним из влиятельных и почетных членов нюрнбергской корпорации поэтов-мейстерзингеров. Он был мастером коротких забавных и сатирических рассказов-шванков, сюжеты которых подсказывала повседневная городская жизнь и политическая действительность Германии бурного XVI столетия.

139
Меняльных и банковских домов было 80. Золотой монеты чеканили в год 350000 золотых франков, а иногда и 400 000.
В коллегии судей насчитывалось 80 человек, нотариев было 600, врачей и хирургов — 60, аптек — 100. Купцов и мелких торговцев было множество; невозможно пересчитать мастерские сапожников; насчитывалось 300 и более купцов, которые вели торговлю за пределами Флоренции. Множество было также других мастеров и ремесел.
Хрестоматия по истории Средних веков. Т. 2. М., 1963. С. 524-525.

3.ИЗ «ДЕКАМЕРОНА» ДЖОВАННИ БОККАЧЧО

. Итак, со времен спасительного вочеловеченья сына божия прошло уже тысяча триста сорок восемь лет, когда славную Флоренцию, лучший город во всей Италии, посетила губительная чума.
Чума распространялась тем быстрее, что больные, общаясь со здоровыми, их заражали, — так пламя охватывает находящиеся поблизости сухие или жирные предметы. Весь ужас был в том, что здоровые заболевали и гибли не только после беседы с больными, — заражались этой болезнью, однажды дотронувшись до одежды или же еще до какой-либо вещи, до которой дотрагивался и которой пользовался больной.
Таковые, им подобные и еще более ужасные случаи порождали всевозможные страхи и бредовые видения у тех, которые, уцелев, в большинстве своем стремились к единственной и бесчеловечной цели: держаться подальше от заболевших, избегать общения с ними и не притрагиваться к их вещам, — они надеялись при этом условии не заболеть. Весь город пребывал в глубоком унынии и отчаянии, ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк, оттого что служители и исполнители
140
таковых разделили общую участь: либо померли, либо хворали, подчиненные же их — те, что остались в живых, — не обладали надлежащими полномочиями, и оттого всякий что хотел, то и делал. В сих мыслях, думая только о себе, многие мужчины и женщины бросили родной город, дома и жилища, родных и все имущество свое и устремились кто в окрестности Флоренции, кто в окрестности других городов.
Нечего и говорить, что горожане избегали друг друга, соседи не помогали друг другу, родственники редко, а иные и совсем не ходили друг к другу, если же виделись, то издали. Бедствие вселило в сердца мужчин и женщин столь великий страх, что брат покидал брата, дядя племянника, сестра брата, а бывали случаи, что и жена мужа, и, что может показаться совсем уже невероятным, родители избегали навещать детей своих и ходить за ними, как если б то не были родные их дети.
Прежде у нас был такой обычай (теперь он возродился): в доме покойника собирались родственницы и соседки и плакали вместе с его близкими, у дома покойника собирались родственники, соседи, другие горожане, а если он был знатного рода, то и духовные лица, равно как и сверстники усопшего, и торжественно, со свечами и с пением, выносили его тело в ту церковь, где он завещал отпевать его. Когда же начала свирепствовать чума, обычай этот почти исчез, зато появился новый. Теперь люди умирали не только без плакальщиц, но часто и без свидетелей, и лишь у гроба весьма немногочисленных горожан сходилась родня, и тогда слышались скорбные пения и проливались горючие слезы. Мелкота и большинство людей со средним достатком являли собой еще более прискорбное зрелище: надежда на выздоровление или же бедность удерживали их у себя дома, среди соседей, и заболевали они ежедневно тысячами, а так как никто за ними не ухаживал и никто им не помогал, то почти все они умирали.
. С марта по июль, отчасти в силу заразительности самой болезни, отчасти потому, что здоровые из боязни заразы не ухаживали за больными и бросали их на
141
произвол судьбы, в стенах города Флоренции умерло, как уверяют, сто с лишним тысяч человек, а между тем до этого мора никто, уж верно, и предполагать не мог, что город насчитывает столько жителей. Сколько у нас опустело пышных дворцов, красивых домов, изящных пристроек, — еще так недавно там было полным-полно слуг, дам. и господ, и все они вымерли, все до последнего кучеренка! Сколько знатных родов, богатых наследств, огромных состояний осталось без законных наследников! Сколько сильных мужчин, красивых женщин, прелестных юношей, которых даже Гален, Гиппократ и Эскулап признали бы совершенно здоровыми, утром завтракало с родными, товарищами и друзьями, а вечером ужинало со своими предками на том свете.
Боккаччо Джованни. Декамерон. М., 1955. С. 33-38.

4.ПРАВО Г.ФРЕЙБУРГА (В БРЕЙСГАУ)
Грамота 1120 г.

Да будет ведомо всем, как будущим, так и ныне сущим, что я, Конрад, в 1120 году в месте, именуемом Фрейбург, принадлежащем мне по праву частной собственности, учредил рынок. Оный рынок положил я начать и использовать купцам, каковых отовсюду созвало некое сообщество. Затем я предоставил каждому купцу место на том рынке для постройки их домов по праву частной собственности и от каждого участка определил 1 солид общепринятой монетой в качестве ежегодного чинша, уплачиваемого в праздник св. Мартина мне и моим наследникам. Каждый из домовых участков будет иметь в длину 100 футов, в ширину 50. Также пусть будет ведомо всем, что эти привилегии, каковые следуют ниже, я предоставил согласно их просьбе и желанию. И мне угодно, если эта грамота будет подписана и скреплена, чтобы мои купцы и их
142
наследники эту привилегию навечно держали от меня и наследников моих.
1. Я обещаю мир и безопасность в пределах моей власти и владений всем прибывающим любыми путями на мой рынок. Если кто-либо из них будет ограблен на этой территории и назовет грабителя, я или заставлю вернуть награбленное, или уплачу сам.
2. Если кто-либо из моих горожан умрет, супруга его с детьми своими будет владеть всем и без всякого возражения получит, что бы муж ее ни оставил.
3. Всем купцам я уступаю торговую пошлину.
4. Никогда я не назначу моим горожанам другого фогта, никогда — другого священника, но кого для этого изберут, того и будут иметь после моего утверждения.
5. Если возникнет какая-либо распря или спор среди моих горожан, то он будет устранен не по произволу моему или управителя их, но будет разрешен по местным обычаям и по законному праву всех купцов, более же всего по закону кельнских купцов.

Из дополнений, внесенных в текст права между 1120 и 1178 гг.

13. Пусть никто из людей или министериалов герцога или кто-нибудь из рыцарей не будет проживать в городе, иначе как с общего согласия и по воле всех горожан.
14. Никакой чужак не может выступать свидетелем против горожанина, но только горожанин против горожанина, и всякое свидетельство должно быть дано двумя законными лицами, которые видели и слышали.
Средневековье в его памят-
никах//Сб. переводов под ред. Д. Н. Егорова. М., 1913. С. 235-237.

5. ЛЮБЕК. ГОРОДСКОЕ ПРАВО ИМПЕРАТОРА ФРИДРИХА I
ОТ 19 ОКТ. 1188 Г.

. Ввиду того, что верные наши, граф Адольф Шауенбургский и граф Бернгард Рацебургский, вели тяжбу с горожанами нашими из Любека о границах и пользовании землями, мы внимательно выслушали в присутствии своем обе стороны и, разобрав предмет тяжбы, ради того, чтобы упрочить между ними мир, побудили вышеназванных графов, чтобы оба они. возвратили нам право, которого они домогались, а мы, с их согласия, передали его жителям вышеназванного города, дабы они впредь обладали им без всякой помехи.
1. . Все населяющие город наш Любек, какого бы они ни были положения, будут иметь право всяческого пользования: путем и беспутьем, полями и пустошами, водами и рыбными ловами, лесами и пастбищами. Эти права, возвращенные нам графом Бернгардом Рацебургским, мы пожаловали нашим горожанам.
2. Равным образом граф Адольф вернул нам, а мы передали горожанам, пользование угодьями в нижеописанных границах: от города вверх до местечка Ольдесло, так, чтобы по обоим берегам реки Травы они пользовались лесом на две мили расстояния, притом дровами, лугами и пастбищами, за исключением части леса, приписанного к монастырю Девы Марии. Сверх того, предоставлено будет самим горожанам и их рыбакам заниматься рыболовством, как они привыкли делать во времена герцога Генриха.
3. Сверх того, на удовлетворение их нужд мы пожаловали им все права, которые уступил им и скрепил своей привилегией первый основатель места Генрих, некогда герцог Саксонский, а именно: патронат над приходской церковью Девы Марии, чтобы по смерти одного священника горожане, как бы патроны, выбирали себе другого, кого захотят, и представляли его епископу.
4. К тому же пусть они свободно передвигаются с
144
товарами своими по всему герцогству без поборов и без пошлины.
5. Если кто-либо из них замешан будет в каком-либо деле, то в пределах всей нашей империи и в [саксонском) герцогстве пусть оправдываются перед судьей данной местности, не подвергаясь заключению, по праву уже упомянутого города.
8. А если кто-нибудь умрет там, и окажется, что у него не будет наследника, мы постановили, чтобы все его наследство и пожитки в течение года с днем неприкосновенно хранились в доме, где он умер, если случайно не явится в течение указанного срока кто-нибудь, ему близкий, который и получит [наследство] согласно городскому праву. Если же в течение этого времени не придет никто из его близких, все, оставленное им, выдается королевской власти.
9. Русские, готы, норманны и прочие восточные народы пусть являются в неоднократно названный город и свободно уходят из него без пошлины и без торговых поборов.
10. Также и купцы любого королевства, любого города пусть являются сюда и свободно покупают, пусть только платят положенную пошлину.
11. Также если кто-нибудь захочет менять деньги в этом городе, то пусть свободно меняет в любом месте, где представится случай, но только не перед монетным двором.
12. Консулы же, согласно нашей привилегии, имеют право испытывать монету столько раз в году, сколько захотят. И если монетчик сплутовал, то пусть уплатит пеню; а из пени половина пойдет гражданам, а остальное королевской власти.
13. Сверх того. мы подтверждаем им, чтобы никто. не захватывал своими зданиями или укреплениями территории вышеназванного города ни внутри, ни вне его пределов; если же кто-либо каким-либо способом соорудит укрепление на суше или на воде, то пусть они, опираясь на нашу волю, его извлекут, а укрепление уничтожат. А кто преднамеренно захватит здания города и будет обличен, платит 60 фунтов.

145
14. А граждане упомянутого уже города не будут ходить в поход, а будут только защищать свой город.
15. Также если свободное состояние кого-нибудь из этого города где бы то ни было подвергнется сомнению, то он, где бы он ни был заподозрен, доказывает свою свободу единоличной клятвой.
16. Если кто-либо из чужих коварно заявит притязание на свободу кого-либо из горожан, то горожанину будет легче доказать свою свободу единоличной клятвой, чем чужаку доказать противное. Если же кто-либо из окрестной земли станет оспаривать чью-либо свободу и заподозренный сможет доказать, что он год и день прожил в городе без чьего-либо протеста, то заподозренный выходит из дела чист.
17. И так как мы желаем, чтобы права вышеназванных горожан наших нами ни в чем не были умалены, а наоборот, во всем, насколько это нам покажется полезным, возросли, то мы, кроме того, жалуем им нашею милостью, чтобы они, в пределах до того места, куда заходит во время разлива река, называемая Трава, пользовались во всем тем же судом и свободой, как и в пределах города. Также желаем мы, чтобы они в пределах до моста пользовались тем же судом и свободой, как и в городе.

Там же. С. 117-120.

6.ОСНОВАНИЕ ГАМБУРГА

. Мы, Адольф, Божией Милостью граф [Голштинии]. объявляем всем . что Вирад Бойценбургский получил от нас на наследственном праве город Гамбург, лежащий по реке Альстер, а также и пригородную землю до половины реки Альстер для свободного заселения по праву рынка, чтобы он вместе со своими засельниками, которых он туда приведет, устроил гавань, годную для посещения разными людьми из окрестных земель.
А чтобы это место охотно посещалось, мы жалуем
146
участки под свободное заселение по Любекскому праву, а также прилегающее озеро и остров на Альстере, а также пастбища и леса в совместное пользование с местным крестьянством.
Сверх того, мы желаем, чтобы засельщики (coloni) были свободны от всякой пошлины во всех бургах, местечках и городах или каких-либо иных местах, принадлежащих к державе нашей.
А относительно суда так: где бы кто ни прегрешил, он отвечает по праву Любекскому.
Кроме того, все судебные доходы наши мы предоставляем на три года жителям этого бурга. А по прошествии трех лет все, что промыслит себе судом вышеупомянутый Вирад или его преемник, пойдет ему, за исключением дел, грозящих руке и голове, с чего он станет получать третью часть. Кроме того, всякий чинш за городские участки мы навеки прощаем вышеуказанным жителям.
Дважды в году будет у них рынок [ярмарка], а именно в Успеньев день и на св. Вита [15 V], сверх торга, который будет совершаться еженедельно в день, о котором последует наш указ. Относительно всего этого мы даем грамоту Вираду и его засельникам, дабы в будущем все вышесказанное не забывалось и не нарушалось, а также торжественно обещаем взять на себя половинные издержки при исходатайствовании другой грамоты, от господина нашего императора.
Там же. С. 122-123.

как стать визуальным мерчендайзером

7.О ПРАВАХ ГОРОЖАН

I. «Городской воздух делает свободным» (Из городского права, дарованного императором Фридрихом II городу Гослару 13 июля 1219 г.)
1. Если кто-либо проживал в городе Госларе и при жизни своей никем не был уличен в рабском состоянии, то после смерти его никто да не посмеет назвать его рабом или низводить в рабское состояние.

147
2. Если же какой-либо чужак пришел жить в названный город и так оставался там в течение года и дня, причем ни разу ему не ставили на вид рабского состояния, не уличили его в этом, и сам он в этом ни признавался, то пусть он пользуется общею с другими гражданами свободою; и после смерти его никто да не посмеет объявлять его своим рабом.
II. Бремен: право городской черты. 28 ноября 1186 г.
Фридрих, Божиею споспешествующего милостью император. Ценя честную и постоянную преданность горожан города Бремена и желая по заслугам воздать за их верность, мы уступаем им и утверждаем за городом Бременом те права, которые блаженной памяти император Карл по настоятельной просьбе св. Виллегада, первого святителя церкви Бременской, уступил этому городу, а именно:
1. Если какой-либо мужчина или женщина пробудет безпрепятственно в городе Бремене в пределах того, что в просторечье называется вайхбильдом1 , в течение года и дня, и если кто-либо после этого вздумает [пожелает] оспаривать его свободу, то, наложив молчание на жалобщика, пусть будет предоставлено тому доказать свою свободу ссылкой на вышеуказанный срок; изымаются все люди Бременской церкви и всех церквей, примыкающих к ней по правовому своему положению.
III. Кельн. Присяга при принятии на гражданство (ок. 1355 г.)
Вот в чем должны присягать те, которых заново принимают в бюргеры Кельна:
1. . Они должны присягать в том, что будут верны и преданы Совету и городу Кельну и будут стоять за его добро и боронить его от всякого зла, по крайнему своему разумению.

1 Weichbild — городское пространство, в пределах которого действуют городские свободы.

148
2. Также будут выходить на зов набатного колокола и иметь полное собственное снаряжение на благо Совета и города Кельна.
3. А когда они принесут таковую присягу, то могут быть приняты во гражданство [стать полноправными бюргерами] со всеми свободами, какими пользуются другие бюргеры. Если окажется при этом, что он уже три года жил в Кельне и жил своим домом, то пусть внесет 6 гульденов самых полновесных; а если окажется, что он сидел меньше трех лет, то пусть внесет 12 гульденов.
4. Далее следует также спрашивать их, не чьи ли-нибудь они люди. И вот, если возникнет дело, что они чьи-либо, и их потребуют в течение года после выдачи грамоты на гражданство, то следует отдать его его господину, и его бюргерское звание не должно давать ему прикрытия.
IV. Бомануар1. Кутюмы Бовези
«О людях в городах добрых и об их праве, и как их охранять и судить, чтобы они могли жить в мире».
Города добрые с коммуной и те, в которых нет коммуны, а также народ в них сильно озабочены такого рода охраной, чтобы и им никто не вредил, и они бы никому не вредили; особенно должно соблюдать коммунальные хартии в точном согласии с буквой их привилегий, если только сами города не позволили себе действовать вопреки привилегиям и тем самым нарушили их; ибо, что печь, в которой не варят, — то и хартия, которой не пользуются [ибо поступали в противность ей).
Вновь учреждать коммуны [т. е. города, пользующиеся самоуправлением) на всем протяжении королевства Франции без согласия короля не может никто, кроме самого короля, потому что издавать «новые законы» воспрещено.
А если мы сказали, что всякие новшества воспрещены, то это нужно понимать в смысле новшеств, направленных
1 Бомануар-Филипп де Реми (ок. 1250-1296), французский юрист. В 80-х годах XIII в. составил «Кутюмы Бовези» — свод обычного права местности Бовези в Северной Франции.

149
против чужого права; ведь никому не запрещено сооружать печи [для выпечки хлеба], мельницы, давильни, дома, садки для рыб и тому подобное там, где этим никому не наносится ущерба. Так знайте же, что понимать это надо в том смысле, чтобы не задевалось этим ничье право. Впрочем, в иных случаях люди торговые могут потерпеть ущерб, из-за чего, однако, новшество не должно быть отменено. Так, если я на своей земле поставлю мельницу там, где хочу и где имею право, а мельница моего соседа станет менее доходной или потому, что туда пойдет меньше народа, чем ходило прежде, или потому, что я беру за помол дешевле его, — то ради подобного ущерба моя мельница не будет снесена, ибо если каждый, не обижая другого, может иметь выгоду от улучшения своего владения, то отсюда проистекает выгода всеобщая.
Мы видим немало городов, где бедные и средние люди не имеют никакого участия в управлении, но все оно у богатых, потому что люди коммуны боятся их или вследствие их богатства или вследствие их родства. Случается, что одни из них, пробыв год мэром, членом городского управления или казначеем, на следующий год делают таковыми своих братьев, племянников или других близких родственников, так что в продолжение десяти или двенадцати лет у богатых все управление в добрых городах. Когда же люди коммуны хотят от них отчета, они прикрываются указанием, что они де отчитались одни перед другими; но в таких случаях этого нельзя терпеть, ибо в делах коммуны отчеты не должны приниматься теми, которые сами должны отчитываться. Итак, подобный отчет должен сдаваться в присутствии сеньора города или лиц, им присланных, и в присутствии некоторых лиц, выбранных коммуной для выслушивания таких отчетов и обсуждения оных, если что нужно. Если [казначеи] не смогут дать доброго отчета, должно их принудить к немедленному возмещению, взяв их самих и, наложив запрет на их имущество.
Много споров возникает в добрых городах, имеющих коммуну, из-за тальи (государственного налога), ибо часто случается, что богатые, которые заправляют городскими
150
делами, платят меньше, чем следует, как сами, так и их родственники, а также облегчают и других богатых; таким образом, все платежи ложатся на бедный люд коммуны. Из-за этого произошло много зла, ибо бедные не хотели сносить этого, но не знали настоящего пути к своему праву и подымались на богатых. Так не мало перебито было людей, города же умалились [ослабели] от злых сих затей. Итак, когда сеньор города видит возникновение подобных столкновений, он должен их предупредить и должен сказать коммуне, что он обложит тальей1 и богатых по справедливости. [Он должен помочь в раскладке тальи] как на богатых, так и на бедных, причем каждый платит сообразно со своим состоянием и статусом и тем, велика ли или мала вся талья с города. А затем сеньор должен принудить каждого заплатить свою часть тальи.
Там же. С. 142-147.

8.НЮРНБЕРГСКИЙ УСТАВ О НИЩИХ (1478 Г.)

После того как почтенный совет. узнал, что имеются нищие и нищенки, которые ведут себя нечестивым, неподобающим и неприличным образом, и что некоторые лица нищенствуют в Нюрнберге, совершенно не нуждаясь в этом. наши господа из совета, желая обеспечить бедным нуждающимся людям милостыню как источник их пропитания, строго предписали. соблюдение приводимого устава.
Наши господа из совета постановляют, что ни один бюргер или бюргерша, гость или гостья, не имеют права просить милостыню в Нюрнберге ни днем, ни ночью, если они не получили разрешения на это от почтенного совета. Получившие же это разрешение могут просить милостыню
1 Талья (от франц. taille) — постоянный прямой королевский налог в средневековой Франции. Королевская талья как временный налог была введена при Людовике IX (1226-1270 гг.) взамен воинской повинности.

151
лишь в том случае, если они открыто носят (на одежде) знак, который будет им дан. Кто будет просить милостыню без разрешения или без знака, тот будет изгнан из Нюрнберга на целый год и не имеет права приблизиться к нему на расстояние одной мили.
Прежде чем получить разрешение и знак, каждый нищий и нищенка должны рассказать члену совета всю правду о своем имущественном и телесном состоянии и о том, есть ли у них семья, или они одиночки, и сколько у них детей, чтобы можно было понять, точно ли они нуждаются в милостыне.
Имена тех детей нищих и нищенок, которым исполнилось восемь лет, которые не страдают болезнью и слабостью и которым их родители не доставили работы, должны быть записаны. чтобы можно было попытаться найти для них работу здесь или в деревне.
Нищие и нищенки, которым разрешено просить здесь милостыню, и не являющиеся ни калеками, ни хромыми, ни слепыми, не должны в будние дни праздно стоять перед церковью на паперти, но должны прясть или делать другую доступную им работу.
Нищим и нищенкам, которые стесняются просить милостыню днем и хотят делать это лишь ночью, дается особый знак, причем летом им разрешается нищенствовать не больше 2-х часов с момента наступления ночи, а зимой не более 3-х часов с этого момента. При этом они должны носить с собою свет соответственно общим городским предписаниям.
Каждый нищий — все равно бюргер ли он или пришлый, — которому дано разрешение просить милостыню и у которого есть какой-нибудь возбуждающий сострадание открытый телесный недостаток, вид которого может причинить вред беременным женщинам, должен закрыть этот недостаток.
Почтенный совет обращает особенное внимание на нищих. Если они будут вести себя неподобающим образом, то он накажет их по своему усмотрению.
Запрещается бюргерам, жителям Нюрнберга, и поварам держать у себя нищего больше трех дней без разрешения
152
членов совета, заведующих этим делом. За каждый лишний день с каждого лица полагается штраф в 10 фунтов. Старшины по надзору за нищенством сумеют донести о таком лице.
Немецкий город. XIV-XV вв. // Сб. материалов // Под ред. В. В. Стоклицкой-Терешкович. М., 1936. С. 162-164.

9.ДОГОВОР О НАЙМЕ УЧЕНИКА КЕЛЬНСКИМ
ЗОЛОТЫМ ДЕЛ МАСТЕРОМ АЙЛЬФОМ БРУВЕРОМ (1404 ГОД)

Я, Иоганн Тойнбург, старый бюргер города Кельна, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего законного сына Тениса, изъявившего на это свое согласие, для изучения ремесла золотых дел мастера в Кельне. Тенис обязан верою служить вышеуказанному Айльфу Бруверу 8 лет без перерыва, начиная со дня св. апостола Матвея.
. Мастер Айльф обязан кормить сына моего все вышеуказанные 8 лет. Я же, вышеназванный Иоганн, обязываюсь все 8 лет честно одевать его (т. е. соответственно занимаемому им положению). Если случится, что вышеуказанный Тенис, сын мой, умрет в течение первого года этих восьми лет, то вышеназванный мастер Айльф обязан вернуть мне 8 гульденов из тех 16 гульденов, которые я дал ему теперь вперед.
Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от вышеуказанного Айльфа, моего мастера, и стану самостоятельно заниматься вышеуказанным ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру Айльфу штраф в 42 гульдена. А сверх того я, Тенис, тем не менее, остаюсь связанным договором и обязан прослужить до конца 8 лет, как это обычно принято в Кельне, в вышеуказанном цехе.
Там же. С. 56.

10.ДОГОВОР О НАЙМЕ УЧЕНИКА КЕЛЬНСКИМ
ЦИРЮЛЬНИКОМ МАСТЕРОМ
МИХЕЛЕМ (1486 ГОД)

В 1483 г, мастер Михель, живущий в Дранггассе, взял ученика по имени Дериха Смединга из Реклингаузена, который должен служить ему 8 лет так, как ученик обычно служит мастеру.
Дерих Смединг дал старшине цеха обещание честно и бесхитростно служить своему мастеру эти 8 лет, начиная со вторника после св. Павла. Присутствовали старшины: мастер Зиман с Неергассе и мастер Клейс с Геймаркта. Свидетелями были Петр из Бахараха, Симон из Эйгельштейна, мастер Герар с улицы св. Северина и мастер Эвальд. Клаус Шильдергаз внес плату за учение.
Там же. С. 57.

Обучающий ролик мерчендайзеры. Работа мерчендайзером

11. 3-Й ЦЕХОВОЙ УСТАВ ШЕЛКОТКАЧИХ КЕЛЬНА (1469 год)

Мы, бургомистры и совет города Кельна, объявляем всем, кому предстоит увидеть и услышать эту грамоту, нижеследующее:
Наши предки — бургомистры и совет города Кельна — в год от рождества господня 1437 в мае месяце, в понедельник, следующий за днем св. Люции, учредили женский шелкоткацкий цех, утвердили его на прочных законах и предписаниях и дали означенным ткачихам устав, приложив к нему городскую печать; в этом уставе содержалась оговорка, что если бургомистры и совет найдут его в чем-либо несоответствующим общему благу, то они вправе во всякое время, по мере надобности, расширить или сократить его. Устав был дан по предложению и нижайшей просьбе наших дорогих и верных бюргерш и жительниц из числа ткачих шелковых изделий, возбужденной ими из-за того, что ремесло, которым они зани
154
мались в течение ряда лет почетным и похвальным образом, стало приходить в заметный упадок, с одной стороны, из-за некоторых новшеств, с другой — из-за отсутствия у них до сих пор писаных законов, подобных тем, какими обладают другие ремесла; сверх того устав дан во славу всемогущего бога и нашего города, во имя общего блага и, наконец, ради того, чтобы купец, как свой, так и приезжий, не рисковал быть обманутым.
1. . Ни одна женщина, принадлежащая к этому цеху, не имеет права занять положение главной мастерицы по выделке шелка, не проучившись и не прослужив три года в этом цехе. Учение она должна пройти у главных мастериц цеха. таким образом, что если она не уживается у одной мастерицы, то может продолжать учение у другой, не иначе, однако, как с ведома цеха.
3. Главная мастерица имеет право держать у себя одновременно не больше 4 учениц. не считая ее собственных детей.
7. Запрещается вышеупомянутым мастерицам и их мужьям производить шелковые изделия из пряжи, изготовленной не в Кельне, и отдавать их красить. Нарушившие это правило караются отобранием шелка, половина которого поступает в пользу совета и бургомистра, а другая половина — в пользу старшин цеха. К тому же означенные лица теряют право в будущем заниматься производством шелковых изделий.
8. Красильщики шелка в нашем городе имеют право работать только для главных мастериц. Это постановлено для того, чтобы сохранить источники пропитания наших бюргеров, бюргерш и жителей. Красильщик шелка, нарушивший этот пункт, уплачивает 100 марок штрафа и подвергается в течение месяца заключению в городской башне. Мастерицам же запрещается давать ему работу, пока он не уплатит штрафа.
20. Все лица, принадлежащие к этому цеху, обязаны оказывать повиновение старшинам во время обхода, совершаемого этими последними для осмотра шелка и шелковых заведений.
21. Если старшины найдут, что работа неправильно ис
155
полнена и не является добротным товаром, то они отбирают его и представляют властям. Тот, у кого найдено это изделие, должен сам разрезать его на куски и сверх того уплачивает с каждого лота по 2 шиллинга штрафа.
23. Каждый год главные мастерицы совместно выбирают двух мужчин, которые занимаются торговлей, и двух женщин, принадлежащих к этому цеху, в старшины; однако муж и жена не могут одновременно занимать должность старшин. По окончании срока старшины лишь два года спустя могут быть вновь избраны на эту должность. Они обязаны собираться каждые две недели для обсуждения дел, касающихся цеха, и творить суд по мере надобности. Каждый из них получает по 4 шиллинга вознаграждения за каждое заседание.
25. Одна треть штрафов, взыскиваемых старшинами, поступает ежегодно в пользу города, вторая треть — в пользу цеха, а третья — в пользу того, кто донес и сообщил.
Там же. С. 25-29.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Cmоклицкая-Терешкович В. В. Очерки по социальной истории немецкого города в XIV-XV вв. М., Л., 1936.
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XII-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.
Ястребицкая А. Л. Европейский город (средние века — раннее Новое время)//Введение в современную урбанистику. М., 1993.

Добавить комментарий